Иисус Навин 11 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Явин, царь Хацора, услышал об этом, отправил он гонцов к Йоваву, царю Мадона,1 к царям Шимрона и Ахшафа
2 и к царям, чьи царства были на северных нагорьях, в Иорданской долине к югу от Киннерета, в низинах и в холмистой местности Дор2 на западе.
3 Отправил он гонцов и к ханаанеям, жившим на востоке и на западе, к амореям, хеттам, периззеям, евусеям — жителям нагорной страны, и к хиввеям, чьи владения у подножия горы Ермон, в земле Мицпа.
4 И вышли цари3 на битву, каждый со своим войском. Народу у них было несчетно, что песку на морском берегу, и столь же много лошадей и колесниц.
5 И объединили все цари свои войска, и подошли к водам Мерома и остановились там, чтобы сразиться с израильтянами.
6 Но ГОСПОДЬ сказал Иисусу: «Не бойся их, ибо завтра в это же время Я предам их смерти перед Израилем.4 Лошадям их ты подрежешь подколенные сухожилия, а колесницы их сожжешь дотла».
7 Иисус со своими воинами подошел к водам Мерома и внезапно напал на врагов.5
8 И предал их ГОСПОДЬ в руки израильтян: израильтяне сокрушили их и преследовали до Сидона Великого, до Мисрефот-Маима и долины Мицпе, что на востоке. Израильтяне уничтожали их до тех пор, пока никого из них не осталось в живых.
9 Тогда Иисус сделал так, как повелел ему ГОСПОДЬ: лошадям их подрезал сухожилия, а колесницы сжег.
10 Потом Иисус возвратился и захватил Хацор — так как Хацор в то время6 стоял во главе этих царств. Царя его он убил мечом.
11 И всех, кто был в городе, израильтяне предали заклятию, истребив мечом, и не оставили там никого в живых. Сам Хацор Иисус сжег дотла.
12 Взял Иисус все эти города и царей их захватил и истребил мечом, предав заклятию, как повелел Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ.
13 Но те города, что стояли на холмах, израильтяне не сожгли — один только Хацор был сожжен по приказу Иисуса.
14 Скот из этих городов израильтяне увели с собой, забрав также всё ценное, а всех жителей истребили мечом, не оставили никого в живых.
15 Как ГОСПОДЬ повелел слуге Своему Моисею и как Моисей завещал Иисусу, так и сделал Иисус. Ничего не упустил он из того, что ГОСПОДЬ повелел Моисею.7
16 Так завоевал8 Иисус все эти земли: нагорья и пустыню Негев, всю землю Гошен и низины, пустыню Арава, нагорья Израилевы и долины —
17 от горы Халак близ Сеира и до самого Баал-Гада в долине Ливанской, у подножья горы Ермон. А всех царей он взял в плен и предал смерти.
18 Долго Иисус вел войну со всеми этими царями.
19 Ни один город не заключил мирного союза с израильтянами, кроме хиввеев, жителей Гивона. Всех остальных израильтяне разбили в сражениях.
20 Ибо Сам ГОСПОДЬ попустил им коснеть в упрямстве своем,9 они противостояли Израилю и были уничтожены, безжалостно стерты с лица земли, как повелел ГОСПОДЬ Моисею.
21 Затем Иисус выступил в поход, чтобы истребить всех потомков Анака, живших в нагорьях — в Хевроне, Девире, Анаве, в горах иудейских и Израилевых. И предал Иисус заклятию потомков Анака и их города.10
22 Не осталось в живых ни одного потомка Анака в землях израильтян, кроме немногих в Газе, в Гате и в Ашдоде.
23 Так завоевал Иисус всю эту землю, как и говорил ГОСПОДЬ Моисею. И ввел Иисус израильтян в их наследие, распределив земли между коленами. И прекратились войны в этой стране, настал мир.11

Толкования Августина

Стих 14

По этой причине не следует думать о жестокости, коль скоро Иисус Навин не оставил никого в живых во взятых городах; ибо так повелел Сам Господь. Как бы то ни было, если кто полагает по данной причине, что Господь жесток и потому не хотят верить, что Бог Ветхого Завета есть Бог истинный, то такие судят о творениях Господа столь же превратно, сколь и о грехах человеков. Ибо такие берутся судить и не ведают того, что каждый человек достоин страдания; и поэтому полагают великим злом, когда те, кому должно пасть, падут, а также когда смертные умирают.

Источник: Вопросы на Семикнижие. Сl. 0270, 6.16.372.

Стих 16

Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную

Спрашивается: как сказанное может быть правдой, когда ни во времена после судей, ни во времена царств не могли евреи захватить все города упомянутых семи народов. Но здесь, возможно, следует иметь в виду либо то, что не было такого города, к которому Иисус Навин не приблизился с воинственными намерениями и не взял его. Либо также это может означать, что не осталось более невзятых городов за исключением вышеперечисленных областей. Ибо были перечислены области, в которых были города, в отношении которых дано заключение: все взяли они войною (19 Не было [ни одного] города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: все взяли они войною; Нав 11:19).

