К Евреям 13 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Да не угаснет никогда1 братская любовь!
2 Не забывайте оказывать гостеприимство. Живя так, иные, сами того не ведая, даже ангелов принимали у себя.
3 Помните об узниках, как если бы сами вы были вместе с ними в заточении; и о тех не забывайте, с кем обращаются жестоко, как если бы вам самим причиняли боль.2
4 Да будут чтимы у вас3 узы брака, и непорочно пусть будет брачное ложе ваше — блудников же и прелюбодеев будет судить Сам Бог.
5 Не будьте падки на деньги, довольствуйтесь тем, что имеете. Бог ведь заверил:

«Никогда не забуду тебя и в беде тебя не оставлю».4

6 Мы смело говорим поэтому:

«Господь мне помощник,
[и] нечего мне бояться.
Что сделает мне человек5

7 Наставников6 ваших не забывайте, которые возвещали вам слово Божие; помня, как жили и как умирали они,7 подражайте вере их.
8 Ведь Иисус Христос, Которого проповедовали они, вчера и сегодня и вовеки всё тот же.
9 Да не совратят вас всевозможные учения, чуждые духу Христа. Свои сердца лучше укреплять благодатью, а не какими-то предписаниями о пище, которые сами по себе никому из следовавших им не приносили пользы.
10 Скажу больше, наш жертвенник таков, что те, кто всё еще служит в земном Святилище, вообще не вправе есть от него.
11 Вы знаете, что первосвященник вносит в Святилище только кровь животных, принесенных в жертву за грех, а тела их сжигаются за станом.
12 Потому и Иисус, дабы освятить народ Своей собственною кровью, за стенами города8 пострадал.
13 Так выйдем же и мы «за стан» к Нему, неся на себе позор, который когда-то Он за нас нес.
14 Ибо нет у нас здесь, на земле, града, чтобы жить в нем всегда — мыслями о грядущем живем мы.9
15 А [потому], как жертву свою, будем через Иисуса всегда возносить Богу хвалу — дань уст,10 исповедующих имя Его.
16 И не забывайте никогда творить добро, помогайте во всем друг другу11 — такие именно жертвы угодны Богу.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и слушайтесь их, ибо они пекутся о вас,12 как пастыри, коим предстоит дать отчет о своем служении. Старайтесь всё делать так, чтобы их забота о вас была радостью для них, а не бременем,13 ибо последнее не принесет вам пользы.
18 И о нас молитесь. Мы верим, что совесть наша чиста, и хотим и впредь во всем оставаться достойными.
19 Особенно же прошу вас о том молиться, чтобы вернулся я к вам как можно скорее.
20 А Бог мира, воскресивший из мертвых — благодаря крови вечного завета — Господа нашего Иисуса, Пастыря великого Его овец,
21 да сделает вас во исполнение воли Своей сильными на всё доброе,14 и да совершит в нас15 всё угодное Ему чрез Иисуса Христа, Которому слава во веки [веков]! Аминь.16
22 Прошу вас, братья, примите без досады17 мои увещевания. Я и так постарался быть как можно более кратким.
23 Сообщаю вам, что брат наш Тимофей на свободе. Если он придет скоро, то я вместе с ним увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всю церковь.18 Передают вам привет собратья из Италии.
25 Божия благодать да пребудет со всеми вами!

Толкования Августина

Стих 1

Итак, братья, я сказал вам, говорю, и если бы мог, никогда бы не умолчал об этом: пусть дела будут у вас то одни, то другие, в зависимости от времени, от часа, от дня. Разве всегда нужно говорить? разве всегда молчать? разве всегда подкреплять тело? разве всегда поститься? разве всегда подавать хлеб нуждающемуся? разве всегда одевать нагого? разве всегда посещать больных? разве всегда примирять ссорящихся? разве всегда погребать мертвых? Иногда нужно одно, иногда другое. Эти дела начинаются и завершаются. Но Тот, Кто повелевает делать эти дела, не может иметь начала или завершения. Да не престанет любовь внутри, а дела любви пусть совершаются в зависимости от времени. Как написано: Братская любовь да пребывает.

Источник: Беседа 8 на 1-е послание Апостола Иоанна

Стих 4

Да не отнесемся пренебрежительно к этой язве; прежде всего, указывая человеку, состоящему в таком грехе на уязвляющее совесть знание того, что грех сей — грех смертельный.

