Хр. Рима 3 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
2 Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
3 И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
4 Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано:

«Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих
и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2

5 Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?
6 Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
7 Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
8 Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
9 Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
10 В Писании так и сказано:

«Нет праведного, нет ни одного;

11

нет разумеющих, никто Бога не ищет.

12

Все сбились с пути и разом стали негодны;
нет творящего доброе, ни одного [нет].5

13

Их гортаньзияющая могила;
языком своим обманывают люди.6
Во рту у них яд змеиный7

14

и на устах одни проклятия и горечь.8

15

Скоры они9 на пролитие крови.10

16

Всюду разор и бедствие на путях человеческих.

17

Не знают люди пути к миру,11

18

страха Божия лишились они».12

19 Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
20 Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
21 Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;
22 и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.
23 Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,
24 а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.
25 [25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
26 так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
27 Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
28 Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23
29 Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
30 Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
31 Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.

Толкования Августина

Стих 4

Итак, Бог верен в Себе; ты верен в Боге, но лжив в себе.

Августин Иппонский, Трактат на Первое послание Иоанна. Cl. 0279, 1.1983.22.

Стих 20

Эти слова нужно читать очень внимательно, чтобы не показалось, будто апостол порицает закон, и чтобы не отнимать у человека его свободную волю. В связи с этим мы различаем четыре ступени человеческого существования: до закона, под законом, под благодатью, в покое вечности. До закона мы следуем вожделению плоти, под законом оно влечет нас, под благодатью мы не следуем ему и не влечемся им, в покое нет никакого вожделения плоти. Следовательно, до закона мы не боремся, поскольку не только желаем и грешим, но и оправдываем грех. Под законом мы боремся, но терпим поражение, признаем, что делаем плохое, и не хотим его делать, но, так как не имеем благодати, оно одолевает нас. На этой ступени нам открывается, во что мы впали, и когда мы хотим подняться и падаем, то низвергаемся еще более. Потому говорится, что закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление (20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, Рим 5:20). Потому и здесь сказано: законом познается грех, а не оправдывается, потому что грех оправдывается только одной благодатью.

Итак, закон добр, потому что он запрещает то, что следует запрещать, и разрешает то, что следует разрешать. Но если кто-либо думает, будто он может выполнять его своими собственными силами, без благодати своего Освободителя, то нет пользы в подобной надежде — один вред, так что его еще более охватывает желание согрешить, и в грехах своих он становится отступником. Где же нет закона, нет и отступничества. Так что тот, кто лежит в грехе, узнав, что сам по себе подняться не в состоянии, пусть взывает о помощи Освободителя.

Тогда придет благодать, которая простит прошлые грехи и борющемуся даст помощь, наполнит праведность любовью и уничтожит страх. Когда же это произойдет... то дух, будучи укоренен благодатью и любовью Божией, уже не впадает в грех. Ведь мы грешим не в самом превратном желании, но когда уступаем ему.

А поскольку эти желания рождаются от смертной плоти, которую мы наследуем от первородного греха первого человека, рождаясь по плоти, то они и не перестанут — если только мы не изменимся по воскресении тела, что и обетовано нам.

Тогда наступит совершенный покой, и мы утвердимся на четвертой ступени. В совершенном покое нам ничто не противостоит, потому что мы не противостоим Богу. А свободная воля была совершенна в первом человеке; в нас же до благодати нет свободной воли не грешить, но лишь не хотеть грешить. Благодать же делает возможным для нас не только хотеть поступать правильно, но и мочь — не своими силами, но с помощью Освободителя, который по воскресении даст нам совершенный покой, следующий за доброй волей.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам.Cl. 0280, 12.6.17.

Стих 21

Павел не сказал: «правда человека» или еще какая-нибудь, но: Божия, — и не потому, что Бог праведен, но потому, что это та правда, в которую Он облекает неправедного, оправдывая его. О ней свидетельствуют закон и пророки. Итак, правда Божия засвидетельствована независимо от закона, но не без закона. Как это — через закон, если независимо от закона? Правда Божия независима от закона: ее Бог открывает верующему через Дух благодати без помощи от закона.

Августин Иппонский, О духе и букве. Сl. 0343, 9.15.167.5.

Стих 22

Как без благодати Евангелия Павел мог обещать славу, честь и мир делающим добро язычникам? Потому что нет лицеприятия у Бога (11 Ибо нет лицеприятия у Бога. Рим 2:11) и не слушатели закона, но исполнители оправданы будут (13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, Рим 2:13). Так что иудей или эллин, то есть любой поверивший язычник, будет в равной степени иметь спасение по Евангелию. Ибо нет различия, как он говорит дальше.

Августин Иппонский, О духе и букве. С1.0343, 26.44.198.22.

Стих 28

Хотя апостол Павел и проповедует оправдание человека верой без дел, это, однако, не следует понимать в том смысле, что, поверив во Христа, но продолжая жить порочно, можно будет спастись верой. Это место из послания апостола следует понимать правильно.

Августин Иппонский, О различных вопросах. Cl. 0289, 76.4 [CCSL 44A:218].

Стих 30

Один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Это сказано не из-за различия в значении (будто одно — по вере, а другое — через веру), но для словесного разнообразия.

Августин Иппонский, О духе и букве. Сl. 0343, 29.50.205.10.

Стих 31

Каким же образом мог утвердиться закон, как не через праведность? Праведность, которая через веру утвердилась, потому что праведность от закона утвердиться не смогла.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 13.9.7.

Иное толкование

Значит, мы уничтожаем благодатью свободную волю? Избави Бог! Мы еще более утверждаем свободу воли. Как закон не отменяется верой, так и свобода воли — благодатью, но утверждается. И закон не может быть исполнен без свободы воли. Законом познается грех; верой стяжается благодать против греха; благодатью исцеляется душа от порока греха; с исцелением души приходит свобода воли; со свободой воли приходит любовь к праведности. А от любви к праведности — действие закона.

Так что закон не уничтожается верой, но утверждается. Ибо вера несет благодать, которою исполняется закон. Так и свобода воли не уничтожается, но утверждается благодатью. Ибо благодать исцеляет волю, которою свободно возлюбливается праведность.

Августин Иппонский, О духе и букве. Cl. 0343, 30.52.208.16.

Итак, закон утверждается верой. Отдельно от веры закон повелевает и определяет в качестве виновных не исполняющих повеления — так, чтобы обратить когда-нибудь к благодати Спасителя тех, кто не способен исполнять повеления закона.

Августин Иппонский, О различных вопросах. Cl. 0289, 66.56 [SL 44A:152].

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.