Хр. Ефеса 4 глава

Послание апостола Павла христианам Ефеса
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 И вот, узник во Господе,1 взываю я к вам: коль вы призваны Богом, так живите достойно, в согласии с вашим высоким призванием,
2 в глубоком смирении живите, будьте кротки и терпеливы, снисходительны будьте друг ко другу в духе любви.
3 Делайте всё возможное, чтобы сохранять вам в мирном союзе то единство, что даруется Духом:2
4 одно тело и Дух один, как и одна надежда, к которой призвал вас Бог,
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми и действует через всех и во всех.
7 Однако и другое помните: каждому из нас дан особый дар, соответственно тому, что так щедро ниспослано было Христом.3
8 Писание говорит поэтому:

«Поднялся Он в высь небесную,
пленных4 взял в плен
и дал людям дары».5

9 (А что означает «поднялся», как не то, что Он «нисходил», был и в самом низу, на самой земле?6
10 Тот, Кто нисходил, Он же и взошел превыше всех небес, чтобы всё наполнить Собою. )
11 Он Сам раздал дары, дары разные: одним положил быть апостолами, другим — пророками, иным — благовестниками, иным же — пастырями и учителями,7
12 чтобы полностью приготовить8 Божий народ к делу служения, к созиданию Тела Христова — Церкви Его,
13 пока не достигнем мы все единства в вере, в познании Божьего Сына, пока не придем к той зрелости, которая соответствует полноте возраста Христова.9
14 Не можем мы более оставаться детьми, беззащитными пред ветрами лживых учений тех людей, которые хитростью своей совращают в заблуждение.10
15 Будем вместо того возвещать истину11 в духе любви, будем расти и взрослеть, уподобляясь во всём Христу.12 Он — Глава,
16 и от Него всё Тело зависит. Растет оно при соразмерном действии каждой из его частей, тесно соединяемых и скрепляемых между собой посредством всех поддерживающих связей, оно растет и созидается в любви.
17 И вот, я это говорю и настаиваю на этом во имя Господне, чтобы вы не поступали больше, как поступают язычники, суетные в своих мыслях,
18 от помрачения рассудка. Из-за своего неведения и упорства13 они чуждаются Божьей жизни
19 и, потеряв всякий стыд,14 предаются распутству, ненасытно ища удовольствия во всевозможных мерзостях.
20 Но вы не этому учились у Христа,15
21 если и в самом деле слышали весть Его16 и, пребывая в Нем, научены были той истине, что в Иисусе:
22 отказаться вам должно от прежнего образа жизни, от старой своей, обманутой похотями, тленной природы.17
23 Сам образ мыслей ваших должен обновиться,18
24 и надо вам облечься в природу нового человека, созданного по образу Божьему в праведности и святости, которые порождены истиной.
25 Покончим же со всякой ложью! Будем каждый говорить истину ближнему своему,19 ведь все мы связаны друг с другом как части одного тела.
26 В самом гневе вашем не согрешайте:20 прекращайте гневаться еще до захода солнца.
27 Не давайте места в вашей жизни дьяволу.
28 Кто крал, пусть не крадет более, а лучше трудится прилежно, делая [своими] руками что-нибудь полезное,21 чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Пусть не исходит из ваших уст никакое худое слово, но только доброе, какое нужно для назидания22 других, какое приносило бы благословение23 слушающим.
30 И не печальте Святого Духа Божьего, печатью Которого вы отмечены в преддверии дня24 искупления.
31 Пусть не будет у вас впредь ни горечи и вспыльчивости, ни гнева, крика и злословия, как и всякого иного зла.
32 Будьте, [напротив], взаимно добры и милосердны, прощайте друг друга, как и Бог вас25 простил во Христе.

Толкования Августина

Стих 6

В этом месте внимательные читатели узнают Троицу в словах апостола: Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Над всеми относится к Тому, Кто никому не обязан Своим существованием; через всех — можно передать как «через Посредника»; во всех — все равно что в Одном, Кто всех удерживает, т.е. связывает воедино.

