По Луке 10 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Библия говорит сегодня

Под редакцией Кулаковых

1 Вскоре после этого Господь призвал еще семьдесят1 и разослал их по двое впереди Себя по всем городам и селениям, которые Сам намеревался посетить.
2 И Он сказал им: «Жатва велика, а работников мало — просите Господина жатвы, чтобы послал Он больше работников на жатву Свою.
3 Идите же теперь в свой путь, Я посылаю вас, но смотрите, вы будете, как ягнята среди волков.
4 Не берите с собой ни кошелька, ни сумы, ни лишней пары обуви и по дороге не тратьте время на долгие приветствия.
5 Когда вы заходите к кому-нибудь в дом, прежде всего говорите: „Мир этому дому!“;
6 если там живет человек, желающий мира, то ваш мир снизойдет2 на него, если же нет — вернется к вам.
7 И в том доме, где вас принимают, оставайтесь; ешьте и пейте то, что вам дадут, потому что работник достоин платы за труды свои. Не переходите из дома в дом.
8 Если придете в какой-нибудь город и там примут вас, то ешьте то, что вам предлагают;
9 исцеляйте3 в этом городе больных и говорите: „Приблизилось4 к вам Царство Божие!“
10 Но если придете в город, а там вас не примут, то идите по улицам его и говорите:
11 „Даже пыль вашего города, что пристала к ногам нашим, мы отрясаем вам. Но знайте, что было близко к вам Царство Божие“.
12 Говорю вам, что Содому5 в День Суда будет легче, чем этому городу.
13 Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ведь если бы в Тире и Сидоне были совершены те чудеса,6 что и у вас, давно бы покаялись они, во власяницы облачившись и пеплом посыпав головы свои.
14 Однако Тиру и Сидону будет легче на суде, чем вам.
15 И ты, Капернаум,

будешь ли до небес вознесен?
Нет, до самого ада опустишься!7

16 Кто вас слушает, тот Меня слушает; кто отвергает вас, Меня отвергает. А отвергающий Меня отвергает и Того, Кто послал Меня».
17 Семьдесят учеников возвратились, преисполненные радостью, и говорили: «Господи, даже бесы подчиняются нам, когда мы имя Твое призываем!»8
18 « Да, ответил им Иисус, — Я видел сатану,9 молнией с неба упавшего.
19 Верно, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов, власть над всей вражьей силой — и ничто не повредит вам.
20 Однако не тому радуйтесь, что духи подчиняются вам, а радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах».
21 В это время Иисус, полный радости, ниспосланной Святым Духом,10 воскликнул: «Благодарю11 Тебя, Отец, Господь неба и земли, за то, что Ты скрыл всё это от мудрых и разумных и открыл младенцам. Да, Отец, так было Тебе угодно!12
22 Отец Мой всё вверил Мне, и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына и тех, кому Сын желает открыть».
23 Когда Он был наедине с учениками, то, обратившись к ним, сказал: «Блаженны13 видящие то, что вы видите.
24 Ибо говорю вам, что многие пророки и цари хотели увидеть то, что видите вы, — и не увидели, и услышать то, что вы слышите, — и не услышали».
25 Однажды какой-то законник захотел испытать Иисуса. «Учитель, — спросил он, — что я еще должен сделать, чтобы получить14 вечную жизнь?»
26 «А что написано об этом в Законе? — спросил его Иисус. — Что ты там читаешь?»
27 Тот ответил: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всей душою своей, всей силой своей и всем умом своим и ближнего своего — как самого себя».15
28 Иисус сказал ему: «Ты ответил верно. Поступай так и будешь жить».
29 Но тот, желая оправдать себя, спросил: «А кто мой ближний?»
30 На это Иисус ответил: «Один человек шел16 из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойникам, которые ограбили его, избили и ушли, оставив полумертвым лежать на дороге.
31 Случайно той же дорогой проходил священник; увидев лежащего, он прошел мимо, другой стороной дороги.
32 Также и левит, когда пришел на то место и увидел израненного разбойниками, прошел мимо, другой стороной дороги.
33 Проезжал там и один самаритянин. Когда он оказался возле раненого и увидел его, то сжалился над ним
34 и, подойдя к нему, перевязал его раны, полив их оливковым маслом и вином. Затем, подняв его на своего мула,17 привез его на постоялый двор и там еще ухаживал за ним.
35 На следующий день этот самаритянин, вынув из кошелька два денария, отдал их хозяину постоялого двора и сказал: „Позаботься об этом человеке. А если что издержишь сверх того, то на обратном пути я возмещу тебе“.
36 Как ты думаешь, кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?»
37 «Тот, — ответил законник, — кто проявил к нему милосердие».
Тогда Иисус сказал ему: «Иди и поступай так же».
38 Продолжая путь со своими учениками, Иисус пришел в одно селение, где женщина по имени Марфа приняла Его в свой дом.
39 У нее была сестра, которую звали Мария; сев у ног Господа,18 она слушала Его слова.
40 А Марфа, озабоченная большими приготовлениями, подошла к Нему и сказала: «Господи, Тебе нет дела до того, что сестра моя оставила меня одну управляться со всеми делами? Скажи ей, чтобы она помогла мне!»
41 Но Господь ответил ей: «Марфа, Марфа! Ты заботишься и беспокоишься19 о многом,
42 а нужно только одно; Мария же избрала наилучшее, и этого у нее не отнимут».

