Евреям 3 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Баркли

Под редакцией Кулаковых

1 Именно поэтому, братья мои по святости жизни, принявшие вместе со мной небесное приглашение, сосредоточьте все мысли свои на Посланнике и Первосвященнике исповедания нашего, на Иисусе Христе.
2 Верен Он был Тому, Кто поставил Его на служение, как некогда Моисей во [всем] Божьем доме.
3 Но слава Его выше, чем слава1 Моисея — строитель дома всегда ведь большей чести удостаивается, чем дом.
4 Всякий дом не сам вырастает, он всегда кем-то построен, Строитель же всего — Бог.
5 Моисей в самом деле был верным слугою, но только слугою, во всем доме Его, и он лишь предвозвещал то, что провозгласить предстояло в будущем.
6 Христос же верен как Сын в доме Отца2 Своего, а дом этот — мы с вами, если сохраним бесстрашие и радость надежды, которой гордимся.3
7 Дух Святой о том и взывает:
«Ныне, когда уже слышите голос Его,
8
не будьте строптивы,4 как то случилось в день ропота,
в день искушения в пустыне,5
9
когда отцы ваши бросили вызов Мне и испытывали Меня,6
хотя видели дела Мои
10
уже сорок лет.
Вознегодовал Я тогда7 на род тот и сказал:
Вечно сбиваются они с пути в сердце своем
Моих путей не познали они“, —
11
и поклялся во гневе Своем:
Не войдут они в покой Мой“».8
12 Смотрите же, братья, чтобы не завладели сердцами вашими нечестие какое и неверие, которые уводят от Бога Живого.9
13 Наставляйте10 друг друга каждый день (пока можно еще говорить «ныне»), чтобы никто из вас не стал своевольным, обольщаясь грехом.
14 Ведь мы теперь во всем причастны Христу, если только до конца будем держаться того, что с верой приняли в самом начале.11
15 В том изречении:
«Ныне, когда уже слышите голос Его,
не будьте строптивы, как то случилось в день ропота…», —
16 о ком было сказано в том изречении, что, услышав голос Его, возроптали они? Не о тех ли всех, кого Моисей вывел из Египта?
17 И на кого негодовал Он целых сорок лет? Не на тех ли, которые согрешили и окончили дни свои в пустыне?12
18 А кого клялся не допустить Он в покой Свой, как не тех, кто был непокорен?
19 Вот и видим мы, что не смогли они обрести13 покой из-за неверия.

Комментарии Баркли

ПРЕВЫШЕ ВЕЛИКИХ (Евр. 3,1-6)

Давайте вспомним убежденность, с которой автор начал писать настоящее послание. Главная мысль его заключается в том, что высшее божественное откровение люди получили через Иисуса Христа и что лишь через Него получает человек доступ к Богу. Автор начал с того, что Иисус выше пророков; потом он доказывает, что Иисус превыше ангелов, а теперь он заявляет, что Иисус превыше Моисея.

На первый взгляд может показаться, что в этом нет смысла и что он ломится в открытую дверь. Но для иудея в этом был смысл. В его сознании Моисей занимал особое место. Ведь это с Моисеем Бог говорил лицом к лицу, как человек говорит со своим другом. Моисей лично получил Десять Заповедей, Закон Божий. Для иудея не было в мире ничего священнее Закона Божьего. Моисей и Закон Божий в сознании иудея были неразрывно связаны друг с другом. Во втором веке иудейский законоучитель, раввин Хозе бен Калафта, комментируя рассматриваемый нами отрывок, повествующий о том, что Моисей и весь род его были верны Богу, сказал: "Бог называет Моисея и весь его род верными, и, тем самым, Он ставит его превыше самих ангелов-посланников". Иудею кажется совершенно естественным и логичным, что автор Послания к Евреям использует именно такую аргументацию. Он доказал, что Иисус занимает более высокое положение, чем ангелы, а теперь он доказывает, что Иисус превыше Моисея, который, в свою очередь, был выше ангелов.

