Судьи 6 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Но израильтяне творили зло перед ГОСПОДОМ, и ГОСПОДЬ предал их в руки мидьянитян на семь лет.
2 Тяжким было для израильтян мидьянское иго, и потому стали они устраивать себе убежища в горах — пещеры и крепости1 на вершинах.
3 Всякий раз, едва пройдет у израильтян сев, как налетят на них мидьянитяне, амалекитяне и другие восточные племена:2
4 встанут лагерем, сметут урожай повсюду, вплоть до самой Газы, не оставив им никакого пропитания, ни овцы, ни быка, ни осла.
5 Наезжали они со стадами и шатрами, было их много, что саранчи: не счесть ни их самих, ни верблюдов; гибель несли они всей стране.
6 Обнищал Израиль из-за мидьянитян, и возопили израильтяне к ГОСПОДУ о помощи.
7 Когда израильтяне возопили к ГОСПОДУ о помощи от мидьянитян,
8 ГОСПОДЬ послал к ним пророка с такой вестью: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израилев: „Я вывел вас из Египта и освободил от рабства.3
9 Я избавил вас от египтян, от всех угнетателей ваших,4 Я изгнал их и отдал вам их земли.
10 И Я сказал вам: „Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш, не преклоняйтесь перед богами5 аморейскими, хоть и живете вы в земле их“. Но вы не послушались голоса Моего!“»
11 И явился ангел ГОСПОДЕНЬ и сел в Офре под дубом Йоаша, потомка Авиэзера. Сын его Гедеон тем временем обмолачивал пшеницу, спрятавшись от мидьянитян в давильне для винограда.
12 Ангел ГОСПОДЕНЬ явился ему и сказал: « Сам ГОСПОДЬ сопутствует тебе, могучий воин!»
13 Гедеон ответил ему: «Так ли, Владыка мой? Если ГОСПОДЬ с нами — то почему же всё это обрушилось на нас? И где чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы, вспоминая: „Не ГОСПОДЬ ли вывел нас из Египта?“ Нет, отверг нас ныне ГОСПОДЬ, предал в руки мидьянитян».
14 Обратился тогда к нему Господь6 и сказал: «Иди и силой этой, тебе дарованной, избавь Израиль от мидьянитян. Не Я ли посылаю тебя?»
15 Гедеон ответил ему: «Не могу я, Владыка мой, спасти Израиль.7 Род мой — самый слабый в колене Манассии, а сам я младший в доме моего отца».
16 ГОСПОДЬ же сказал ему на это: «Я пребуду с тобой, и ты поразишь всех мидьянитян, как ты сразил бы одного человека».
17 Но Гедеон сказал Ему: «Если я снискал расположение Твое, покажи мне явно,8 что это Ты говоришь со мной.
18 Прошу Тебя, Господи, оставайся здесь,9 пока я не вернусь с даром, который принесу Тебе». И Господь10 ответил ему: «Я буду здесь до тех пор, пока ты не вернешься».
19 И Гедеон пошел и приготовил мясо козленка и из эфы11 муки испек пресных лепешек. Мясо он положил в корзину, а мясной отвар налил в горшок. Всё это он принес к дубу и положил перед ангелом.
20 И ангел ГОСПОДЕНЬ сказал ему: «Положи мясо и лепешки на эту скалу и вылей на них мясной отвар». Гедеон так и сделал.
21 Ангел ГОСПОДЕНЬ протянул жезл, который держал в руке, коснулся им мяса и лепешек — и вышел из скалы огонь и поглотил мясо и лепешки. А ангел ГОСПОДЕНЬ скрылся из виду.
22 И тогда осознал Гедеон, что это воистину был ангел ГОСПОДЕНЬ, и воскликнул: «Горе мне, Владыка ГОСПОДИ! Ведь Я лицом к лицу видел ангела ГОСПОДНЯ!»
23 Но ГОСПОДЬ ответил: «Мир тебе! Не бойся, ты не умрешь».
24 Построил Гедеон на том месте жертвенник ГОСПОДУ и назвал его «ГОСПОДЬ, мир дарующий »;12 он и по сей день стоит в Офре Авиэзеровой.
25 В ту же ночь ГОСПОДЬ повелел ему: «Возьми у отца своего молодого теленка и семилетнего быка13 и разрушь жертвенник Ваала, стоящий у отца, и сруби столб Ашеры при нем.
26 И на этом возвышении поставь жертвенник ГОСПОДУ, возьми быка, приготовь всё необходимое и принеси его в жертву всесожжения на костре, а столб Ашеры используй как дрова ».
27 Гедеон взял десяток слуг и поступил так, как повелел ему ГОСПОДЬ. Но, опасаясь своих домочадцев и жителей селения, он не решился делать это днем, а сделал ночью.
28 Рано поутру встали жители селения и видят, что жертвенник Ваала разрушен, столб Ашеры при нем срублен, а на недавно устроенном жертвеннике принесен в жертву бык.
29 Стали они спрашивать друг у друга: «Кто это сделал?!» Искали они, узнали и объявили: «Гедеон, сын Йоаша, сделал это!»
30 И жители селения стали требовать от Йоаша: «Приведи сюда сына! Пусть он умрет за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил столб Ашеры при нем».
31 На это Йоаш сказал всем, кто окружил его: «Зачем вам вступаться за Ваала? Зачем пытаться спасти его? Всякий, кто вступится за него, этой же ночью будет предан смерти! Если Ваал бог, то он сам за себя и постоит, ведь это его жертвенник разрушен».
32 И стали с того дня называть Гедеона Еруббаалем, что означает: «Пусть Ваал сам постоит за себя», потому что Гедеон разрушил его жертвенник.
33 А все мидьянитяне, амалекитяне и другие восточные племена собрались вместе, перешли Иордан и встали лагерем в Изреельской долине.
34 И Дух ГОСПОДЕНЬ объял Гедеона, он протрубил в рог и призвал род Авиэзера следовать за ним.
35 И Гедеон разослал гонцов ко всем потомкам Манассии и призвал их последовать за ним; послал он гонцов и к Асиру, Завулону и Неффалиму, и они пошли и примкнули к нему.
36 И Гедеон сказал Богу: «Если Ты, Господи, моей рукой будешь спасать Израиль, как Ты и говорил,
37 то вот овечья шерсть, я разложу ее на гумне. Если роса осядет только на шерсти, а земля вокруг останется сухой, то я буду знать, что Ты моей рукой спасешь Израиль, как Ты и говорил».
38 Так оно и было: встав рано поутру, он выжал из шерсти целую чашу воды.
39 И Гедеон сказал Богу: «Не прогневайся на меня за то, что я еще раз обращусь к Тебе и снова испытаю, что будет с шерстью: на этот раз пусть шерсть останется сухой, а роса осядет только на земле вокруг нее».
40 Так Бог и сделал следующей ночью: сухой осталась шерсть, а на земле вокруг нее была роса.

