Деяния 5 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Баркли

Под редакцией Кулаковых

1 Один человек, которого звали Анания, вместе с женой своей Сапфирой тоже продал принадлежавшее им имение,
2 но, с согласия жены, утаил часть денег, а остальное принес и положил к ногам апостолов.
3 Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою,1 что ты солгал Святому Духу и утаил часть денег за проданное поле?
4 Не твое ли оно было, пока оставалось непроданным? И после его продажи не в твоей ли власти было всё, полученное за него? Как могло такое прийти тебе на ум? Ведь ты не людям солгал, а Богу».
5 Услышав эти слова, Анания пал на землю бездыханным. Великим страхом и благоговением исполнились все, кто прослышал об этом.
6 Молодые люди встали, завернули тело в саван и, вынеся его, похоронили.
7 Часа через три пришла и жена его, ничего не подозревая о случившемся.
8 Петр обратился к ней: «Скажи мне, вы продали землю за столько-то?»
«Да, — ответила она, — за столько».
9 И тогда Петр сказал ей: «Как это вы сговорились испытать Дух Господень?!2 Вот у двери уже слышны шаги тех людей, которые похоронили мужа твоего, и тебя они вынесут».
10 В тот же миг она пала к его ногам бездыханной. Юноши, войдя, нашли ее мертвой. Они вынесли и похоронили ее рядом со своим мужем.
11 Вся церковь и все, кто об этом слышал, были охвачены великим трепетом.
12 Много знамений и чудес совершалось среди народа апостолами. Все верующие, по общему согласию, обычно собирались в галерее Соломона.
13 Из посторонних, однако, никто не осмеливался примыкать к ним, но народ говорил о них с большим уважением;
14 и всё больше и больше мужчин и женщин, верующих в Господа, пополняло их ряды.3
15 Узнав о чудесах, совершаемых апостолами, люди выносили больных даже на улицы и клали их на носилки и циновки, чтобы хоть тень Петра, когда тот проходил мимо, могла осенить кого-нибудь из них.
16 Множество народа приходило из окрестных городов Иерусалима.4 Они приносили больных и одержимых нечистыми духами, и все получали исцеление.
17 И тогда первосвященник вместе со своими людьми из саддукеев,5 движимый завистью,
18 приказал схватить апостолов и запереть в городской тюрьме.
19 Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал:
20 «Ступайте в Храм, там станьте и рассказывайте народу всё об этой новой жизни».6
21 С наступлением утра они были уже в Храме, как им было сказано, и стали там проповедовать.7
Тем временем первосвященник со своими приближенными созвал Синедрион и весь Совет старейшин народа израильского, и послали в тюрьму привести апостолов.
22 Но, придя в тюрьму, служители не нашли их там. Они возвратились и доложили:
23 «Мы увидели, что тюрьма надежно заперта и охрана стоит у дверей, но, открыв дверь, никого внутри не обнаружили».
24 Когда8 начальник храмовой стражи и старшие священники услышали это, они растерялись и не могли понять, что произошло с узниками,
25 пока не пришел некий человек и не сообщил им: «Те, кого вы посадили в тюрьму, стоят в Храме и учат народ».
26 Тогда начальник стражи и его помощники пошли и привели апостолов, сделав это без насилия: они боялись, что народ побьет их камнями.
27 Когда апостолов привели и поставили перед Синедрионом, первосвященник потребовал от них объяснения:
28 «Мы строжайше приказали вам никого не учить тому, что связано с этим именем.9 Но, несмотря на это, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите обвинить нас в убийстве10 Этого Человека».
29 В ответ Петр и апостолы сказали: «Послушание Богу для нас превыше послушания людям.11
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы убили, распяв на кресте,12
31 и вознес Его по правую руку Свою13 как Вождя14 нашего и Спасителя, чтобы через Него даровать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели всему этому15 — мы, а также Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему».
33 Слышавшие это пришли в ярость и хотели убить их.
34 Но один из членов Синедриона, фарисей16 по имени Гамалиил, учитель Закона, почитаемый всем народом, поднялся и, повелев на время вывести апостолов,
35 сказал собравшимся: «Братья израильтяне! Хорошо подумайте над тем, что вы хотите делать с этими людьми.
36 Незадолго до этого объявился Февда, выдававший себя за кого-то великого. К нему примкнуло около четырехсот человек. Но когда он был убит, все его последователи рассеялись и исчезли бесследно.
37 После него во время переписи появился Иуда, галилеянин, и увлек за собой народ. Погиб и он, и все, кто следовал за ним, разбежались.
38 Потому и в этом случае17 советую я вам: оставьте в покое этих людей и отпустите их, ибо если за всем этим замыслом или делом этим стоят лишь люди18 — разрушится всё, что бы они ни сделали.
39 А если дело их от Бога, вам не одолеть их; и может оказаться, что вы боретесь с Самим Богом».
Они приняли его совет.
40 Апостолов позвали, велели их бичевать, а затем, приказав им не говорить ни слова о том, что связано с именем Иисуса, отпустили.
41 Апостолы покинули Синедрион, радуясь, что удостоились принять бесчестие за имя Господа.
42 И каждый день в Храме и по домам они продолжали учить и проповедовать19 о том, что Иисус есть Мессия.20