В действительности же цитата, приведенная автором для доказательства превосходства Моисея, ярко и убедительно показывает нам, какое уникальное место занимал Моисей в сознании иудеев. Моисей "верен во всем дому Моем", — это цитата из Числ. 12,7, где показано, что Моисей отличается от всех пророков. Всем пророкам Бог открывается в видении, с Моисеем же Он говорит "устами к устам". Иудей не мог даже представить себе, что кто-то когда-нибудь стоял бы ближе к Богу, чем Моисей. Вот именно это и хочет доказать автор Послания к Евреям.

И он призывает своих читателей и слушателей уразуметь Иисуса. При этом он употребляет слово катаноеин, которое поучительно и многозначительно. Оно имеет не просто значение смотреть на какой-либо предмет или заметить его, но и значит заострить свое внимание на чем-либо таким образом, чтобы понять его скрытое значение, извлечь из него урок. В Лук. 12,24 Иисус употребляет это же слово катаноеин, когда Он говорит: "Посмотрите на воронов". Он не просто говорит: "Взгляните на воронов", а значение Его высказывания сводится к следующему: "Посмотрите на воронов, поймите и извлеките урок, которому Бог хочет научить вас на их примере". Для того чтобы понять христианскую истину, недостаточно просто бросить отрешенный взгляд на окружающий нас мир. Наш пытливый взор должен мобилизовать наш ум с тем, чтобы показать нам внутренний смысл окружающего.

В известном смысле совершенно понятно, почему автор обращается к своим друзьям как к участникам в небесном звании. Зов, обращенный к христианам, не только исходит с небес, но и призывает их к небесам. Это зов, идущий от Бога и одновременно зовущий к Богу. Человек должен быть очень внимателен как к источнику этого зова, так и к тому, к чему он зовет. Человек не может отделаться безразличным взглядом на приглашение к Богу, идущее от Бога.

Что же видит человек, уразумевший Христа?

1. Он видит в Нем Посланника. Никто, кроме автора Послания к Евреям, во всем Новом Завете, не называет Иисуса Апостолом. Но совершенно понятно, почему автор Послания к Евреям называет Его так: он не называет так ни одного человека; титул Апостола он сохраняет исключительно для Христа.

Что же имеет он в виду, называя Его так? Слово Апостол в буквальном смысле означает тот, кто послан. У иудеев так называли посланцев синедриона, высшего суда иудеев. Синедрион посылал посланников, наделяя их своей властью и передавал через них свои повеления. В греческом мире это слово часто означало посол, посланник, стоящий на дипломатической службе. Таким образом, Иисус является высочайшим послом Божиим и, как таковой обладает двумя чрезвычайно важными и специфическими качествами:

а) Посол облечен властью пославшего его царя. Однажды сирийский царь Антиох Епифан вторгся в Египет. Желая предотвратить вторжение, Рим направил к нему посла по имени Попиллий, поручив ему отговорить царя от вторжения. Попиллий догнал Антиоха на египетской границе и беседовал с ним о разном — они были знакомы еще в Риме. У Попиллия не было ни армии, ни охраны. Когда Антиох спросил, зачем он явился, Попиллий спокойно сказал, что Рим хочет, чтобы он, Антиох, отказался от своих планов вторжения в Египет и вернулся домой. "Я подумаю", — сказал Антиох. Попиллий слегка ухмыльнулся, взял свою трость, провел ею вокруг Антиоха черту и сказал: "Подумай и прими решение прежде, чем ты перешагнешь эту черту". Антиох подумал секунду и сказал: "Хорошо, я вернусь домой". У Попиллия не было абсолютно никаких сил, но за ним стояла мощь Рима. Также и Иисус пришел от Бога и вся благодать, милосердие, любовь и сила Божья были в Его Посланнике, в Иисусе Христе.

б) Голос посла — это голос пославших его царя или страны. В чужой стране голос посла является голосом его страны. Так и Иисус пришел и принес нам голос Божий; в Нем говорит Бог.

