Деяния 3 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Баркли

Под редакцией Кулаковых

1 Однажды в три часа пополудни, когда было время молитвы, Петр с Иоанном шли в Храм.
2 Тогда же к воротам Храма, что назывались Прекрасными, принесли человека, неспособного ходить с самого рождения. Каждый день его сажали там просить милостыню у приходивших в Храм.
3 Увидев, что Петр и Иоанн собираются войти в Храм, он и у них стал просить подаяния.
4 Они же внимательно посмотрели на него, и Петр сказал: «Взгляни на нас!»
5 Надеясь что-нибудь получить, тот стал пристально смотреть на них.
6 «Серебра и золота нет у меня, — продолжил Петр, — но я дам тебе то, что есть у меня: во имя Иисуса Христа из Назарета,1 [встань и] иди!»
7 И взяв его за правую руку, он поднял его. В тот же миг укрепились ступни и суставы ног хромого:
8 он вскочил, выпрямился и пошел. Затем он вошел с ними в Храм и ходил там, прыгая от радости и хваля Бога.
9 Все видели, как он ходил и хвалил Бога,
10 и когда узнавали в нем человека, который обычно сидел у Прекрасных ворот Храма, прося милостыню, то случившееся с ним вызывало у них удивление и недоумение.
11 Этот человек никак не хотел отойти от Петра и от Иоанна, и тут в галерею, что называлась Соломоновой, сбежался в изумлении весь народ.
12 Увидев это, Петр обратился к народу: «Братья израильтяне! Что вы этому так удивляетесь? Что смотрите на нас, словно мы своей собственной силой или своим благочестием сделали так, что человек этот стал ходить?
13 Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, Бог отцов наших,2 прославил Сына3 Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед Пилатом, даже когда тот решил отпустить Его.
14 От Святого и Праведного вы отреклись, а для убийцы выпросили помилование.4
15 Вы убили Владыку5 жизни, но Бог воскресил Его из мертвых, чему мы — свидетели.
16 Имя Иисуса и вера в это имя — вот что исцелило6 человека, которого вы видите и знаете. И через Иисуса действующая в нас вера дала ему, как вы сами видите, полное исцеление.
17 Ныне, братья, знаю я, что вы, как и те, кто направлял вас, сделали это по неведению,
18 но так Бог исполнил то, что Он предсказал устами всех пророков: Его Помазанник7 должен был претерпеть страдания.
19 Так покайтесь же и обратитесь8 к Богу, чтобы изглажены были грехи ваши
20 и пришли от Господа времена духовного пробуждения,9 и чтобы послал Он предназначенного вам Мессию10 — Иисуса,
21 Который должен оставаться на небесах, пока не настанет время восстановить всё, о чем издавна говорил Бог устами святых Своих пророков.
22 Моисей сказал:11Пророка даст вам Господь, Бог ваш,12 как меня дал вам. Он будет из народа вашего.13 Слушайтесь Его во всем, что Он скажет вам;
23 ибо всякий, кто не примет14 Того Пророка, не останется в своем народе — искоренен будет“.15
24 Да и все пророки, когда-либо говорившие, все — от Самуила и после него — тоже возвещали об этих днях.
25 Вы — наследники16 пророков и того завета,17 который Бог дал отцам вашим,18 говоря Аврааму: „И в потомке19 твоем благословятся все племена земные“.20
26 И когда Бог воскресил Сына Своего,21 Он к вам первым послал Его, чтобы благословить вас, побуждая каждого отвратиться22 от злых дел своих».

Комментарии Баркли

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ ДЕЯНИЕ (Деян 3:1−10)

День у иудеев начинался в шесть часов утра и заканчивался в шесть вечера. Набожный иудей молился трижды: в девять часов утра, в двенадцать, и три часа дня. Они считали, что молитва действенна, где бы ни молились, но они все же полагали, что в храме она имеет двойную силу. Очень интересно, что апостолы продолжали соблюдать старые обычаи. Был час молитвы, и Петр и Иоанн шли в храм, чтобы молиться. Они исполнены были новой верой, но не воспользовались этим для отклонения от нормы. Они понимали, что новая вера и верность старой дисциплине могут содействовать друг другу.

На востоке нищие обычно садились у входа в храм или у места поклонения святыне. Это место считалось самым лучшим во всех отношениях: люди, идущие молиться, более всего расположены к щедрости по отношению к собратьям. Один из друзей поэта-бродяги У. Х. Дейвиса рассказывал ему, что когда он прибывает в новый город, то он в первую очередь ищет верхушку церкви с крестом и идет туда просить подаяние. Любовь к Богу и человеколюбие всегда должны идти рука об руку.

В приведенном отрывке мы сталкиваемся с чудесами апостольской эпохи. В связи с ними нужно сделать несколько конкретных замечаний.

1) Такие чудеса действительно совершались. В Деян 4:16 мы читаем, что синедрион осознал необходимость признания свершившегося чуда. Враги христианства первыми бы выступили с опровержением и отрицанием такого факта, если бы они могли, но они даже никогда и не пытались сделать этого.

2) Почему они прекратились? Имеется несколько предположений: а) Это было такое время, когда чудеса были настоятельной необходимостью. В ту эпоху они являлись доказательством истинности и могущества христианской благой вести в период ее первого распространения, б) Тогда совпадали два особых обстоятельства: Во-первых, еще были живы мужи апостолы, имевшие неповторимую возможность личного близкого общении с Иисусом Христом. Во-вторых, все это происходило в атмосфере страстного ожидания чудес, когда в мире ощущался особый прилив веры. Сочетание этих двух обстоятельств производило особое влияние.

