1 хр. в Коринфе 9 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Но разве не свободен я? Или я не апостол? Разве я не видел Иисуса, Господа нашего? Разве вы не плод моего труда для Господа?
2 Если для других я — не апостол, для вас-то уж точно апостол, ведь сами вы в вашем единении с Господом и есть свидетельство1 моего апостольства.
3 Вот мой ответ2 тем, кто меня судит.
4 Не имеем ли мы права3 есть и пить?
5 Нет ли у нас и права всегда иметь рядом с собой жену-христианку, как то делают остальные апостолы, и братья Господа, и Кифа?
6 Только ли Варнава и я не вправе перестать зарабатывать на жизнь?
7 Кто из служащих в армии содержит себя сам? Сажает ли кто виноградник, чтобы не есть плодов его? Кто пасет стадо, не пользуясь молоком от него?
8 Сужу об этом не только по человеческим представлениям. Разве не то же самое говорит Закон4 Моисеев?
9 Ведь в нем написано: «Не мешай волу есть то, что молотит он».5 О волах ли тут речь?
10 Не о нас ли прежде всего заботится Бог? Конечно, так: ради нас всё это и было сказано, потому что и пашущий должен пахать, и молотящий — молотить с надеждой получить свою часть урожая.
11 Будет ли это слишком много, если, посеяв вам духовное, мы пожнем у вас блага земные?6
12 Если у других есть право на вашу поддержку, то не большее ли у нас?
Но мы не воспользовались своим правом, напротив, мы всё переносим, лишь бы нам ничем не помешать распространению Благой Вести Христа.
13 Вы и сами знаете, что священнодействующие питаются от храма,7 что служащие при жертвеннике получают свою долю от жертвенных приношений?
14 Так и Господь установил, чтобы возвещающие Благую Весть от нее и жили.
15 Но я ничем из того не воспользовался и не затем писал, чтобы так было и для меня, ибо лучше умереть мне, чем сделать это… Никто да не обратит мою похвалу в пустые слова!
16 Я не считаю себя вправе хвалиться тем, что возвещаю Благую Весть, ведь я обязан это делать, и горе мне, если я эту Весть не проповедую.
17 Если бы я делал это по собственной воле, то имел бы право на вознаграждение, но раз не по своей воле действую, значит, только исполняю возложенную на меня обязанность.8
18 В чем же тогда моя награда? В том как раз, что я могу возвещать Благую Весть9 безвозмездно, поступаясь своим законным правом проповедующего Евангелие.
19 Хоть ни от кого и не зависим я, но сделал себя рабом всех, чтобы приобрести как можно больше людей для Христа.
20 Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто под Законом, — как находящийся под Законом (хотя я сам и не под Законом), чтобы приобрести тех, кто под Законом;
21 для язычников, не знающих Закона, — как не знающий его (хотя живу я не без закона Божьего, ибо предан закону Христа), чтобы приобрести не знающих Закона.
22 Для слабых стал я слабым, чтобы приобрести слабых. Для всех я сделался всем, чтобы любой ценой спасти некоторых.
23 Всё это я делаю ради Благой Вести, чтобы быть сопричастным ее благословениям.
24 На соревнованиях, как вы знаете, состязаются в беге многие, но награду получает только один. Бегите же так, чтобы получить.
25 Всякий состязающийся обязывает себя к строгому воздержанию. Но делают они это, чтобы получить в награду венок земной и тленный, мы же хотим стяжать себе венец неувядаемый.
26 Потому бегу я не как тот, кто не видит цели; и веду свой кулачный бой не так, чтобы попусту бить воздух.
27 Нет, подобно атлету, я не щажу10 свое собственное тело и его порабощаю, чтобы, возвестив Благую Весть другим, самому не оказаться отвергнутым.11

Толкования Августина

Стих 5

О какой такой власти он сказал, как не о власти, которую Господь дал тем, кого послал проповедовать Царство Небесное, говоря: Ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои (7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. Лк 10:7)? Себя же он и приводит в пример такой власти — верующие женщины прислуживали ему в необходимом из своих средств.

Источник: О делах монашеских 7. CSEL 41:542.

***

Определившись в отношении себя, Павел показывает, что ему приличествует то же, что и другим апостолам, то есть, чтобы он не трудился руками, а жил от Евангелия, как то установил Господь, — ниже он это ясно продемонстрировал. С этой целью вместе с апостолами ходили верующие женщины, обладающие материальными средствами, и из этих средств прислуживали им, чтобы они не испытывали никаких недостатков из того, что необходимо для жизни. Святой Павел показывает, что ему позволено то же, что и другие апостолы делали, но дальше упоминает о том, что такой властью он не пожелал воспользоваться. Некоторые люди, не понимая слова: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, — толковали их в значение "жена". Но их обманула неоднозначность греческого слова, которое обозначает и женщину, и жену. Кроме того апостол расположил слова так, чтобы такого обмана не возникало: он говорит не просто "жену", но "сестру жену", и не говорит "взять в жены", но "иметь спутницею".

Источник: О делах монашеских 2. CSEL 41:538.

Стих 6

Господь повелел проповедующим Евангелие жить от Евангелия, то есть за счет верующих получать необходимую пищу и одежду.

Источник: О делах монашеских 9. CSEL 41:547.