Источник: О вере и символе веры 9.19.

Cl. 0293, 9.19.25.16.

Стих 25

[Это сказано для того, чтобы кто-нибудь не подумал, что не всякую ложь следует считать лжесвидетельством.] Ведь написано: Клевещущие уста убивают душу...(11 Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. Прем 1:11) Вот и апостол, когда учит отложить образ ветхого человека (24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Еф 4:24), под которым понимаются все грехи, прежде всего призывает говорить истину: Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему.

О лжи 5.6.

Сl. 0303, 5.6.420.21.

***

Нельзя понимать так, будто он позволяет нам говорить ложь тем, кто еще не стал с нами членом [одного] тела Христова. Сказано это для того, чтобы каждый из нас относился так к любому человеку, желая ему стать таким, каким он еще не стал. Как Господь видит ближнего Своего в чужестранце-самаритянине (Ср. 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. 12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. 14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. 15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Лк 10:30−37; 17:12−19) и проявляет милость к нему. Итак, человека надлежит принимать за ближнего, а не за чужака, и с ним так поступать, чтобы он не оставался чужим. Ведь может статься, что, поскольку он еще не соучастник веры нашей и таинств ее, ему не следует открывать некоторые истины, но нельзя ему говорить ложь.

О лжи 6.15. Сl. 0304, 6.15.486.17.

Стих 30

По самой субстанции Своей, поскольку существует сам в Себе, Дух Святый не может оскорбляться: Он обладает вечным и неизменным блаженством и есть даже само вечное и неизменное блаженство. Но так как Он обитает в святых, исполняя их любовью, по которой они, как люди, смотря по обстоятельствам, необходимо радуются преуспеянию и добрым делам верных, и столь же необходимо скорбят о падениях иди грехах тех, чьей вере и благочестию радовались (а такая скорбь заслуживает похвалы, потому что она проистекает от любви, изливаемой в них Духом Святым): то и говорится, что сам Дух Святый оскорбляется теми, которые живут так, что их делами оскорбляются святые, — оскорбляются не почему-либо иному, как потому, что имеют Духа Святого и, по дару Его, настолько добры, что злые печалят их, особенно же те, которых они или знали, или считали добрыми. Само собою понятно, что подобная скорбь не только не заслуживает порицания, но достойна похвалы и славы.

Источник: О книге Бытия буквально, 4.9

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: ради Господа.
3  [2] — Букв.: единство Духа.
7  [3] — Букв.: каждому из нас дана благодать по мере дара Христова.
8  [4] — Или: плен.
8  [5] — Пс 68:18 (67:19).
9  [6] — Или: в низшие глубины, на саму землю; букв.: в низшие [пределы] земли.
11  [7] — Или: Он Сам дал Церкви одних как апостолов…
12  [8] — Или: обеспечить всем необходимым.
13  [9] — Букв.: в (состояние) зрелого человека в меру возраста полноты Христа.
14  [10] — Букв.: чтобы более не быть нам младенцами, (волнами) бросаемыми туда и сюда и увлекаемыми всяким ветром учения, (нечестной) игрой человеческой через хитрость к обольщению обмана.
15  [11] — Или: будучи искренними; или: держась истины.
15  [12] — Букв.: расти в Него (т.е. во Христа) во всём.
18  [13] — Букв.: и огрубелости их сердца.
19  [14] — Букв.: став бесчувственными.
20  [15] — Букв.: не так познали/узнали Христа.
21  [16] — Через проповедь слова Божьего Сам Христос как бы говорил им (ср. 2:17).
22  [17] — Букв.: жизни старого/ветхого человека, истлевающего в желаниях/похотях обмана.
23  [18] — Букв.: и обновиться (вам) в духе (или: духом; или: Духом) ума вашего.
25  [19] — Зах 8:16.
26  [20] — Пс 4:5 (LXX).
28  [21] — Или: доброе.
29  [22] — В некот. рукописях: для назидания в вере.
29  [23] — Букв.: благодать.
30  [24] — Букв.: на день/для дня.
32  [25] — В некот. рукописях: нас.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.