Деяния 26 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Баркли

Под редакцией Кулаковых

1 Агриппа сказал Павлу: «Тебе разрешается говорить в свое оправдание».
Тогда Павел, подняв руку, начал говорить в свою защиту:
2 «Я очень рад, царь Агриппа, что ныне в твоем присутствии могу ответить на всё, в чем обвиняют меня иудеи.
3 А особенно потому, что ты хорошо разбираешься во всех иудейских обычаях и спорных вопросах. Так выслушай же меня великодушно!
4 Жизнь моя с самого начала, от юности моей, проходила среди народа моего и в самом Иерусалиме, и известна она всем иудеям.
5 Они знают меня уже давно и могут засвидетельствовать, если пожелают, что жил я как фарисей, как последователь самого строгого направления1 в нашей вере.2
6 И сейчас я стою здесь перед судом за то, что надеюсь на исполнение обещания, которое Бог дал отцам нашим.
7 Наши двенадцать колен усердно служат Богу денно и нощно в надежде на исполнение этого самого обещания. За эту самую надежду, царь Агриппа, обвиняют меня иудеи.
8 Почему всем вам кажется невероятным, что Бог воскрешает мертвых?
9 Да, и я в свое время считал, что должен решительно противостоять Иисусу Назарянину.
10 Это я и делал в Иерусалиме. Получив на то власть от первосвященников, многих из народа Божьего3 бросал я в тюрьмы, и когда их приговаривали к смерти,4 мой голос всегда был против них.
11 Во всех синагогах я часто старался силой заставить их отречься от своего Господа.5 В безмерной ярости своей я преследовал их даже в городах за пределами страны.
12 В связи с этим, имея полномочия и поручения от первосвященников, я отправился в Дамаск.
13 И в пути, царь Агриппа, в полдень меня и спутников моих вдруг озарил свет с неба, свет этот был ярче солнечного.
14 Мы все упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне по-еврейски: „Саул, Саул, что ты Меня гонишь? Трудно тебе идти против рожна!“
15 Я спросил: „Кто Ты, Господи?“
Господь же ответил: „Я — Иисус, Которого ты преследуешь.
16 Но теперь поднимись, встань на ноги! Я явился тебе, чтобы сделать тебя служителем Моим и свидетелем того, что ты видел [Меня], и того, что Я еще покажу тебе.
17 Я избавлю тебя от опасностей, угрожающих тебе и среди народа израильского, и среди язычников, к которым Я посылаю тебя.
18 Посылаю открыть им глаза, чтобы повернулись они от тьмы к свету, от власти сатаны — к Богу, дабы получили они прощение грехов и удел свой вместе со всеми освященными через веру в Меня“.
19 Поэтому, царь Агриппа, я не мог не подчиниться небесному видению.
20 Я проповедовал6 сначала жителям Дамаска, а потом и в Иерусалиме, и по всей стране иудейской, и язычникам, призывая их покаяться, обратиться7 к Богу, доказав делами искренность своего покаяния.
21 Вот почему иудеи схватили меня, [ когда был я] в Храме, и пытались убить меня.
22 Но с помощью Божией, которую Он оказывал мне, до сего дня стою я твердо, свидетельствуя всем от мала до велика. И ничего другого я не говорю, кроме того, чему по предсказанию пророков и Моисея надлежало произойти,
23 а именно: что Мессия должен был пострадать и, как первый воскресший из мертвых, возвестить свет спасения как народу Своему, так и язычникам».
24 Павел еще говорил в свою защиту, когда Фест, прервав его, закричал: «Ты с ума сошел, Павел! Большая ученость лишила тебя разума».
25 «Я не сошел с ума, высокочтимый Фест, — возразил Павел, — слова мои истинны, и я знаю, о чем говорю.
26 Всё это известно царю, и я со всей смелостью могу говорить ему об этом. Я убежден: [ничто] из сказанного не было от него сокрыто, потому что это не в углу происходило.
27 Ты веришь пророкам, царь Агриппа? Знаю, что веришь».
28 «Еще немного, — сказал Агриппа Павлу, — и ты убедишь меня стать христианином».
29 «Много или немного, — сказал Павел, — я молю Бога, чтобы не только ты, царь, но и все, слушающие меня сегодня, стали такими же, как и я, но, конечно, без этих цепей».
30 Тогда царь встал, а за ним прокуратор, Вереника и все, сидевшие с ними,
31 и, выйдя из зала, они так рассуждали между собой: «Не делает этот человек ничего, что достойно смерти или уз».
32 Агриппа же сказал Фесту: «Можно было бы отпустить этого человека, если бы он не запросил суда кесарева».

Комментарии Баркли

ЗАЩИТА ОБРАЩЕННОГО (Деян 26:1−11)

Необычайным в Новом Завете является тот факт, что великие деятели первохристианской Церкви никогда не боялись говорить о том, кем они когда-то были. И здесь, в присутствии царя, Павел признается, что когда-то и он пытался искоренить христиан во всем мире.

Известный евангелист Браунлоу Норт в молодости своей вел жизнь, очень далекую от христианского идеала. Однажды, когда он собирался взойти на церковную кафедру, он получил письмо. Автор письма сообщал ему, что у него есть доказательства о постыдных поступках, совершенных Браунлоу до того, как он обратился; автор далее грозил Браунлоу прервать службу и сообщить всем прихожанам о совершенном им грехе. Браунлоу взял письмо с собой на кафедру и зачитал его прихожанам; и он рассказал о совершенном им грехе, но он добавил, что Христос банею возрождения сделал его другим человеком и что Он может и их сделать другими. Сам факт своего стыда он обратил в доказательство славы Христовой.

