2 Тимофею 4 глава

Второе послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Перед Богом и Христом Иисусом, Который будет судить живых и мертвых, во имя пришествия Его и царствования, заклинаю1 тебя:
2 никогда, ни при каких обстоятельствах не переставай2 проповедовать слово Божие, обличай согрешающих, предостерегай, терпеливо увещевай и учи неустанно.
3 Придет ведь скоро время, когда люди не захотят иметь дело со здравым учением;3 из прихоти окружат они себя толпой учителей, готовых ласкать их слух.
4 Они закроют уши свои для истины и предпочтут ей небылицы.
5 Но ты смотри на всё трезво и тяготы переноси терпеливо, усердствуй неутомимо в распространении Благой Вести и старайся как можно лучше делать всё, к чему обязывает тебя служение твое.4
6 Что до меня, жизнь моя, давно отданная Богу, теперь уже на алтаре5 и настал час ухода моего.
7 На добром поприще я подвизался, ныне бег жизни моей завершился.6 Я сохранил во всех испытаниях веру7 свою —
8 залог того, что ждет меня в будущем венец праведности. Сам Господь, Судья праведный, даст его мне в День Свой.8 И не мне одному, но и всем чающим явления Его.9
9 Постарайся поскорее прийти ко мне,
10 ведь Димас, прельстившись нынешним веком,10 оставил меня и отправился в Фессалонику. Крискент ушел в Галатию, Тит — в Далматию.
11 Со мной остался один Лука. Возьми с собой Марка, он может хорошо помочь мне в моем служении.
12 (Тихика я послал в Эфес.)
13 Когда пойдешь, захвати с собой теплый плащ мой, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно из пергамента.
14 Много зла сделал мне медник Александр. Господь воздаст ему11 по делам его.
15 Ты остерегайся его: он сильно противился всему, что мы говорили.
16 Когда пришлось мне в первый раз защищаться на суде, со мной не оказалось никого — все меня оставили. Да не вменится им!
17 Но был со мной Господь — Он укрепил меня, чтобы вполне совершилось мое провозвестие и все язычники вняли ему. Господь избавил меня тогда от пасти львиной,
18 не даст Он и ныне злу восторжествовать надо мной. Он сохранит меня для Царства Своего Небесного.12 Ему слава во веки веков! Аминь.
19 Привет от меня Приске и Акиле и дому Онисифора тоже.
20 Эраст задержался в Коринфе, заболевшего же Трофима пришлось оставить мне в Милете.
21 Постарайся прийти до зимы. Привет тебе от Эввула, Пуда, Лина и Клавдии и вообще от всех братьев.
22 Господь да пребудет с духом твоим. Благодать Его со всеми вами!

Толкования Августина

Стих 2

Я знаю, что написано: При многословии не миновать греха (19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. Притч 10:19). Так буду же я только проповедовать Тебя и прославлять Тебя! И не только я избегу греха, но и обрету благую награду, независимо от того, сколь много я так буду говорить. Ибо человек, благословленный Тобою, не стал бы предписывать греха своему истинному сыну в вере: Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя. Неужели же мы, Господи, должны утверждать, что не говорил многого тот, кто не только во время, но и не во время возвещал слово Твое? Но при этом не было слишком много слов, потому что говорилось только необходимое.

О Троице 15.28 Cl.0329, SL 50A.15.28.24

Стих 6

Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание. Следовательно, быть отданным на заклание значит умереть ради Бога. Ведь глагол этот взят из сферы жертвоприношения1. Все, что приносится в жертву, погибает ради Бога.

Проповеди Сl. 0284, 299.PL 38.1368.37.

Примечания

  • 1 — Августин использует выражение immolarise (приноситься в жертву, становиться жертвой). — Прим. ред.

