Откровение 5 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 В правой руке у Сидящего на престоле увидел я исписанный с обеих сторон и запечатанный семью печатями свиток.1
2 Тут же увидел я ангела могущественного. Он громко вопрошал: «Кто достоин снять печати эти и раскрыть свиток?»
3 Никто, однако, ни на небе, ни на земле, ни под землей не мог раскрыть свиток и посмотреть в него.
4 И от того, что не был найден достойный раскрыть2 этот свиток и посмотреть в него, опечалился я и горько заплакал.
5 Тогда один из старцев утешил меня: «Не плачь, вот Лев из колена Иуды, Потомок3 Давида. Он одержал победу и может снять эти семь печатей и раскрыть свиток».
6 После этих слов его увидел я Агнца со следами заклания,4 вместе с четырьмя живыми существами стоял Он между престолом и старцами. Семь рогов было у Него и семь глаз, иначе сказать, [семь] духов Божьих, посланных по всей земле.
7 Он подошел и взял из правой руки Сидящего на престоле свиток.
8 Когда взял Агнец свиток, четыре живых существа и двадцать четыре старца пали перед Ним (у каждого из них была кифара и золотые чаши, полные фимиама — молитв народа Божия),5
9 и запели они новую песнь:

«Ты вправе взять6 свиток и снять все печати с него:
в жертву Ты был принесен
и кровью Своей для Бога людей искупил,
людей всех колен, всех языков, народов, племен.

10

Сделал Ты их царством7 святых,
священниками Бога нашего,
дабы царствовать им8 на земле».

11 Видел я тогда и слышал хор9 ангелов, окружавших престол (было их тьмы тем и тысячи тысяч), и тех живых существ, и старцев.
12 Ликуя, пел этот могучий хор:10

«Достоин Агнец закланный принять власть,11
богатство, мудрость!
Ему — могущество и честь, хвала12 и слава!»

13 И услышал я, как всякое творение на небе и на земле, под землей и в море — все живые существа во Вселенной13 — вторили:

«Сидящему на престоле и Агнцу —
хвала и честь, слава и могущество
во веки веков!»

14 И в ответ четыре живых существа провозгласили: «Аминь», а старцы пали ниц и поклонились [[Живущему во веки веков]].14

Толкования Августина

Стих 5

Следовательно, одержана истинная победа Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он воскрес и взошел на небо. А потому исполнено то, что вы услышали, когда читался Апокалипсис: победил лев от колена Иудина. Он назван львом, и Он назван агнцем: львом — из-за доблести, агнцем — из-за невинности. Потому что лев непобедим, а агнец кроток.

Этот закланный Агнец своей смертью победил льва, искавшего кого поглотить (8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1Пет 5:8). Ведь дьявол назван львом по дикости, а не по доблести. Апостол же Петр говорит: нам следует беречься искушений, потому что, — говорит, — противник ваш дьявол ходит, ища кого поглотить. Но каким образом ходит? Он говорит: как рыкающий лев ходит, ища кого поглотить. Кто избежал бы зубов этого льва, если бы не победил Лев от колена Иудина? Лев против льва, агнец против волка. Возликовал дьявол, когда умер Христос, но в самой смерти Христа дьявол побежден — будто получил приманку в мышеловке. Радовался смерти, словно поставленный во главе смерти: чему радовался, оттуда к тому и направлен. Мышеловка дьявола — крест Господа: приманка, на которую он ловится — смерть Господня. Но гляди, восстал Господь наш, Иисус Христос!

Источник: Августин Иппонский, Проповеди. Сl. 0284, 263.1.508.11.

***

О ком прежде пророк предрекал: как овен, назначенный в жертву, и как агнец перед тем, кто стриг его, остался безгласным, так и Он не отверз уст Своих. Кто Он? Разве не Тот, о Ком пророк рассказывает и говорит: в смирении суда Своего Он был взят; но род Его кто изъяснит? (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. 8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ис 53:7−8). Я вижу пример такого [безграничного] смирения [лишь] у Царя такой [безграничной] власти. Ибо Он как агнец перед стригущими, не отверзающий уст Своих (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис 53:7), Сам есть лев от колена Иудина. Кто этот агнец и лев? — Он принял смерть, как агнец, и попрал, как лев. Кто этот агнец и лев? — Кроткий и отважный, любезный и ужасающий, безобидный и могущественный, безмолвствующий осужденный (См. 5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. Мк 15:5) и негодующий Обвинитель. Кто сей агнец и лев? Он есть агнец — в страдании, лев — в воскресении. А быть может, и в страдании агнец и лев, и в воскресении агнец и лев?

Давайте посмотрим на агнца в страдании. Только что уже сказано: как агнец перед стригущим его безгласен, так и Он не отверзал уст своих. Давайте посмотрим на льва в страдании. Иаков сказал: поднимается, спит, преклонившись, как лев1. Давайте посмотрим на агнца в воскресении. Апокалипсис, поскольку рассказывает о вечной славе жен, говорит: следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, Откр 14:4). Давайте посмотрим на льва в воскресении. То же самое Апокалипсис говорит, что я выше уже сказал:лев от колена Иудина... победил, и может раскрыть сию книгу. Почему агнец в страдании? Потому что без вины виноватый принял смерть. Почему лев в страдании? Потому что убитый уничтожил смерть. Почему агнец в воскресении? Потому что извечна Его невинность Почему лев в воскресении? Потому что извечна его власть.

Примечания

  • 1 — Ср. 9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Быт 49:9: Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лее и как львица: кто поднимет его?

Августин Иппонский, Проповеди. Cl. 0284, 375A.1.21.4.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: книгу; то же в ст. 2−5 и 7−9.
4  [2] — Некот. рукописи добавляют: и читать.
5  [3] — Букв.: Корень; образно в евр. отпрыск, потомок. См. в Словаре Колена Израиля.
6  [4] — Букв.: Агнца, словно закланного.
8  [5] — Букв.: святых.
9  [6] — Букв.: достоин Ты взять.
10  [7] — В некот. рукописях: нас царями.
10  [8] — В некот. рукописях: нам.
11  [9] — Букв.: голос многих.
12  [10] — Букв.: говорил голосом громким.
12  [11] — Греч. дюнамис — сила, власть, способность к действию.
12  [12] — Или: благословение; то же в ст. 13.
13  [13] — Букв.: и всё, что в них.
14  [14] — Так в TR.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.