Толкования Августина

Стих 36

И вот что говорится в Писании (о том, как закон и милость Божия соотносятся с человеческой природой): Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки (20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Рим 3:20−21). Когда он утверждает, что явилась правда, то дает понять, что она существовала, но была подобна испрошенной Гедеоном росе, которая прежде была незаметна на шерсти и вот теперь стала видна на всей земле.

Поскольку закон без благодати мог не уничтожить, а скорее, усилить грех, прочтем: жало же смерти — грех; а сила греха — закон (56 Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. 1Кор 15:56). И многие, спасаясь от лица возведенного на престол греха, обращаются в поисках убежища к благодати, ныне лежащей на всей земле, но тогда лишь немногие обращались к ней, в то время незаметной, словно на шерсти. Воистину это разделение времен принадлежит вершинам богатейшей Божественной премудрости и глубинам ведения Божия, о которых сказано: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим 11:33).

Послания. Сl. 0262,177.44.14.682.11.

***

Один из праведных мужей древности Гедеон испрашивал у Господа знамение во второй раз следующими словами: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. Ибо Бог смиренным дает благодать (5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 1Пет 5:5). И вы хорошо знаете, что делал Господь Своим ученикам в умывальнице (См. 19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Ин 13:19).

И вновь обратился Гедеон к Господу за знамением: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса. Обратите внимание на то, что в ветхозаветные времена благодать была спрятана словно дождь в облаке, как роса в шерсти. Обратите теперь внимание на время Нового Завета. Если иметь в виду народ иудеев, то он теперь подобен сухой шерсти, в то время как весь мир уподобился сегодня «всей земле» и наполнился благодатью открытой, незатворенной. И поэтому мы сегодня вынуждены оплакивать тот факт, что они выступают против росы откровенной благодати, не сокрытой более в шерсти.