Комментарии Баркли

СМЯТЕНИЕ В ЦЕРКВИ (Деян 5:1−11)

Перед нами самый яркий отрывок книги Деяний. Нет никакой необходимости характеризовать описанное как чудо. Но из этого текста можно увидеть нечто из царившей тогда в Церкви атмосферы. Из анналов истории мы знаем, что, когда однажды король Эдуард I обрушил свой гнев на одного из своих придворных, последний упал мертвым от ужаса. Из приведенного отрывка мы узнаем о душевном состоянии братьев и сестер в первохристианской Церкви и о чрезвычайном уважении к апостолам. Лишь в такой атмосфере мог упрек Петра оказать такое действие на людей.

Это один из тех отрывков, которые показывают непреклонную честность Библии. Ведь этот рассказ можно было бы опустить, ибо он показывает, что даже в ранней Церкви были недостойные христиане; но Библия отказывается рисовать идеализированные картины. Один придворный художник нарисовал однажды портрет Оливера Кромвеля. Лицо Кромвеля было обезображено многочисленными бородавками. Художник, желая угодить Кромвелю, не нарисовал их. Но, увидев картину, Кромвель сказал: «Возьмите ее с собой и нарисуйте все мои бородавки». Одна из великих достоинств Библии в том, что она показывает нам своих героев с бородавками и без прикрас.

Но, одновременно, мы находим в этом отрывке некоторое утешение: ведь даже в великие времена в Церкви были не только благочестивые, но и плохие люди.

Петр настаивает на том, что любой грех — грех против Бога. Было бы хорошо, если бы мы всегда помнили это, особенно в определенных случаях:

1) Ведь, недостаток должного усердия — грех против Бога. Все, что ни делает человек для здоровья, счастья и благосостояния, каким бы скромным ни был его вклад, — все это он делает для Бога. Великий скрипичный мастер Антонио Страдивари сказал: «Если я буду сидеть сложа руки, я обкрадываю Бога». Возьмем эти слова своим девизом.

2) Уклонение использовать свой талант надлежащим образом — грех против Бога. Бог дал нам наши таланты; Мы должны предоставлять их в Его распоряжение, и мы ответственны перед Ним за то, как мы ими распоряжались, как мы их применяли.

3) Неискренность в поступках — грех против Бога. Сбиваясь на путь лжи, мы грешим против Духа Святого, движущего нашими сердцами.

ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА (Деян 5:12−16)

Перед нами великолепная картина состояния дел в первохристианской Церкви:

1) Мы узнаем, где Церковь встречается. Она встречается в Соломоновом притворе, одном из двух больших притворов, окружавших храм. Ранние христиане регулярно посещали Дом Господа, стремясь лучше познать Бога и черпать у Него силы для жизни.

2) Мы узнаем, как она встречалась. Первые христиане собирались, где все могли видеть их. Они знали, что произошло с апостолами и что может произойти с ними: но они хотели показать всем, кто они и в кого веруют.

3) Мы узнаем, что первохристианская Церковь была поразительно действенной. Свершались знамения и чудеса. Минули те дни, когда главное действие Церкви проявлялось в проповедовании и физическом исцелении больных, хотя эти времена могут наступить вновь. Но Церковь все еще существует и ее главная цель — исцелять грешных людей, которые всегда будут заполнять церкви, если они могут обретать новую жизнь.

Отрывок этот заканчивается упоминанием о людях, болезни к действию нечистых духов. Так, например, египтяне верили, что тело может быть разделено на части, в каждой из которых может обитать такой злой дух. Они часто верили, что эти нечистые духи принадлежат злым людям, ушедших из этой жизни, но продолжающим совершать свои преступные дела.

СНОВА АРЕСТ И СУД (Деян 5:17−32)

Этот второй арест апостолов был неизбежен. Ведь синедрион строго-настрого запретил им учить людей именем Иисуса, а они публично нарушили этот запрет. Для синедриона этот факт имел вдвойне важное значение. Апостолы были не только еретиками, но и выступали как потенциальные нарушители мира и порядка. В Палестине всегда могло вспыхнуть народное недовольство. Если его не пресечь в корне, оно могло привести к крупному народному восстанию, а этого больше всего боялись священники и саддукеи, потому что это неизбежно привело бы к вмешательству.

Освобождение Петра и Иоанна не обязательно объясняется чудом. Греческое слово аггелос имеет два значения. Во-первых, оно обозначает ангел; но оно также употреблялось для обозначения посланца, вестника. Если бы даже апостолы были освобождены людьми, их освободителем все же был бы посланец Божий. В событиях, последовавших непосредственно за их освобождением из тюрьмы, мы видим яркие черты характера этих первых мужей Божиих:

1) Они были мужественны. Поведение отправиться сразу в храм и проповедовать звучит почти невероятно для благоразумного человека. Повиновение этому поведению — отчаянно смелый поступок. И все же они пошли.