Библия говорит сегодня

2) Быть Его глашатаем (10:1−6)

Те, кто решил последовать за Иисусом и учиться у Него, далее посылаются впереди Него, чтобы представлять Его другим. Семьдесят учеников должны были идти «во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Тем, кто таким образом стал Его глашатаем, Иисус говорит о тяжком труде (10:2), опасностях (10:3), требуя от них целеустремленности (10:4) и откровенного провозглашения Благой вести Царства (10:5−12). Тяжкий труд — это жатва; когда ворота спасения закроются, этот тяжкий труд будет делом ангелов (Мф 13:30, 39). Но пока ворота остаются открытыми, доставлять обращенных в амбар Господа остается заботой учеников. Когда «агнцы» выходят благовествовать, им надо опасаться духовных «волков». Целеустремленность же рождается тогда, когда мы отказываемся от удобств и отдыха. А их благовестие, обрисованное во второй части данного абзаца, должно быть предельно ясным и скорым. Мы начинаем видеть, как на практике отпадают все остальные, менее важные заботы (9:57−62), когда мы полностью отдаемся делу возвещения людям об Иисусе.

Таков этот призыв; многие могут подумать, что «следовать» за Иисусом они еще в их силах, но быть Его «глашатаем» — это удел особо одаренных. Но в этом абзаце не раз подчеркивается, что Иисус ожидает от каждого христианина и того, и другого. В цифре, обозначающей количество посылаемых учеников, может скрываться символический смысл [некоторые комментаторы предпочитают переводить число «семьдесят» как «семьдесят два» и предлагают свои варианты его толкования, подтверждающие, что оно также может быть символичным]. Иисус уже послал двенадцать Своих учеников вести народ Божий, и если это число соответствовало двенадцати сыновьям Иакова, другое число не менее символично: семьдесят было суммой всех участников семейства Иакова, когда он отправился в Египет, и всех старейшин Израилевых, когда они вскоре вышли из Египта (Быт 46:27; Чис 11:16). Мы могли бы разграничить две эти символические цифры следующим образом: 12 = патриархи Израиля — апостолы; 70 = народ Израиля = церковь в общем.

Приказ, полученный семьюдесятью учениками, по своей природе применим к каждому христианину. Для этого не надо быть исключительным человеком. Исключительным делает человека послание, которое он несет, и сила, которая его ведет. Послание — это вопрос жизни и смерти. Последний суд, который не за горами, рай или ад, вечное блаженство или страдание — все зависит от того, примем мы или отвергнем Божественное послание (10:12−16). Божественная сила — это Сам Господь; Его урожай, весь замысел Его находится под Его контролем, и трижды Он берет на Себя ответственность посылать тружеников (10:1−3). Ни один христианин не имеет права отказаться от этого служения, ссылаясь, как Моисей, на свои недостатки. Ибо Господь отвечает на это: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить» (Исх 4:11−12).

Иногда вместо уст Моисея используются уста его красноречивого брата (Исх 4:14−16). Но даже в этом случае неуверенный в себе Моисей становится пророком, и говорит за Господа (Втор 18:15), и хочет, чтобы весь народ Божий поступал также (Чис 11:29). Его надежда исполнилась в наше новозаветное время, когда Дух Святой излился на «всякую плоть» (Деян 2:17−18), и каждый, кто спасся, может не только искренне верить, но также подтверждать на словах — красноречиво или нет, — что Иисус есть Господь (Рим 10:9).