Стих 7

Имеет Церковь и своих воинов, и своих служителей в провинциях... свои виноградники и виноградарей, свои стада и своих пастухов... Некоторые люди по праву получают пропитание и одежду за счет благотворительности состоятельных, но они ничего не берут для нужд своих, кроме как от людей, продающих свое имущество. Таких не должны судить и осуждать более совершенные члены Христовы, обеспечивающие свои потребности собственными руками, — эту высшую благодетель настоятельно требует апостол (35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать". Деян 20:35, 11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; 1Фес 4:11). Но и они, как христиане более преуспевшие, не должны осуждать тех, от кого получают снабжение... Слуги Божии, живущие от продажи честных плодов собственных рук, с куда меньшей неуместностью могли бы осуждать тех, от кого они ничего не получают, нежели люди, которые в силу физических недостатков не в состоянии работать собственными руками, но которые при этом осуждают тех, за чей счет они живут.

Источник: Послания 157. CSEL 44:484.

Стих 11

Этими словами апостол Павел подчеркивает, что его товарищи-апостолы вовсе не позволяли себе сверх должного тем, что не занимались ручной работой для обеспечения жизненных потребностей, но, как Господь указал, жили от Евангелия, получая бесплатно хлеб для тех, кому бесплатно же проповедовали благодать.

Источник: О делах монашеских 7. CSEL 41:544.

Стих 14

Апостол говорит это (3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. 4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. 5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. 6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. 2Тим 2:3−6), чтобы Тимофей понял: то, что он берет от людей, для которых сражается, словно воин, насаждает виноградник, словно виноградарь, пасет стадо, словно пастух, не есть признак его нищеты, но вверенная ему власть.

Источник: О делах монашеских 15. CSEL 41:558.

Стих 15

Апостол Павел говорит, что Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования, но сам этим не пользовался. Что может быть яснее? Что может быть определеннее? Я боюсь лишь того, что, когда я это пытаюсь объяснять, то, что ясно и исчерпывающе, становится непонятным, потому что те, кто не понимает (или делает вид, что не понимает) эти слова, понимают мои еще меньше.

Источник: О делах монашеских 9. CSEL 41:546.

***

Сам Господь сказал: Трудящийся достоин пропитания (10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. Мф 10:10). Павел показал, что такая практика дозволялась, но не вменялась в обязанность, чтобы проповедующий людям Евангелие, получая от них пропитание для себя, не подумал, будто делает что-то недозволенное. Похвальнее же было такой практикой не пользоваться, что ясно продемонстрировано жизнью самого апостола...: Но я не пользовался ничем таковым. Он обладал такой властью, но не связывал своих последователей таким обязательством. Поскольку мы часто не в состоянии понять события, то смотрим на поступки святых, чтобы понять те фрагменты, которые легко исказить, если нет отсылок к данным святыми примерами.

Источник: О лжи 15.30. CSEL 41:449.

Стих 17

Вплоть доныне я настолько восстановлен в славе этой, что, сознаюсь, не знаю не только того, насколько я изо дня в день приближаюсь к ней, но приду ли к ней вообще. Верно, я, как бесчисленные сослужители мои, — податель вечного спасения. Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду. Но быть подателем этого спасения через слово и таинство — не то же, что быть участником его.

Источник: Послания 261. CSEL 57:618.

Стих 20

Человек, ухаживающий за больным, и сам становится больным, не потому что ему кажется, что поднялась температура, а потому что, сочувствуя, он думает о том, какой бы заботы он пожелал, если бы сам был болен.

Источник: Послания 75. CSEL 34.2:73.

Стих 22

Правильное толкование здесь означает, что он не обманом, а сочувствием сделал возможным их обращение, да с такой любовью, что казалось, будто сам он охвачен тем злом, от которого хотел их исцелить.

Источник: О лжи 21. CSEL 41:463.

Стих 24

Не от желающего и не от бегущего, а от являющего милость Бога зависит, чтобы мы обретали то, что желаем, и достигали того, куда стремимся. Исав не желал и не бежал — пожелай он и побеги, он снискал бы помощь Бога, Который, будучи призываем, дал бы ему силу и желать, и бежать.

Источник: О различных вопросах 10. CCSL 44:35.

Стих 25

Вступая на путь Господень, давайте воздерживать себя от суеты сего века и обадривать себя надеждой будущей жизни, не склоняя сердце наше к земному, а устремляя его к горнему.

Источник: Проповеди 263. Cl. 0284, 263A.MiAg 1.350.26.

Стих 27

Усмиряет и порабощает Павел то, что ему принадлежит, но не то, что есть он сам. Одно дело — принадлежащее человеку, другое — он сам. Он усмиряет и порабощает свое, так чтобы, будучи праведным, убить разнузданность тела.

Источник: Против Юлиана 24. PL 44:690. Порабощается не новый человек, получивший оправдание верой, но ветхий человек греха (21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе,22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Еф 4:21−24).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: печать.
3  [2] — Или: моя защита.
4  [3] — Друг. возм. пер.: власть/полномочия; то же в ст. 5, 6, 12 и 18.
8  [4] — См. в Словаре Закон.
9  [5] — Букв.: не закрывай рта у вола молотящего; Втор 25:4.
11  [6] — Букв.: у вас материальное/плотское.
13  [7] — Или: жертвенных даров Святилища.
17  [8] — Букв.: то мне (лишь) вверено управление; от греч. ойкономиа — управление хозяйством; во дни апостола Павла нередко это было обязанностью одного из доверенных рабов в доме.
18  [9] — В некот. рукописях: Благую Весть Христа.
27  [10] — Или: сильно бью; так посредством аналогии со спортивными состязаниями и, в частности, с кулачным боем в Древней Греции, Павел наглядно изображал жестокую природу борьбы с грехом каждого искреннего христианина.
27  [11] — Или: лишенным права на участие.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.