Под редакцией Кулаковых
1 А теперь вот что еще скажу вам, братья мои: радуйтесь в Господе!
Мне нетрудно повторить то, что я уже писал вам, — вас же это может уберечь от опасности.1
2 Берегитесь псов: людей, которые делают зло и увечье наносят!2
3 Истинно обрезанные3 — это мы,4 в Духе Божьем поклоняющиеся5 и хвалящиеся Христом Иисусом, а не на внешнее соблюдение буквы закона надеющиеся
4 (хотя сам я и мог бы иметь такую надежду). Если кто-то считает, что может на такое соблюдение и на свое происхождение надеяться, то у меня для этого больше оснований:
5 обрезанный в восьмой день, по происхождению я израильтянин из колена Вениаминова, еврей из евреев, жил по Закону как фарисей,6
6 с ревностью преследовал Церковь, и что до праведности, предписываемой Законом, был я в том безупречен.
7 Когда-то я видел в этом свое преимущество, но, уверовав во Христа, счел7 это тщетою.
8 Да и вообще всё считаю потерей8 в сравнении со всё превосходящим познанием Христа Иисуса, Господа моего, ради Которого я всего лишился и всё почитаю за сор — только бы приобрести Христа
9 и быть в подлинном с Ним единении,9 не с собственной своей праведностью быть, которая от Закона, но с той, что через веру во Христа10 достигается, с праведностью, от Бога исходящей и на вере основанной.
10 Хочу познать Христа и силу воскресения Его и участвовать в страданиях Христовых, уподобляясь Ему и в смерти Его
11 в надежде, что достигну я всё же воскресения из мертвых.11
12 Не скажу, что всем уже обладаю или что уже достиг я совершенства,12 нет. Но стремлюсь овладеть этим, потому что овладел мною Христос [Иисус].
13 Я не считаю, братья мои, что уже полностью достиг этого. Но одно я во всяком случае делаю: оставляю13 позади прошлое и убыстряю шаг на пути к тому, что впереди;
14 стремлюсь к цели, к награде, обрести которую подвиг меня через Христа Иисуса небесный зов Божий.14
15 Итак, все мы, кто уже достиг зрелости, так и будем мыслить. А если о чем-нибудь вы думаете иначе, то и это в свое время Бог сделает ясным для вас.
16 Только давайте твердо держаться того, что уже достигнуто нами.15
17 Братья, подражайте мне, и смотрите на тех, кто поступает по примеру, какой мы подали вам.
18 Многие же — о них я часто вам говорил, а теперь со слезами повторяю — поступают, как враги креста Христова.
19 Конец их — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме их: о земном они мыслят.
20 А мы — граждане неба, и мы ожидаем, что Спаситель наш, Господь Иисус Христос, с неба придет.16
21 Действием той силы, которой может всё Себе подчинить, Он преобразит и это жалкое тело наше так, что подобно оно будет телу Его, облеченному славою.
Толкования Августина
Стих 6
Прежде обращения Павел исполнял закон внешне — либо боясь своих соплеменников, либо Самого Бога. Возможно, впрочем, что он нарушал закон в своих внутренних помыслах. Но он исполнял закон из страха наказания, не из любви к праведности.
Против двух посланий Пелагия 1.9.15,С1. 0346, 1.9.15.436.17.
Стих 9
Что означает: найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона? Ведь закон был не Павла законом, но Бога? Он мог назвать это своею праведностью не иначе, как потому, что, хотя она и исходила из закона, он полагал возможным исполнить закон своею волей без помощи благодати, приходящей через веру в Христа.
Источник: О благодати и свободной воле 26, Cl. 0352, 895.59.
Стих 15
Зрелость веры и трезвость оценки Апостол называет себя и несовершенным, и совершенным. Несовершенство его проявляется в том, что так много не хватает до праведности, полноты которой он жаждет; совершенство — в том, что он не стыдится признать свое несовершенство и продвигается по пути совершенства. Так, мы можем сказать, что совершенен путник, приход которого благополучен; но не было бы совершенным намерение, если бы приход не состоялся.
Источник: Против двух посланий пелагиан 3.7.19, Cl. 0346, 3.7.19.508.17
***
Все мы, совершая поприще совершенным образом, должны понимать, что мы еще не совершенны; наша надежда в том, что мы можем стать совершенными там, куда направляемся.
Об усовершенствовании человеческой справедливости 8.19.17,Cl. 0347,8.19.17.15