Стих 7

Что же, рассмотрим сами заслуги апостола Павла, за которые, по его словам, праведный Судия должен воздать ему венец, и узнаем, его ли самого по себе это заслуги, то есть сам ли он приобрел их себе, или же это — дары Божии. Вот что он говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. И прежде всего, не было бы вовсе всех этих добрых дел, если бы не предшествовали им добрые помышления. Теперь посмотрите, что говорит он об этих самых помышлениях. Вот как сказал он, когда писал к коринфянам: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя самих, но способность наша от Бога (5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. 2Кор 3:5). Теперь будем разбирать все по отдельности: Я, — говорит апостол, — подвизался подвигом добрым. Спрошу я: какой силой подвизался он, той, которая была у него от самого себя, или той, которая дана была свыше? Но ведь не может быть, чтобы столь великий Учитель не знал закона Бога, говорящего во Второзаконии: Да не скажет кто в сердце своем: «Моя крепость и мощь руки моей создали для меня эту великую силу», но да помнишь Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе крепость, чтобы создать силу (17 и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", 18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим. Втор 8:17−18). А какую пользу имеет добрый подвиг, если не следует за ним победы? И кто дает победу, если не Тот, о Ком сам апостол говорит: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! 1Кор 15:57)? О том же он говорит и в другом месте, когда вспоминает свидетельство из псалма: Ибо за Тебя умерщвляют нас весь день, считают нас за овец, обреченных на заклание (23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Пс 43:23), и тут же продолжает: Но во всем этом мы одерживаем победу силою Возлюбившего нас (36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. 37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Рим 8:36−37) — итак, не своей силой, но силой Возлюбившего нас. Далее говорит [апостол]: Течение совершил, но ведь это говорит тот, кто в другом месте сказал: Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от Бога милующего16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Рим 9:16. Это изречение никоим образом не может быть обращено так, чтобы [можно было] сказать: « [Это зависит] не от милующего Бога, но от желающего и старающегося человека»: ибо всякий, кто отважится сказать подобное, ясно покажет, что он противоречит апостолу.

Наконец, [апостол] говорит: Веру сохранил, но тот говорит это, кто в другом месте сказал: Я получил милость [от Господа], чтобы быть верующим (25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. 1Кор 7:25). Ведь не говорит он: «Я получил милость, поскольку сделался верующим», но: Чтобы быть верующим. Так показывает он, что невозможно и саму веру иметь иначе, как от милующего Бога, поскольку и она есть дар Божий. Этому он вполне ясно учит, говоря: Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, но дар Божий (8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: Еф 2:8). Ведь они могли сказать: «Мы потому получили благодать, что уверовали», как бы приписывая себе веру, а Богу — благодать. Вот почему апостол, сказав: Через веру, добавляет: и это не от вас, но дар Божий. Далее, чтобы не сказали они, что удостоились такого дара из-за своих дел, он тотчас продолжает: Не от дел, чтобы не стал кто превозноситься (9 не от дел, чтобы никто не хвалился. Еф 2:9).. [Так говорит он] не потому, что отрицает добрые дела (ведь он же учит, что Бог каждому воздаст по делам его, 6 Который воздаст каждому по делам его: Рим 2:6), но поскольку дела проистекают от веры, а не вера от дел, так что от Того у нас дела праведности, от Кого и сама вера, о которой сказано: Праведный верою жив будет4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Авв 2:4; 17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим 1:17; 38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Евр 10:38.

Источник: О благодати и свободном решении

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: со всей настойчивостью свидетельствую; или: умоляю.
2  [2] — Букв.: приступай/стой рядом (или: настаивай) вовремя и не вовремя.
3  [3] — Или: для людей невыносимо будет слушать слова здравого учения.
5  [4] — Букв.: исполняй (доводя до конца) сл ужение твое.
6  [5] — Или: я уже на алтаре, как жертвенное возлияние.
7  [6] — Букв.: борьбою благородной боролся я, бег закончил.
7  [7] — Друг. возм. пер.: был во всем верен.
8  [8] — Букв.: тот.
8  [9] — Букв.: полюбившим явление Его.
10  [10] — Букв.: полюбив нынешний век/мир.
14  [11] — В некот. рукописях: пусть воздаст ему Господь.
18  [12] — Или: Он введет меня в Царство Свое Небесное.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.