3) Правильней было бы ставить вопрос не «Почему прекратились чудеса?», а «Прекратились ли они?» Ведь каждый человек понимает, что современные хирурги делают теперь то, что в апостольские времена рассматривалось как чудо. Бог открыл людям новые истины и новые знания, и, используя эти откровения Божии, люди продолжают творить чудеса. Как сказал один известный врач: «Я накладываю повязки на раны, а Бог их лечит». Христианин может везде увидеть чудеса, если у него есть восприимчивые глаза.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ РАСПЯТИЯ (Деян 3:11−16)

В этом отрывке получили отражение три главных элемента первохристианской проповеди.

1) Первохристианские проповедники всегда подчеркивали тот важный факт, что распятие Христа было величайшим преступлением в истории человечества. Всякий раз, когда они говорят о нем, в их голосе звучит потрясение и ужас. Они пытались возбудить в сознании людей мысль о том, что распятие Христа явилось страшным преступлением. Они как бы говорили: «Посмотрите, на какое преступление способен грех».

2) Первохристианские проповедники всегда подчеркивали важность Его воскресения. Без воскресения Христа христианская Церковь никогда не имела бы права на существование. Факт воскресения Христа подтверждал, что Он несокрушим, и что Он действительно является Господом жизни и смерти. Этот факт был окончательным и неопровержимым доказательством того, что за Ним стоит Бог, и, следовательно, сила, которую ничто не может остановить.

3) Первохристианские проповедники всегда подчеркивали могущество воскресшего Господа. Себя они никогда не рассматривали источником, а лишь посредниками Его. Они осознавали свои ограничения, но из личного опыта также знали, что нет границ тому, что может сделать воскресший Христос с ними и через них. В этом секрет христианской жизни. Пока христианин думает о том, что он может сделать, его будут беспокоить неудачи, разочарования и страх. Но при убеждении «не я, а Христос во мне» с ним будет мир и сила Божия.

ОСНОВЫ ПРОПОВЕДИ (Деян 3:17−26)

В этом отрывке мы встречаем почти все признаки первохристианской проповеди.

1) Этот отрывок начинается с созвучащих понятий прощения и предупреждения. В неведении своем совершили иудеи страшное распятие; но теперь это неведение более не оправдано, и, поэтому, дальнейшее отрицание Иисуса Христа не может быть прощено. Эта ужасная ответственность звучит во всем Новом Завете. «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин 9:41). «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин 15:22). «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак 4:17). Увидеть яркий свет божественного откровения — величайшая привилегия, но также и страшная ответственность.

2) Это знание налагает обязательство покаяться и измениться. Эти два понятия тесно связаны друг с другом. Покаяние означает изменить образ мыслей, а образ мыслей изменить легче, чем образ жизни. Но это изменение образа жизни должно вести через отказ от старой жизни к вступлению на стезю новой жизни.

3) Это покаяние имеет несколько последствий. Оно окажет определенное воздействие на прошлое: грехи будут заглажены. Это яркое слово. В древности писали на папирусе чернилами, в которых не было кислоты; поэтому чернила не впитывались в папирус, подобно современным чернилам, а буквы просто лежали поверх папируса. Чтобы стереть написанное, нужно было просто вытереть чернила мокрой губкой. Вот так же и Бог стирает грех прощенного ученика. Он окажет большое влияние на будущее человека. Пробудятся воспоминания. Появятся новые импульсы, придающие силу в слабости, и отдых в усталости.

4) Далее Петр говорит о пришествии Христа. Это учение означает, что история движется к определенной цели.

5) Петр утверждает, что все, что произошло, было предсказано пророками. Иудеи отказывались принять идею об Избраннике Божием, который должен страдать; но Петр настаивает на том, что, если хорошо изучат Писания, то сами обнаружат все это.

6) Петр напоминает им об их национальных привилегиях. Ведь особенно они были избранным Богом народом.

7) Наконец, он излагает неопровержимую истину, что особые привилегии налагают и особые обязательства. Эта привилегия не означает особую честь, а требует особого служения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Или: Назарянина.
13  [2] — Исх 3:6,15. См. в Словаре Авраами Праотцы.
13  [3] — Букв.: дитя/отрока; друг. возм. пер.: слугу. Христиане видят в Иисусе того самого «слугу» или «раба», о котором повествуется у Исайи (52:13); то же в ст. 26.
14  [4] — Или: просили, чтобы вам был дарован убийца.
15  [5] — Или: Источника/Причину.
16  [6] — Букв.: укрепило.
18  [7] — Греч.: Христос.
19  [8] — Греч. эпистрэфо — повернуться, обратиться (к). В религиозном контексте это слово означает, что человек в какой-то момент своей жизни отвращается от зла во всех его проявлениях и поворачивается к Богу. См. в Словаре Обращение.
20  [9] — Или: времена покоя; букв.: времена освежения.
20  [10] — Здесь и далее греч.: Христос.
22  [11] — Некот. рукописи добавляют: отцам.
22  [12] — В некот. рукописях: наш.
22  [13] — Букв.: братьев ваших.
23  [14] — Букв.: всякая душа, которая не будет слушать.
23  [15] — Втор 18:15,19.
25  [16] — Букв.: сыны.
25  [17] — См. в Словаре Завет.
25  [18] — В некот. рукописях: нашим.
25  [19] — Букв.: в семени.
25  [20] — Быт 22:18.
26  [21] — Некот. рукописи добавляют: Иисуса.
26  [22] — Букв.: благословить вас тем, что отвратит/повернет каждого.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.