Хр. в Колоссах 3 глава

Послание апостола Павла христианам в Колоссах
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Бог пробудил1 вас к жизни со Христом, стремитесь же к тому, что на Небесах, где Христос сидит по правую сторону Бога.2
2 О небесном помышляйте, не о земном:
3 вы умерли для всего мирского. Ваша жизнь со Христом сокрыта в Боге.
4 Но когда явлен будет Христос, жизнь ваша,3 тогда вместе с Ним и вас все увидят во славе.
5 Посему предайте смерти всё земное в себе:4 блуд, всякую распущенность, греховные страсти, низменные желания и стяжательство (оно есть то же, что идолопоклонство), —
6 всё это навлекает гнев Божий [на противящихся воле Его].5
7 Когда-то и вы ходили такими путями,6 живя точно так же.
8 Теперь же должны вы избавиться7 от всего от этого: гнева, ярости, злобы. Клевета и сквернословие никогда пусть не исходят из уст ваших!
9 И не лгите друг другу: вы сбросили с себя былую природу со всеми свойственными ей привычками,8
10 облачившись в новое естество, которое обновляется непрестанно по образу Творца своего ради познания9 Его.
11 И нет уже здесь ни язычника,10 ни иудея, нет обрезания или необрезания, нет ни варвара,11 ни скифа,12 ни раба нет, ни свободного, но есть Христос, Он — всё и во всем.13
12 Так облекитесь же, Богом избранные, святые и возлюбленные, в милосердие и доброту, в смирение, кротость и долготерпение.
13 Будьте терпимы взаимно и прощайте друг друга, если есть у вас повод для недовольства; и прощать вы должны так же, как Господь14 вас простил.
14 А сверх того в любовь облекитесь: она всё доброе связывает и к совершенству ведет.15
15 Мир Христов пусть правит в ваших сердцах,16 к этому миру и призваны вы как члены единого Тела;17 и благодарными будьте.
16 Пусть живет в вас18 во всей своей полноте, во всей мудрости своей весть Христова,19 вы же учите20 и наставляйте друг друга; с благодарностью в сердце пойте Богу21 псалмы, и гимны, и духовные песнопения.
17 Пусть всё, что вы делаете, все слова и поступки ваши, пусть будет во имя Господа Иисуса Христа. И благодарите через Него Бога Отца.
18 Вы, жены, мужьям повинуйтесь своим, как то подобает живущим в Господе.
19 А вы, мужья, любите жен своих и не огорчайте их.22
20 Дети, во всем будьте послушны своим родителям, ибо это Господу23 приятно.
21 Вы же, родители,24 не будьте жестокими со своими детьми, чтобы они не впадали в отчаянье.
22 Рабы, будьте послушны во всем земным своим господам, не с показным усердием, не заискивая перед ними, но искренно, от сердца, благоговея перед Господом.
23 Что бы ни делали вы, делайте всё от души,25 как для Господа, не для людей,
24 зная, что в награду Своими наследниками сделает вас Господь. Вы ведь служите26 одному Господину — Христу.
25 Того же, кто поступает неправедно,27 кто б он ни был, возмездие ждет за всё, что неправедно соделал он.

Толкования Августина

Стих 1

Внутренний человек, особенно если он со дня на день обновляется (16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 2Кор 4:16), конечно, остается ветхим, прежде чем обновится. Ибо на самом деле внутри совершается то, о чем говорит тот же апостол: совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового (9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, Кол 3:9−10). Это он соответственно излагает таким образом: поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину (25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф 4:25). Но где же отвергается ложь, если не внутри человека, чтобы мог пребывать на святой горе Божией (1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Пс 14:1) тот, кто говорит истину в сердце своем (2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; Пс 14:2)? Воскресение же телесное Господа содействует таинству нашего внутреннего воскресения, что обнаруживается, когда после Своего воскресения Он говорит жене: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему (17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Ин 20:17). Этой тайны касается апостол, когда говорит: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте.

О Троице. Cl. 0329, SL 50.4.3.68.

Стих 2

«О высшем помышляйте». Нам предписывается помышлять о том, что является высшим, а именно духовным. Не должно считать это высшим в отношении частей и мест этого мира, но высшим сообразно своему превосходству, чтобы свой дух, посредством которого мы должны отрешаться от мира, не приковывать нам к некой части этого мира. А высшее и низшее находятся в пределах мира. Ибо вселенная сама по себе не имеет высшего и низшего; ведь она является телом, поскольку все видимое есть тело, и нет в теле вселенной ничего высшего или низшего. И в силу того, что, как кажется, движение происходит в шести направлениях (то, которое называется движением правильно, то есть не является круговым), а именно вперед и назад, вправо и влево, вверх и вниз, то нет ничего разумного в том, чтобы, если у тела вселенной нет ничего спереди и сзади или справа и слева, у него было бы нечто сверху и снизу. Но рассматривающие это вводятся в заблуждение тем, что трудно противиться чувствам и привычкам. Ибо не так легко для нас обращение тела, которое оно совершает, если пожелает кто двигаться головою вниз, как легко [обращение, происходящее при движении] из правой в левую или из передней в заднюю часть. А потому, удалив слова, душа должна сама по себе заботиться [о том], чтобы быть в состоянии это познать.