2) Они были принципиальные люди. Они руководствовались принципом: повиновение Богу — превыше повиновения человекам в любых обстоятельствах. Они никогда не задавали себе вопроса: «Безопасно ли так поступать?» Они лишь спрашивали: «Этого ли хочет от меня Бог?»

3) Они ясно осознавали свою миссию. Они знали, что являются свидетелями Христу. Свидетель — человек, который говорит о том, что видел. Он знает из личного опыта, что сказанное им — истина; такого человека нельзя остановить, потому что нельзя закрыть рот правде.

НЕОЖИДАННЫЙ СОЮЗНИК (Деян 5:33−42)

Когда апостолы второй раз предстали перед синедрионом, они неожиданно встретили там помощника. Гамалиил был фарисеем. Саддукеи представляли богатый класс, всегда готовый сотрудничать с кем угодно, чтобы сохранить свои привилегии, а у фарисеев не было политических стремлений. Имя фарисей буквально обозначает «обособленный», и они обособлялись от обычной жизни, дабы посвятить себя соблюдению закона и его мельчайших особенностей. Их никогда не было более шести тысяч, но их простой и строгий образ жизни обеспечивал им высокое уважение в народе.

Но Гамалиила не только уважали; его любили. Он был благочестивым человеком, намного терпимее, чем его товарищи. Он, например, был одним из очень немногих фарисеев, которые не считали греческую культуру само по себе греховной. Он принадлежал к тем немногим, которым было дано почетное звание «Раббан». Люди называли его «Краса закона». Когда он умер, говорили: «С тех пор, как умер раббан Гамалиил, нет более почтения к закону: одновременно с ним умерли непорочность и воздержание». Когда синедрион был готов применить насилие против апостолов, Гамалиил вмешался. Вероучение фарисеев представляло собой сочетание рока и свободной воли. Они верили, что все в руках Божиих, но человек все равно несет ответственность за свои поступки. «Все предначертано, — говорили они, — но каждому дана свобода выбора». Таким образом, Гамалиил предупредил синедрион быть осторожными, если они решатся употребить свою свободу воли против Господа. Он утверждал, что если это вероучение не от Бога, оно само умрет. И он привел два примера:

Первым он назвал Февду. В ту пору в Палестине очень быстро появлялись и исчезали свежеиспеченные вожди, претендовавшие на роль освободителей своей страны, а иногда даже и на роль Мессии. Мы не знаем, кем был этот Февда. Мы знаем о некоем Февде, который несколько лет позже рассматриваемого нами периода повел толпу к Иордану, пообещав разделить воды реки надвое, и провести их по суше; его звезда очень быстро закатилась. Имя Февда было широко распространено в ту эпоху и, несомненно, тот, о котором говорит Гамалиил, лишь еще один из тех многих самозванных избавителей.

Вторым был Иуда, который поднял восстание в 6 г. вовремя переписи населения, когда правитель Квириний поставил его для сбора налогов. Иуда заявил, что царем Израиля является Бог и лишь Ему следует отдавать дань; все другие налоги он считал нечестивыми, уплату их богохульством. Он попытался поднять широкое восстание и произвести переворот, но потерпел неудачу. Синедрион прислушался к словам Гамалиила и, вновь пригрозив апостолам, отпустил их.

А апостолы пошли, радуясь в своем бесчестии. Радость эта объясняется следующими причинами:

1) Это бесчестие позволило им доказать свою верность Христу. После революции в России человек, имевший следы кандалов на руках и шрамы кнута на спине, считался героем, потому что он пострадал за справедливость. Господин герой за правду гордо похвалялся: «Клеймо и шрамы на мне».

2) Оно позволило апостолам свидетельствовать о Христе. А крестоносцы станут венценосцами.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: почему это наполнил сатана сердце твое. См. в Словаре Сатана.
9  [2] — Или: бросить вызов Духу Господню.
14  [3] — Друг. возм. пер.: и всё больше прибавлялось верующих в Господа, множество мужчин и женщин.
16  [4] — В некот. рукописях: в Иерусалим из окрестных городов.
17  [5] — Букв.: поднялся же первосвященник и все из партии саддукеев.
20  [6] — Букв.: все слова жизни этой.
21  [7] — Букв.: учить.
24  [8] — Некот. рукописи добавляют: священник.
28  [9] — Букв.: не учить на (основании) этого имени; или: не учить (вере) в это имя; то же в ст. 40.
28  [10] — Букв.: навести на нас кровь.
29  [11] — Букв.: повиноваться должно больше Богу, чем людям.
30  [12] — Букв.: повесив на дереве; в данном случае происходит метонимическая замена: слово «дерево» употребляется вместо обозначения креста как орудия казни.
31  [13] — Или: десницей Своей.
31  [14] — Или: Владыку/Источник; в оригинале то же слово, что и в 3:15.
32  [15] — Или: этим словам; в некот. рукописях: свидетели Ему в этом.
34  [16] — См. в Словаре Фарисеи.
38  [17] — Букв.: и теперь.
38  [18] — Букв.: ибо если… от людей.
42  [19] — Греч. эвангелидзо — проповедовать/возвещать Евангелие.
42  [20] — Или: учить и возвещать Благую Весть об Иисусе как о Христе, т.е. Помазаннике.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.