1 Тимофею 3 глава

Первое послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Верно говорят: кто хочет быть пастырем,1 к благородному делу стремится.
2 Но совершающий пастырское служение2 должен быть человеком безупречной жизни, мужем одной жены; он должен быть трезвым, рассудительным, любить порядок во всем, быть гостеприимным, уметь учить других
3 и, конечно же, не быть пьяницей, задирой, но человеком, всегда готовым идти на уступки, несварливым, не падким на деньги.
4 Он должен хорошо управлять своим домом и воспитывать детей в повиновении, сохраняя при этом достоинство.3
5 (Кто не знает, как со своим-то домом управиться, может ли о церкви Божьей заботиться?)
6 И не должен он быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подвергся тому же осуждению, что и дьявол.4
7 Надобно еще, чтобы и те, кто вне церкви, имели о нем хорошее мнение,5 чтобы не навлек он на себя нарекание и не попал в сеть дьявола.
8 И другие служители6 церкви тоже должны быть людьми достойными, не двуличными, не пристрастными к вину, не корыстолюбивыми,
9 людьми, которые дорожат чистой своей совестью7 и держатся тайны веры Христовой.
10 Но и такие должны прежде показать себя в деле8 и лишь потом, если безупречны, пусть служат.
11 Нужно также, чтобы и жены их9 были женщинами достойными: не клеветницами и трезвыми, во всём заслуживающими доверия.
12 Всякий служитель должен быть мужем одной жены, он должен притом уметь управлять детьми и всем домом своим.
13 Тот, кто исправно исполняет свои обязанности, приобретает хорошую репутацию10 и великую смелость, даруемую верой во Христа Иисуса.11
14 Я пишу тебе обо всем об этом, хотя надеюсь скоро сам прийти к тебе;
15 пишу на случай, если задержусь, чтобы ты знал, как надо вести себя в семье Божией,12 в церкви Бога Живого, которую Он соделал столпом и оплотом истины.
16 А тайна благочестия воистину велика:

во плоти был Он13 явлен,
в духе Своем безгрешном оправдан,
по воскресении ангелы узрели Его;
в народах14 Он возвещен,
в мире верою принят
и во славу небес вознесен.15

Толкования Августина

Стих 1

Но ты считаешь, что с тобой этого произойти не должно было, поскольку, как ты полагаешь, никого не следует понуждать к добру [епископства]. Послушай же, что сказал апостол:Кто епископства желает, доброго дела жаждет1. Однако сколь многие против своей воли обязываются принять епископство, побуждаются, находятся под надзором и в заточении, многое претерпевают из того, чего не хотят, пока не появится у них желание принять доброе дело.

Примечания

  • 1 — Лат. concupiscit. В Вульгате дважды используется один и тот же термин desiderat, соответствующий глаголу желает Синод.перевода.

Августин Иппонский, Послания 173. Cl. 0262, 173.44.2.640.15−16.

Иное толкование

Относительно же трех родов жизни: свободной от дел житейских, или деятельной, или состоящей из первых двух, — то, хотя каждый и может без вреда вере проводить жизнь во всяком упомянутом роде и достигнуть вечных наград, важно, однако же, то, какого из них держится он из любви к истине, какому посвящает себя из долга любви. И каждый не настолько должен чуждаться дел житейских, чтобы в этом покое своем не думать о пользе ближнего; и не настолько быть деятельным, чтобы не предаваться размышлению о Боге. В покое от дел не бездеятельная праздность должна доставлять удовольствие, а изыскания или открытия истины — чтобы каждый преуспевал в ней, чтобы сохранил, что открыл, и другому не завидовал. При деятельности же предметом любви должны быть не почет в настоящей жизни, или власть (ибо все суетно под солнцем), а само дело, которое делается посредством того именно почета и власти, если делается правильно и с пользой, то есть так, чтобы могло послужить тому благосостоянию подчиненных, которое соответствует воле Божией.

...Поэтому-то апостол говорит: если кто епископства желает, доброго дела желает.

Августин Иппонский, О граде Божием 19.19. Cl. 0313, SL48.19.19.8−23.

«Я хочу быть епископом. О, если бы я был епископом!» Если бы ты был епископом... К имени ли ты стремишься или к сути? Если ты стремишься к сути, доброго дела ты жаждешь. Если ты добиваешься имени, то им ты можешь обладать и делая дурное дело, но наказание будет более тяжким. Итак, что мы можем сказать? Бывают ли плохие епископы? Нет, не бывают. Я осмеливаюсь твердо заявить, что не бывает плохих епископов; потому что если они плохие, то они и не епископы. Но ты отошлешь меня к имени и возразишь: он епископ, поскольку занимает кафедру. Но и виноградник, бывает, охраняет пугало.