И того не ведаю, по какому извращению, совершающие его, судят о нем легковесно; и не знаю, откуда изобретают пустые и никчемные доказательства в свое оправдание утверждающие, что Бог де не заботится о грехах по плоти. И что же мы услышали об этом сегодня? Блудников же и прелюбодеев судит Бог. Внемли этим словам всякий, кто борется с этой болезнью. Вслушайся в то, что говорит Бог, и не будь снисходителен к словам предубеждения, потакающего грехам души твоей, или также скованного теми же цепями неправедности приятеля твоего, который более всего есть враг тебе и себе самому.

Августин Иппонский, Проповеди 82. PL 38:511.

Стих 5

И помните написанное: Имейте нрав несребролюбивый, довольствуйтесь тем, что есть. Обрати внимание на высказанное апостолом замечание о недолжной любовной привязанности к деньгам. Поэтому, прикасаясь рукой к деньгам, сберегай сердце.

Августин Иппонский, Проповеди 177. Cl. 0284, 177.SPM1.66.15.

Стих 16

«...Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними ? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея ? Разве дам первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей ?» О, человек! сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренному дренно ходить пред Богом твоим (6 "С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? 7 Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?"8 О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Мих 6:6−8). И в словах этого пророка различается то и другое и ясно показывается, что Бог не требует самих по себе тех жертв, которыми обозначаются жертвы, которых Он требует. В Послании к Евреям апостол говорит: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. И в словах Я милости хочу, а не жертвы (6 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Ос 6:6) нужно понимать не что иное, как жертву, заранее определенную жертвой, так как то, что всеми называется жертвою, есть знак истинной жертвы. Милость же — жертва, конечно, истинная; поэтому и сказано то, что несколько выше было мною приведено: Таковые жертвы благоугодны Богу. Итак, все, что различным образом предписано было насчет жертв в скинии или храме, — все это служило для обозначения любви к Богу и ближнему; ибо на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф 22:40).

Августин Иппонский, О граде Божьем 10.5. Сl. 0313, 81,47.10.5.48.

Стих 17

Во всех словах проповедей моих я представляю вам лишь отражение, словно в зеркале. Ибо не мои эти слова, но по повелению Господа моего я говорю и только из страха Его не молчу. Мы давно уже приняли на себя бремя, которое с себя снять не можем, не должны. Уже слышали об этом вы, братья мои, когда читалось Послание к Евреям.

Августин Иппонский, Проповеди 177. Сl.0284, 177.SPM1.66.15.

Стих 18

Не сочтите же, братия, наши молитвы вам необходимыми, а ваши молитвы для нас не необходимыми: взаимно необходимы нам молитвы взаимные, поскольку сами такие молитвы друг за друга пробуждают взаимную любовь, и, подобно жертвоприношению на алтаре благочестия, они служат в приятное благоухание Господу.

Если даже апостолы просили молиться за них, то насколько более подобает такая молитва нам, далеко не равным им?

Августин Иппонский, Проповеди 305а. Cl. 0284, 305A.MiAgl.64.15.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: пусть пребывает.
3  [2] — Букв.: поскольку и сами вы в теле (находитесь).
4  [3] — Букв.: всеми; или: во всем.
5  [4] — Втор 31:6.
6  [5] — Пс 118 (117):6, 7 (LXX).
7  [6] — Или: руководителей; то же в ст. 17 и 24.
7  [7] — Букв.: взирая на конец (в знач. конечный итог) их жизни.
12  [8] — Букв.: вне врат.
14  [9] — Букв.: к будущему стремимся/ищем.
15  [10] — Букв.: будем всегда приносить через Него жертву хвалы, то есть плод уст.
16  [11] — Или: не забывайте благотворительности и общения.
17  [12] — Или: о душах ваших.
17  [13] — Букв.: чтобы они это делали с радостью, а не стеная.
21  [14] — Или: да приготовит вас ко всякому доброму делу.
21  [15] — В некот. рукописях: в вас.
21  [16] — См. в Словаре Аминь.
22  [17] — Или: терпеливо выслушайте.
24  [18] — Букв.: всех святых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.