Таким образом, путь Иисуса заключает в себе два аспекта. Иисус зовет людей быть Его последователями и учениками, а когда они узнают Его лучше, Он посылает их впереди Себя быть Его глашатаями, посланниками и слугами. В обоих случаях необходимо полностью отдаваться своему делу.

2. Каким этот путь не может быть (10:17−37)

Однако такую преданность часто понимают неправильно. Хотя мы и знаем, что, начиная служить Ему, мы должны уповать на силы Христа, а не на свои собственные, мы склонны все-таки считать «преданность» своим «достижением». Часто мы думаем, что быть последователем или глашатаем Иисуса — значит завершить это служение. На самом же деле последователем и глашатаем Иисуса нужно просто быть.

Не путь ли Иисуса указывает нам, что мы делаем и кто мы есть?

Конечно же, он. Рассмотрим же и это недопонимание и его разъяснение.

1) Объяснение посвященным (10:17−24)

«Семьдесят учеников возвратились с радостью» (10:17); они удачно благовествовали. Но было ли это следствием их усилий? Поняли ли они это, и было ли это понимание следствием, в первую очередь, их познаний?

Напротив, они осознают то, что мы уже отметили, — их сила изгонять демонов заключается только в имени Иисуса; и Он ясно дает понять это — «Даю вам власть» (10:19). Он делает из них посланников, которые могут плодотворно провозглашать Его послание. Важно не то, что они будут делать, чего Он от них хочет.

Важно то, что они позволят Ему сделать себя такими людьми, которые неизбежно будут выполнять то, что Он требует.

То же самое с осмыслением данного послания. Это произошло не благодаря работе их ума (10:21−24). Иисус благодарит Отца за то, что Он «утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». В этих двух коротеньких фрагментах, конечно же, речь идет не о том, что народ Божий пассивен и глуп, а Иисус управляет их телами, как марионетками, и программирует их, как компьютеры. Несомненно, что и в теле, и в уме они активны, служа Ему, сейчас — в евангелической репетиции, а затем — в полноценном служении церкви. Но их страстная деятельность берет свое начало из возможностей, которые дал им Он, а не они сами в себе развили, и из понимания, которое также дал Он, а не они сами достигли. Действительно, для людей Христовых общим является тот факт, что каждый из них может сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Таким образом, рассказ о возвращении семидесяти продвигается вперед и вступает в эпоху Святого Духа, которая должна начаться в Пятидесятницу — момент сверхъестественного обитания силы Христа среди и внутри Его народа. Так пусть же и Его народ, и Он возрадуются (10:17, 21) Божественной печати, лежащей на чудесах, которые должны случиться.

2) Объяснение непосвященным (10:25−37)

Затем следует знаменитая история о добром самаритянине.

Для тысяч людей, христиан и нехристиан, она стала образцом любви к ближнему. Народ Христов особенно ценит ее как иллюстрацию к Его второй великой заповеди, той, в которой помимо любви к Господу нам вменяется любить своего ближнего. В притче о самаритянине рассказывается о такой любви. Самаритянин — это тот, кто, видя нужду другого и имея возможность оказать ему помощь или поддержку, так и поступает без предрассудков и невзирая на обстоятельства. Это одна из сторон христианского образа жизни.

Но как и все притчи Иисуса, история о добром самаритянине имеет еще более глубокий, скрытый смысл, и один из ключей к нему лежит в вопросе законника. Он спрашивает не о самой вечной жизни, а о том, как ее достичь. «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (10:25). И его различие немаловажно.

Иисус отвечает что называется argumentum adhominem, то есть «доказательством, основанным не на объективных данных, а рассчитанным на чувства убеждаемого». Спрашивающий хорошо знает иудейский закон, поэтому Иисус отвечает, исходя из собственных позиций этого человека: «В законе что написано? как читаешь?» (10:26). Законник спрашивает о том, что ему делать, чтобы унаследовать вечную жизнь, и Иисус ему отвечает, что сначала он должен делать то, что велят ему две великие заповеди, и поступать, как поступил самаритянин (10:28, 37). Спрашивающий хочет узнать путь к жизни, и Иисус говорит: «Так поступай, и будешь жить» (10:28).