Денней указывал, что главная задача христианства, в основном, состоит в том, чтобы обратить нечестивых людей в благочестивых. Истинные христиане никогда не боялись указывать на себя как на живой пример силы Христовой. Правда, человек никогда не может сам изменить себя; но истинно верно и то, что, к чему он сам не способен, то совершит Иисус Христос.

В этом отрывке Павел подчеркивает, что в центре его проповеди стоит воскресение. Он свидетельствует не о человеке, который жил и умер, но Кто жив и вечно присутствует во славе Своей. Для Павла каждый день Пасха — день воскресения Христова.

ПОКОРЕННЫЙ СЛУЖИТЕЛЬ (Деян 26:12−18)

Это очень интересный отрывок.

1) Греческое слово апостолос означает человека, который послан вперед. Так, например, посол — апостолос или апостол. Интересно отметить, что посланник синедриона также назывался апостол синедриона. Это значит, что Павел начал свой путь как апостол синедриона, а окончил его апостолом Христа.

2) Павел торопился и продолжал свое путешествие в полдень. Путник, если он только не торопился отчаянно, останавливался на отдых и пережидал полдневную жару. Отсюда мы видим, что Павел очень торопился с миссией гонения христиан. Вне всякого сомнения, он пытался актами насилия заглушить пробуждавшиеся в его сердце сомнения.

3) Воскресший Христос говорил Павлу, что «трудно ему идти против рожна». Когда молодого быка впервые запрягали в ярмо, он пытался вырваться из-под ярма на свободу. Если этот бык был запряжен в одноручный плуг, пахарь держал другой рукой длинную палку с заостренным концом против задних ног быка и, каждый раз, когда бык взбрыкивал задними ногами, он бился об острый рожон. Если же быка запрягали в телегу, то спереди телеги имелся брус с острыми деревянными шипами, которые опять же ранили быка, если он взбрыкивал. Таким трудным путем смиряли молодого быка и так пришлось научиться подчиняться и Павлу.

В стихах 17 и 18 поданы результаты того, что Христос делает для людей:

а) Он открывает им глаза. Когда человек обратился к Христу, Он дает человеку способность видеть вещи, которые были недоступны ему раньше.

б) Он обращает их от тьмы к свету. Пока человек не встретит Христа, он как бы блуждает на ложном пути; когда же он встретил Христа, Он светит ему, и человек идет к Нему по освещенной дороге.

в) Он обращает их от власти сатаны к Богу. До этого человек находился во власти зла, а ныне всепобеждающая сила Божия дает ему возможность жить в торжествующей добродетели.

г) Верою в Него получают они прощение грехов и жребий с освященными. Нет более наказания за прошлые грехи; жизнь будущая очищена и преобразована.

МИССИЯ ПРИНЯТА (Деян 26:19−23)

Здесь Павел живописно обобщил сущность своей проповеди:

1) Он призывал людей к покаянию. Греческое слово, переведенное в Библии покаяться, означает буквально изменить свои намерения. Покаяться значит осознать, что мы ведем неверный образ жизни, и что необходимо принять совершенно новую систему ценностей. Покаяние включает в себя две ступени: сожаление о том, чем мы были прежде и намерение измениться по милости Божией.

2) Он призывал людей обратиться к Богу. Так часто мы отвращаемся от Бога: это бывает по легкомыслию, но и сознательно, когда мы умышленно вращаемся в темных уголках нашей души. Но, как бы там ни было, Павел взывает к нам, чтобы Бог, Который ничего в нашей жизни не значил, стал основой нашей жизни.

3) Он призывает людей делать дела, достойные покаяния, доказательством истинного раскаяния и обращения к Богу является образ жизни человека. Но дела, достойные покаяния являются не столько результатом того, что жизнь человека регулируется новыми законами, сколько следствием новой любви. Человек, познавший любовь Божию в Иисусе Христе, знает, что, согрешив, он не просто нарушает закон Божий, но пронзает сердце Его.

ЦАРЬ ТРОНУТ (Деян 26:24−32)

Еще большее впечатление, чем сказанное в этом отрывке, производит на читателя атмосфера, ощущаемая за этими словами. Павел был узником, в момент на нем были узы, о чем он сам говорит. И все же, эти слова безошибочно передают впечатление, что именно он является главной фигурой среди них. Фест говорит с ним не как с преступником. Он, несомненно, знал из биографии Павла, что он был образованным раввином; он, конечно, видел и комнату Павла, заполненную свитками папируса и рукописями на пергаменте — первыми христианскими книгами. Под судом скорее Агриппа, а не Павел, речь которого Агриппа слушает. В конце даже довольно раздраженная публика не видит, собственно говоря, причины посылать Павла на суд в Рим, или куда-либо еще. Павел обладает силой, ставящей его на голову выше всех других. Сила Божия передается в греческом языке словом дунамис, от которого происходит слово «динамит». Человек, рядом с которым стоит воскресший Христос, не боится никого.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Греч. хайресис — выбор, избранный образ мыслей; религиозная группировка, школа, партия.
5  [2] — Или: нашего богопочитания.
10  [3] — 0 Букв.: святых.
10  [4] — Букв.: их убивали.
11  [5] — Букв.: принуждал их к хуле.
20  [6] — Или: возвещал.
20  [7] — См. примеч. к 3:19.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.