Августин Иппонский, Проповеди 340A. Сl. 0284, 340A.MiAgl .568.27.

Стих 10

Никого в Церкви нельзя было бы справедливо назначить служителем, если бы апостол в том месте, где он говорит: если кто непорочен (6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Тит 1:6), сказал: «если кто безгрешен»; или сказал бы: «если безгрешны», — в том месте, где он говорит: если беспорочны. Ведь многие принявшие крещение верные суть без порока, но ни про кого в этой жизни я бы не сказал, что он без греха (Ср. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Ин 8:7), — сколько бы пелагиане ни приходили в исступление и не возмущались, что я такое говорю — не потому, что остается какой-нибудь грех, который не отпускался бы при крещении, а потому, что нам, пребывающим в немощи, свойственной этой жизни, ежедневно не позволяют сделаться таковыми те грехи, которые ежедневно отпускаются тем, кто молится, как положено верному, и поступает милосердно.

Августин Иппонский, Против двух посланий пелагиан 1.14.28. Cl.0346, 1.14.28.447.6−9.

Стих 14

Возлюбленные, с непреклонным умом и твердым сердцем да пребудем под столь высокой Главой (Ср. 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Еф 1:22; 18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, Кол 1:18, 10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. Кол 2:10 ) в столь славном Теле (Ср. 4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. Рим 12:4−5; 27 И вы — тело Христово, а порознь — члены. 1Кор 12:27; 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Еф 5:30; 15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Кол 3:15) , в котором мы друг другу члены (Ср. 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 1Кор 6:15; 25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф 4:25). Тогда, даже если бы я находился дальше самых отдаленных земель, мы бы оставались вместе в Том, от единства Чьего Тела мы не должны отдаляться. Ведь если бы мы жили в одном доме, о нас, несомненно, говорили бы, что мы вместе; насколько же в большей мере мы вместе, когда мы вместе остаемся в едином Теле.

Источник: Августин Иппонский, Послания 142. Cl. 0262, 142.44.1.247.15−20.

***

Церковь же святую, мать вашу, словно небесный Иерусалим, святой град Божий, почитайте, любите и проповедуйте. Она та, которая в вере приносит плод и возрастает во всем мире (Ср. 6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, Кол 1:6), о чем вы уже слышали. Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины, в причащении таинствам терпит злых, которых в конце надлежит отделить и от которых она отдаляется в настоящее время в силу несоответствия ей их нравов.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 214. Cl. 0284, 214.RB72.20.239−21.242.

Стих 16

Когда пришла полнота времен, была послана Премудрость во плоти не для того, чтобы наполнить ангелов (Ср. 27 Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; Прем 7:27), не для того, чтобы быть ангелом, разве что в том смысле, чтобы возвестить совет Отчий, который был и Ее советом. Она была послана не для того, чтобы быть с людьми и в людях, ибо и это уже было прежде и в праотцах, и в пророках, но с тем, чтобы Само Слово стало плотью, то есть вочеловечилось. Это предстоящее таинство откровения Божьего было спасением и тех мудрых и святых людей, которые имели рождение от жен до того, как Сам Он был рожден от Девы, и с тех пор, как только это свершилось и было проповедано, это стало спасением всех, кто верит, надеется и любит.

Августин Иппонский, О Троице 4.20. Cl. 0329, SL50.4.20.52.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: кто стремится к служению блюстителя; греч. эпископэ — надзор, епископство, попечение.
2  [2] — Букв.: но надзиратель/епископ.
4  [3] — Друг. возм. пер.: и заботиться о том, чтобы дети его были ему послушны с полным уважением.
6  [4] — Букв.: и не попал под суд дьявола, что может значить: суд или осуждение со стороны самого дьявола; такое понимание, однако, опровергается тем, что в Писании нигде не говорится о суде, который бы вершил дьявол. Поскольку слово «дьявол» с греч. переводится и как «клеветник», то некоторые считают, что здесь говорится о той клевете, которая может обрушиться на церковь из-за ее возгордившегося руководителя.
7  [5] — Букв.: надлежит иметь ему доброе свидетельство от внешних.
8  [6] — Букв.: диаконы; то же в ст. 12.
9  [7] — Букв.: (людьми) в чистой совести.
10  [8] — Букв.: должны быть проверены.
11  [9] — Друг. возм. пер.: женщины, занятые в этом служении.
13  [10] — Букв.: прекрасную ступень; или: степень (уважения); или: прекрасное положение.
13  [11] — Букв.: и много открытости/свободы в вере во Христе Иисусе.
15  [12] — Или: в доме Божием.
16  [13] — В некот. рукописях: Бог.
16  [14] — Или: среди язычников.
16  [15] — Букв.: вознесен был во славе.
 
 
« 2 глава 1Тим1 Тимофею 3 глава BTIВ Заокском AICАвгустин 4 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.