К Евреям 2 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Всё это обязывает нас твердо держаться услышанного, чтобы не сбиться с пути.
2 Ведь если непреложным было через ангелов возвещенное слово1 Божье и за всяким непослушанием и преступлением следовало справедливое возмездие,
3 избежим ли мы такового, если не станем радеть2 о том великом спасении, которое изначально провозглашено было Господом и подтверждено для нас потом теми, кто слышал Его?
4 О спасении нашем свидетельствовал и Сам Бог многими знамениями и чудесами, явлением разных сил Своих и тем, что одаривал нас по Своей воле дарами Святого Духа.
5 Недаром не ангелам во власть отдал Он мир грядущий, о котором мы говорим.
6 И есть в Писании место, где кем-то засвидетельствовано:

«Что такое человек, что Ты помнишь его,
или кто такой сын человеческий, что Ты заботишься о нем?

7

Ты ненадолго3 ниже ангелов его поставил,
славой и честью увенчал его.4

8

Всё положил5 Ты под ноги его».6


И подчинив всё [человеку],7 Бог ничего не оставил не зависящим от него. Ныне не видим мы еще, чтобы всё уже было подвластно человеку.
9 Но видим Того, Кто был ненадолго ниже ангелов поставлен: Иисуса, претерпевшего мученическую смерть. По благодати8 Божией Он принял смерть за каждого9 из нас и был увенчан славой и честью.
10 Таков и был замысел Бога:10 Он, для Которого всё и через Которого всё, не только многих Своих сынов и дочерей к славе привел, но и Открывшего им путь к спасению сделал совершенным Спасителем через страдания.11
11 Сей Освящающий, как и освящаемые Им, — все от Единого. Потому Он и не стыдится называть их братьями,
12 когда говорит:

«Я возвещу Твое имя братьям Моим
и воспою хвалу Тебе в их собрании».12

13 И еще:

« Полностью доверюсь Ему»,13


а также:

«Вот Я и дети Мои, которых дал Мне Бог».14

14 А раз дети Его из плоти и крови, то и Он стал, подобно им, человеком из плоти и крови,15 чтобы одолеть смертью того, кто имеет власть над нею (то есть дьявола),
15 и освободить тех, кто всю свою жизнь из-за страха смерти пребывал в рабстве.
16 Не об ангелах Он, конечно, печется, но о потомках16 Авраамовых.17
17 Потому-то и нужно было Ему во всем уподобиться братьям Своим; только так Он и мог стать милостивым и верным Богу Первосвященником, чтобы принести жертву умилостивления18 за грехи народа.
18 Он Сам прошел через искушения и страдания,19 потому и может понять искушаемых и помочь им.

Толкования Августина

Стих 7

Он — Посредник не потому, что — Сло­во: ибо бессмертное и блаженное Слово бесконечно удалено от злопо­лучных смертных, а потому что чело­век. Этим самым Он показал, что для достижения не только блаженного, но и делающего блаженным блага мы не должны искать иных посредни­ков, которые бы могли облегчить нам путь к нему; ибо блаженный и подаю­щий блаженство Бог, сделавшись при­частным к нашему человеческому роду, указал нам кратчайший путь для при­общения к Его Божеству. Освобож­дая нас от смертности и злополучия,

Он приводит нас не к бессмертным и блаженным ангелам, чтобы через общение с ними и мы были блажен­ны и бессмертны, но к Самой Троице, через общение с Которой блаженны и сами ангелы. Таким образом, собла­говолив принять образ раба (7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп 2:7), умаленный по сравнению с ангелами (6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; Пс 8:6: 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, Евр 2:7), Он в образе Божием пре­был выше ангелов и стал путем жиз­ни в преисподней, будучи жизнью для Небес.

Источник: Августин Иппонский, О граде Божьем 9.15 С1. 0313, 8Ь47, 9.15.50.

Стих 11

Поскольку единый — не имеет братьев; и оттого, что первородный, Он удосто­ил называть братьями всех, кто после и через Его первородство заново рож­даются, усыновленные по благодати Божией, как к тому призывает учение апостольское.

Источник: Августин Иппонский, О вере и символе веры 4.6 Сl. 0293,4.6.10.3.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Возможно, речь идет о законе.
3  [2] — Букв.: пренебрежем.
7  [3] — Или: немногим; то же в ст. 9.
7  [4] — Некот. рукописи добавляют: поставил его (правителем) над делами рук Твоих.
8  [5] — Букв.: подчинил; или: отдал во власть.
8  [6] — Пс 8:5−7 (LXX).
8  [7] — Здесь и ниже в этом стихе букв.: ему. Некоторые полагают, что здесь речь может идти об Иисусе.
9  [8] — См. в Словаре Благодать.
9  [9] — Или: за всё.
10  [10] — Или: и то соответствовало Его характеру; букв.: ибо подобало Ему.
10  [11] — Букв.: но Причину/Источник их спасения довел до конца через страдания.
12  [12] — Пс 22 (21):23 (LXX).
13  [13] — Пс 16 (15):1.
13  [14] — Ис 8:18.
14  [15] — Букв.: Он… стал сопричастен тому (плоти и крови).
16  [16] — Букв.: но о семени.
16  [17] — Друг. возм. пер.: не ангельскую природу воспринял он, а стал потомком Авраама.См. в Словаре Авраам.
17  [18] — Букв.: стать… Первосвященником для умилостивления; или: для умиротворения. См. в Словаре Первосвященник.
18  [19] — Букв.: ибо как Он пострадал, (когда) был искушен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.