2. Он видит в Иисусе великого Первосвященника. Что это значит? К этой мысли автор Послания к Евреям возвращается вновь и вновь. Изложим сначала лишь самое важное из того, что этим хотел сказать автор Послания к Евреям. В латыни священник — понтифекс, что буквально означает строитель мостов. Священник строит мост между человеком и Богом. Для этого он должен знать и человека и Бога. Он должен уметь говорить с Богом за людей и говорить с людьми за Бога. Иисус — идеальный Первосвященник, потому что Он человек и Бог. Он может представлять людей Богу, а Бога — людям. Он — Тот единственный, через которого человек приходит к Богу, а Бог — к людям.

В чем же заключается превосходство Иисуса над Моисеем? Для объяснения этого автор Послания к Евреям пользуется картиной: мир — это дом и семья Божия. Мы употребляем слово дом Божий, а люди — семья Божья. К этому прибавляется, что автор Послания к Евреям уже показывал нам Иисуса создателем Божьей вселенной, между тем, когда Моисей — всего лишь частичка этой вселенной, частичка этого дома. Иисус — создатель этого дома и стоит выше его. Моисей не создавал закона, он лишь передал его. Моисей не создавал дом, он лишь служил в нем. Моисей говорил не о себе: все сказанное им лишь предвещало то великое, которое однажды скажет Иисус Христос. Короче говоря, Моисей был слугой, а Иисус — Сыном. Моисей знал нечто о Боге; Иисус был Богом. Вот в этом и заключается таинство Его превосходства.

А теперь автор Послания к Евреям рисует другую картину. Хотя весь мир дом Божий, но в особенном смысле, Церковь — Божий дом, потому что Бог определенным образом вызвал ее к жизни. Эта мысль особенно близка авторам Нового Завета (ср. 1 Пет. 4,17; 1 Тим. 3,15 и особенно, 1 Пет. 2,5). Здание Церкви только тогда не сможет быть разрушено, если каждый уложенный в него камень крепок; то есть, если каждый член Церкви тверд в гордой и уверенной надежде, которую он получил в Иисусе Христе. Каждый из нас подобен камню в здании Церкви, ослабнет хоть один камень — и все здание в опасности. Церковь стоит твердо и прочно лишь тогда, когда каждый живой камень покоится на вере в Иисуса Христа и прочно сросся с нею.

ДОКОЛЕ МОЖНО ГОВОРИТЬ "НЫНЕ" (Евр. 3,7-19)

Автор Послания к Евреям только что доказывал исключительное превосходство Иисуса, а теперь он переходит к увещеванию, к проповеди. Он подчеркивает и показывает читателю все те важные моменты, которые неразрывно связаны с этим исключительным превосходством Его. Если Иисус занимает такое исключительное положение, если Он настолько выше ангелов и Моисея, то и вера и повиновение Ему должны быть совершенными. Если же люди ожесточают сердца свои и откажутся покорно верить Ему, то их ждет страшное возмездие.

Используемый автором послания способ подкреплять свои доводы представляет большие трудности для нас, потому что он одновременно использует две ссылки. Автор начинает цитатой из Пс. 94,7-11, который представляет собой обращение к слушателям не быть такими, какими были сыны Израилевы, как гласит русский перевод Библии: "Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне". А фразы "в Мериве" и "в день искушения в пустыне" (по древнееврейскому: "в Массе") представляет собой перевод двух слов с древнееврейского — Масса и Мерива, — которые являются географическими названиями. Весь же отрывок навеян историей, изложенной в Исх. 17,1-7 и Числ. 20,1-13. Отрывок повествует о бунте во время странствования сынов Израиля в пустыне. Они страдали от жажды и возроптали против Моисея, выражая сожаление о том, что они вообще покинули Египет, и отрекались от своей веры в Бога. В истории, изложенной в Числ. 20,1-13 Бог повелел Моисею обратиться к скале, которая даст из себя воду. Но Моисей в гневе своем не обратился к скале, а ударил в скалу жезлом своим. Вода потекла, но, за этот акт неверия и неповиновения, Бог заявил, что Моисей не введет народ в землю обетованную. "Они не войдут в покой Мой", — это, несомненно, значит: "Они не войдут в землю обетованную". Для странствующих в пустыне земля обетованная была местом покоя и ее часто так и называли "местом покоя" (ср. Втор. 12,9). Смысл заключается в том, что неповиновение и неверие Израиля лишило их милостей Божиих, которыми они могли бы обладать.