Но когда дело касается вечной жизни, то если в Писании и есть что-либо более однозначное, так это то, «что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим 3:20). Говорится, что «исполнивший его человек жив будет им» (Рим 10:5), но это только теоретически; проблема в том, что это ни у кого не получается. Если законник думает, что вечной жизни можно достичь, исполняя требования закона, ему предстоит узнать, насколько высоки эти требования.

История о добром самаритянине на самом деле не так проста, как кажется на первый взгляд. Речь в ней идет о том, что в жизни невозможно. Мы так привыкли думать о жертве и спасителе в этой истории как о «ближних». Однако это лишь уловка; Иисус намеренно выбирает героями Своей истории представителей двух групп людей, которые известны Его слушателям совсем не как добрые соседи, но как заклятые враги. Увидеть, как самаритянин помогает еврею, — это все равно, что увидеть, как эфиоп меняет цвет своей кожи или леопард лишается своих пятен. «Ирландский республиканец случайно попадает в руки врагов, и ольстерский оранжист приходит ему на помощь; белый колонист оказывается в руках врагов, и черный борец за свободу приходит ему на помощь; вот чего требует от нас закон Божий».

Но в любом случае, законник был прав в одном. Вечная жизнь — это то, что необходимо «наследовать». А чтобы получить наследство, необходимо быть наследником. Никакие дела не сделают вас таковым. Соблюдение закона — это образ жизни, но это не путь к жизни. Только милостью Божьей мы становимся правильными людьми — Его людьми; только родившись заново, мы начинаем делать правильные дела.

Путь Иисуса — это путь самоотречения и преданности, как в следовании за Ним, так и в возвещении. Но это не путь прилежной «религии» и неистового служения, занятости и бесконечных добрых дел. Этот путь означает не достижение, но обязательство, не деятельность, но отношение к ней, не количество, но качество.

Последний эпизод данного раздела подводит этому итог (10:38−42). Именно «в продолжение пути их» Иисус и Его друзья проходили мимо деревни, где жили Марфа и Мария, и были приглашены ими в гости. Происшествие в их доме окончательно проясняет то, что происходило до этого. «Мария... села у ног Иисуса и слушала слово Его» — это правильный путь. «Марфа же заботилась о большом угощении» — а это неправильный путь.

Иисус говорит Марфе: «Одно только нужно». Что бы ни означала эта спорная фраза, в ней слышится мягкий упрек женщине, что ее приоритеты выбраны неверно. Но эти же слова являются подтверждением того, что практическое служение уместно, и оно ценится Господом. Но Мария избрала лучшее. «Путь» с Иисусом означает жизнь в постоянном стремлении узнавать о Нем больше, познавать Его. Как мы видели в начальном эпизоде этого раздела (9:51−56), этот «путь» означает готовность сопровождать Его, даже в «Иерусалим», до креста, где умирает наша старая жизнь ради себя. Все наши стремления к духовным достижениям, все предположения, что вечной жизни можно достичь, а Богу угодить количеством добрых дел, должны умереть. Когда Иисус призывает нас следовать за Ним, Он не имеет в виду привлечь нас к неистовой религиозной деятельности, полностью зависящей от наших сил. Он зовет нас к полному самоотречению ради Него, чтобы произвести в нас «хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: семьдесят два; то же в ст. 17.
6  [2] — Букв.: с низойдет в покое.
9  [3] — Или: лечите.
9  [4] — Или: близко.
12  [5] — См. в Словаре Содом и Гоморра.
13  [6] — Или: великие дела.
15  [7] — В некот. рукописях: будешь низвержен.
17  [8] — Букв.: нам во имя Твое.
18  [9] — См. в Словаре Сатана.
21  [10] — Букв.: возликовал в Духе Святом; в некот. рукописях: возликовал в духе.
21  [11] — Или: возношу хвалу.
21  [12] — Некот. рукописи добавляют: и, обратившись к ученикам, сказал.
23  [13] — Букв.: блаженны очи.
25  [14] — Букв.: унаследовать.
27  [15] — Втор 6:5; Лев 19:18.
30  [16] — Букв.: спускался; то же в ст. 31.
34  [17] — Или: осла.
39  [18] — В некот. рукописях: Иисуса; то же в ст. 41.
41  [19] — В некот. рукописях: суетишься.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.