Впрочем, да простится иудеям. Но что сказать о христианах? По какой причине вы выступаете врагами благодати Христа? Отчего полагаетесь только на себя? Отчего вам быть неблагодарными? Зачем приходил Христос? Не было ли здесь раньше природы [человеческой], которую вы только обманываете, чрезмерно расточая похвалы? Не было ли здесь закона? Но апостол говорит: а если законом оправдание, то Христос напрасно умер (21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Гал 2:21). То, что апостол говорит здесь о законе, мы говорим о природе, имея в виду этих людей: а если природой оправдание, то Христос напрасно умер.

Проповеди. Сl. 0284, 131.PL 38.733.41.

Стих 40

Он сойдет, как дождь на скошенный луг1 , как капли, орошающие землю (6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; Пс 71:6). Он здесь упоминает и напоминает нам о том, что действия, которые совершал судья Гедеон, были в ознаменование, и цель им — Христос. Он обратился к Господу за знамением и попросил сначала того, чтобы роса была только на шерсти, а на всей земле было сухо; и еще раз, чтобы было сухо на одной только шерсти, а на всей земле была роса; и было так. Эта сухая овечья шерсть, которая лежала на земле посреди всего мира, означала прежний народ Израиля. И в этой связи Христос сошел как дождь на шерсть, в то время как земля оставалась сухой; поэтому Он, как известно, сказал [в ответ]: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Мф 15:24). И там [в доме Израилевом] нашел себе Мать и принял [плотский] облик раба, в котором явился человечеству. И здесь послал Иисус двенадцать и заповедал им, говоря: На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; Мф 10:5−6).

Когда же Он говорил: «Идите прежде всего к тем [чадам] дома Израилева», то имел в виду, что позднее, когда придет время выпасть росе на всю землю, [ученикам Его] предстоит идти к погибшим овцам, которые не из бывшего дома Израилева. О них говорит: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Ин 10:16). Поэтому апостол говорит: Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Б о жней, чтобы исполнить обещанное отцам (8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, Рим 15:8). И в том случае роса была лишь на шерсти, а на всей земле было сухо. Имея в виду это, апостол продолжает: А для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками, и буду петь имени Твоему (9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. Рим 15:9). Дабы со временем исполнилось то, что Он говорит устами пророка: Ты... поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне (44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; Пс 17:44−45).

И мы видим теперь, что остался сухим без росы благодати Христа народ иудеев; тогда как на все народы всего мира снисходит дождь благодати христианской. И здесь другими словами он обозначил тот самый дождь, говоря: капли росы. И что же такое дождь, как не капли росы? Я полагаю, что здесь тот народ [иудеев] обозначен как шерсть либо потому, что ему суждено было быть остриженным от авторитета учения, подобно тому как с овцы состригается шерсть; либо потому, что он скрывал дождь в потайном месте, так как не хотел, чтобы проповедовалось учение крайней плоти, то есть чтобы оно открылось необрезанным народам.

Примечания

  • 1 — У Августина: лат. sicut pluuia in uellus — букв.: как дождь на овечью шерстьПрим. ред.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL39.71.9.1

***

Что же знаменовало собой руно Гедеона? Так народ иудейский в центре мира, который имел благодать таинств, воистину, не как явленную правду, но сокрытую под завесой тайны, подобно дождевым каплям в шерстяном покрове. И пришло время выжать дождевую росу из шерсти, и вот явилась правда открыто на всей земле — более не затворена. [Христос один есть влага росы]. И Его одного ты не узнаешь в Писании, Того, о Ком и ради Кого было записано Священное Писание. Но свершилось то, что сказано: Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих (4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих Пс 137:4).

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL40.137.9.27.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: неприступные места.
3  [2] — Букв.: сыны востока; то же в ст. 33.
8  [3] — Букв.: вывел из дома рабства.
9  [4] — Букв.: от руки Египта и от руки всех ваших угнетателей.
10  [5] — Букв.: не бойтесь богов / не благоговейте пред богами.
14  [6] — В LXX: ангел Господень; то же в ст. 16.
15  [7] — Букв.: как я могу спасти Израиль?
17  [8] — Букв.: сотвори мне знак.
18  [9] — Или: не уходи отсюда.
18  [10] — Букв.: Он.
19  [11] — Эфа — мера сыпучих тел, около 22 л.
24  [12] — Евр. Яхве шалом.
25  [13] — Так в масоретском тексте; LXX: откормленного тельца, семилетнего тельца (речь возможно идет об одном животном, а не о двух); то же в ст. 26, 28.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.