Автор Послания к Евреям, таким образом, говорит людям: "Берегитесь, чтобы вы не впали в такое же неповиновение и неверие, как ваши предки и чтобы вы не лишились, как они, тех милостей, которые вы можете получить". В сущности, он говорит вот что: "Пока у вас еще есть время, пока это еще в настоящем, пока вы еще можете сказать "ныне", доверьтесь и повинуйтесь Богу, как это должно быть". Для человека это "ныне" означает "пока ты еще жив". Автор Послания к Евреям говорит: "Пока вы еще можете, покоритесь Богу, как это должно быть, прежде чем ударит ваш час". В этом заключены два важных предостережения для нас.

1. Бог делает людям предложение — обетование. Точно так же, как Он предложил сынам Израиля блаженства земли обетованной, Он предлагает людям жизнь, которая намного выше жизни без Бога.

2. Но для того, чтобы получить обетованные блаженства Божии, люди должны отвечать двум требованиям: а) Необходима вера. Мы должны верить, что все, что говорит Бог — истина. Мы должны быть готовы пожертвовать своей жизнью за Его обетования, б) Необходимо послушание. Это, как у врача, который говорит нам: "Я могу вылечить вас, если вы будете полностью и безоговорочно выполнять мои указания". Или же, как если бы учитель говорил: "Я могу сделать из вас ученого, если вы будете точно выполнять мою программу". Это точно так, как если бы спортивный тренер говорил спортсмену: "Я могу сделать из тебя чемпиона, если ты не будешь нарушать установленные мною правила". В любой сфере жизни успех человека зависит от соблюдения указаний знатока, хорошо разбирающегося в деле. Бог, если нам позволено будет так выразиться, высший знаток жизни, и истинное счастье зависит от того, насколько мы послушны Ему.

3. Обетование, предлагаемое Богом, ограничено во времени, и срок его действия ограничен сроком жизни человека. Человек никогда не знает, когда пробьет его час. Мы очень просто говорим "завтра", но ведь это "завтра" может и не наступить для нас. Лишь "ныне", лишь сегодняшний день в нашем распоряжении. Кто-то сказал: "Каждый день нужно жить так, как будто это вся жизнь". Обетование Божье нужно принять сегодня, потому что мы не можем быть уверены в том, что для нас наступит завтра. Нам дано высочайшее обетование Божье, но для того, чтобы принять его, нужны совершенная вера и совершенное послушание, и принять его нужно теперь, "ныне", пока не поздно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: ибо Он был удостоен большей славы, чем.
6  [2] — Букв.: как Сын — над всем домом Его.
6  [3] — Букв.: если сохраним (радостную) уверенность и похвалу/гордость надежды.
8  [4] — Букв.: не делайте сердца свои жесткими, т.е. невосприимчивыми; то же в ст. 15 и 4:7.
8  [5] — Букв.: как при возмущении/восстании в день искушения/испытания в пустыне. См. в Словаре Пустыня.
9  [6] — Букв.: где подвергли искушению (Меня) отцы ваши, испытывая.
10  [7] — Друг. возм. пер.: хотя видели дела мои.10 Потому сорок лет я гневался/негодовал.
11  [8] — Пс 95 (94):7—11; то же в ст. 15.
12  [9] — Букв.: чтобы не было в ком из вас нечестивого сердца неверия в отступлении от Бога Живого.
13  [10] — Или: ободряйте/утешайте.
14  [11] — Или (ближе к букв.): первоначальной убежденности.
17  [12] — Букв.: (и) чьи тела пали в пустыне.
19  [13] — Букв.: войти.
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.