Вопросы на Семикнижие. Сl. 0270, 6.17.382.

Стих 20

Сказано, что от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля. То есть сердце их было ожесточено, как ранее сердце фараона. Не может быть сомнения в том, что совершается это по высокому Божественному решению, когда кого-либо покидает Господь и того предает в руки врагов его; то же происходит здесь, что ранее с фараоном. Но здесь начинает действовать еще и иное, поскольку сказано, что они ожесточили сердце свое для того, чтобы войною встречали Израиля. И по этой причине Израиль не проявлял к ним милости.

Израиль мог бы проявить к ним милосердие, когда бы хананеи не войною встречали Израиля. И поэтому повелел Господь, чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были. Господь велел не пощадить ни одного из них, и всё же Израиль пощадил гаваонитян (3 Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, 4 употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; 5 и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый [и раскрошенный]. 6 Они пришли к Иисусу в стан [Израильский] в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз. 7 Израильтяне же сказали Евеям: может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз? 8 Они сказали Иисусу: мы рабы твои. Иисус же сказал им: кто вы и откуда пришли? 9 Они сказали ему: из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте, 10 и все, что Он сделал двум царям Аморрейским, которые [были] по ту сторону Иордана, Сигону, царю Есевонскому, и Огу, царю Васанскому, который [жил] в Астарофе [и Едреи]. 11 [Слыша сие,] старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: "мы рабы ваши; итак заключите с нами союз". 12 Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам, а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый; 13 и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги. 14 Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. 15 И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. 16 А чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; 17 ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их [были]: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим. 18 [Иисус и] сыны Израилевы не побили их, потому что [все] начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество [Израилево] возроптало на начальников. 19 Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом Богом Израилевым и потому не можем коснуться их; 20 а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им. 21 И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. [И сделало все общество] так, как сказали им начальники. 22 Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: "мы весьма далеко от вас", тогда как вы живете близ нас? 23 за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для [меня и для] дома Бога моего! 24 Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить [нас и] всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело; 25 теперь вот мы в руке твоей: как лучше и справедливее тебе покажется поступить с нами, так и поступи. 26 И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; 27 и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для [всего] общества и для жертвенника Господня; [посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия] даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь]. Нав 9:3−27) и заключил с ними союз, поскольку они представили себя как пришельцев из весьма дальней земли и заключили с Израилем союз. И однако же, поскольку Израиль помиловал некоторых из хананеев, хотя и в несоблюдение повеления Господа, следует иметь в виду, что хананеи войною встречали Израиля и поэтому Израиль не мог дать им помилования; и не могли и хананеи убедить Израиль проявить милость и пренебречь повелением Господа.

Я не могу поверить в то, что это могло произойти каким-либо иным образом, ибо Иисус Навин был их вождем и внимательно прислушивался ко всем повелениям Господа. Тем не менее даже и Иисус Навин не истребил бы их так скоро, если бы они не пошли на него столь подло. Также могло бы случиться, что Иисус Навин во исполнение повеления Господа разбил бы их не столь сокрушительно, и они дожили бы до тех времен, когда Израиль мог пощадить их после смерти Иисуса Навина, поскольку Израиль в то время уже не так внимательно прислушивался к голосу Господа. Ведь и при жизни Иисуса Навина Израиль пощадил некоторых же хананеев, хотя и подчинил своей власти; некоторых хананеев они фактически так и не смогли победить. Но все эти свершения имели место не в то время, когда он был вождем Израиля, а уже когда он в пожилом возрасте отошел от военных дел и только разграничивал земли для Израиля. Он поделил их с тем, чтобы Израиль вошел во владение этими землями, оставленными врагом, и покорил остальные в бою, хотя сам он уже не мог начинать войну. И то обстоятельство, что Израилю удалось покорить себе некоторых хананеев, лишь в малой степени следует отнести на счет Божественного провидения, как это и явствует в соответствующих местах Священного Писания.

Источник: Вопросы на Семикнижие. Cl. 0270, 6.18.393.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — LXX: Мерома.
2  [2] — Или: в холмах Дора / в Нафот-Доре.
4  [3] — Букв.: они.
6  [4] — Или: Я положу их всех к ногам израильтян.
7  [5] — Букв.: на них.
10  [6] — Или: прежде.
15  [7] — Ср. 1:3−6; Чис 33:50−54; Втор 31:3−5.
16  [8] — Букв.: взял; то же в ст. 23.
20  [9] — Букв.: от Господа было, чтобы ожесточили они сердце свое; см. также примеч. к Исх 4:21.
21  [10] — Или: стер с лица земли / полностью уничтожил Иисус их и города их.
23  [11] — Букв.: и успокоилась страна от войны.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.