Источник: Вопрос 29 из 83

Стих 3

Желание тогда не будет чувствовать в чем-либо недостаток, когда будет Бог все во всем (28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 1Кор 15:28). Такой конец не имеет конца. Никто не умирает там, куда никто не приходит, не умерев для мира сего — не той смертью, отделяющей душу от тела, которой умирают все, но смертью избранных, когда сердце, хотя все еще пребывая в смертной плоти, переносится в горнее. Об этой смерти говорил апостол: Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. И, возможно, поэтому сказано: сильна1 , как смерть, любовь (6 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Песн 8:6). Ведь благодаря этой любви происходит так, что, находясь все еще в тленном теле, мы умираем для века сего и жизнь наша сокрывается со Христом в Боге, но, вернее, сама эта любовь есть наша смерть для века — и жизнь с Богом.

Примечания

  • 1 — Лат. valida. В Вульгате — fortis (крепка, тверда), В Синод. переводе — крепка. — Прим. ред.

Трактат на Евангелие от Иоанна 65. Cl. 0278, 65.1.36.

Стих 4

Что же Павел говорит затем? Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы с Ним явитесь во славе. Стало быть, сейчас время стенать, а тогда — радоваться; сейчас время желать, а тогда — раскрывать объятия (Ср. Екк. 3:1−8): сейчас то, чего мы желаем, отсутствует, но не будем ослабевать в желании, долго питаемое желание нас упражняет, потому что нас не обманывает Тот, Кто обещал.

Проповеди 350A. Cl. 0284, 350A.MiAg 1.295.6.

Стих 5

Таким образом, душа в своих побуждениях, испытываемых по духу, противится другим своим побуждениям, испытываемым по плоти, и наоборот — в своих побуждениях, испытываемых по плоти, противится другим своим побуждениям, испытываемым по духу. Почему и говорится, что плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Гал 5:17). Но в силу этого и о самой душе сказано: со дня на день обновляется (16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 2Кор 4:16). Ибо и сама душа не перестает достигать все большей святости, когда все больше и больше ограничивает те плотские желания, с которыми она не согласна. Ведь апостол говорил тем, кто уже принял крещение: умертвите земные члены ваши.

Против Юлиана 6. Сl. 0351, 6.845.23.

Стих 8

Потому и говорится — [созданного] по Богу (24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Еф 4:24), чтобы не считали, что обновление происходит согласно какому-либо творению. А по образу Божию говорится затем, чтобы понимали, что это обновление происходит там, где есть образ Божий, то есть — в уме.

О Троице 14.16. Cl. 0329, SL 50A. 14.16.53.

Стих 18

Нет сомнения, что в силу естественного порядка лучше мужчинам властвовать над женщинами, чем женщинам над мужчинами, следуя тому, что говорит апостол: Глава жене — муж (3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 1Кор 11:3) и — жены, повинуйтесь мужьям своим.

О браке и вожделении. Cl. 0350, 1.9.10.222.7.

Стих 19

Значит, Бог не хочет, чтобы человек из числа верных — когда слышит от апостола: любите своих жен — любил в жене похоть плоти, которую и в себе самом он не должен любить, внимая другому апостолу: Не любите мира, ни того, что в мире: всякий, кто полюбит1 мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и мирская суетность2 , не есть от Отца, но от мира (сего) (15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. 16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 1Ин 2:15−16).

Примечания

  • 1 — Лат. quisquis dilexerit mundum; в Вульгате, как и в Синод. переводе — quis diligit mundum (кто любит мир). — Прим. ред.
  • 2 — Лат. ambitio saeculi; в Вульгате, как и в Синод. переводе — superbia vitae (гордость житейская). — Прим. ред.

О браке и вожделении 1.18.20. Сl. 0350, 1.18.20.233.8.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: итак, если вы были подняты, в знач. воскрешены.
1  [2] — В знач. на самом почетном месте.
4  [3] — В некот. рукописях: наша.
5  [4] — Букв.: умертвите/убейте земные части (тела).
6  [5] — Букв.: за что приходит гнев Божий [на сынов непослушания].
7  [6] — Друг. возм. пер.: когда-то и вы жили среди них.
8  [7] — Букв.: снять (с себя) / отложить.
9  [8] — Букв.: старого/ветхого человека с его делами.
10  [9] — Или: обновляется в познании по образу Творца своего.
11  [10] — Букв.: эллина. Эллин — самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев.
11  [11] — Варварами в то время называли всех, не приобщенных к греческой культуре.
11  [12] — Скифы — кочевое племя, обитавшее в степях Причерноморья и считавшееся менее всего цивилизованным.
11  [13] — Или: во всех.
13  [14] — В некот. рукописях: Христос.
14  [15] — Букв.: в любовь, которая есть связь совершенства.
15  [16] — Или: пусть мир Христов будет судьей во всех решениях ваших.
15  [17] — Или: вы в одно Тело.
16  [18] — Или: среди вас.
16  [19] — В некот. рукописях: Божья/Господня.
16  [20] — Друг. возм. пер.: весть Христова, вы же во всей мудрости учите.
16  [21] — В некот. рукописях: Господу.
19  [22] — Или: не будьте с ними суровы/резки.
20  [23] — Букв.: в Господе.
21  [24] — Букв.: отцы.
23  [25] — См. в Словаре Душа.
24  [26] — Или: вы рабы; или: будьте рабами.
25  [27] — Или: несправедливо/неверно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.