По Луке 16 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Библия говорит сегодня

Под редакцией Кулаковых

1 Сказал Он и ученикам Своим: «У одного богатого человека был управляющий. Хозяину донесли, что тот расточает его имущество.
2 Позвав управляющего, он сказал ему: „Что это я слышу про тебя? Дай мне отчет в твоем управлении, — ты не можешь больше быть моим управляющим“.
3 Тогда человек тот сказал сам себе: „Что мне делать? Мой господин лишает меня места управляющего. Копать я не могу, просить милостыню мне стыдно.
4 А, знаю, что сделать, чтобы нашлись те, кто примет меня в свой дом, когда лишусь места своего“.
5 И, призвав по одному каждого из должников господина своего, он сказал первому: „Сколько ты должен моему господину?“
6 Тот ответил: „Сто мер1 масла“.
Тогда он сказал ему: „Возьми свою расписку, быстро садись и пиши: пятьдесят“.
7 Потом спросил и другого: „А ты сколько должен?“
Тот сказал: „Сто мер2 пшеницы“.
Управляющий говорит ему: „Возьми свою расписку и напиши: восемьдесят“.
8 И похвалил господин нечестного3 управляющего за то, что тот действовал так предусмотрительно. Да, дети века сего, когда имеют дело с себе подобными, более предусмотрительны, чем дети света.
9 И Я говорю вам: чтобы приобрести себе друзей, используйте деньги, которые многих к злу влекут,4 чтобы, когда денег не станет, те друзья приняли бы вас в вечные обители.
10 Кто верен в малом, тот верен и в большом, а неверный5 в малом неверен и в большом.
11 Если вы не были верны в земном богатстве, кто доверит вам богатство подлинное?
12 И если в чужом не оказались верными, кто даст вам ваше?
13 Ни один слуга не может служить двум господам: либо, полюбив одного, он не сможет любить другого, либо предан будет одному и будет пренебрегать другим. Вы не можете служить и Богу, и мамоне».6
14 Сребролюбивые фарисеи слышали всё это и высмеивали Его.
15 А Он сказал им: «Перед людьми вы за праведных себя выдаете, но знает Бог сердца ваши. Что у людей в почете, для Бога — мерзость.
16 До Иоанна были только Закон и пророки, теперь же и Благая Весть о Царстве Божием возвещается, и люди изо всех сил стремятся войти в него.7
17 Но легче исчезнуть небу и земле, чем пропасть одной черточке8 в Законе.
18 Всякий, кто разводится с женой и женится на другой, прелюбодействует, и тот, кто женится на разведенной, также прелюбодействует.
19 Жил некогда один богатый человек, носил он дорогие одежды9 и каждый день устраивал роскошный пир.
20 А у ворот его лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями.
21 Он был рад утолить свой голод хотя бы тем, что падало со стола богача. Собаки приходили и лизали его струпья.
22 Когда нищий умер, ангелы унесли его к Аврааму.10 Умер и богач, и был похоронен.
23 Мучаясь в аду, он поднял глаза и увидел вдали Авраама и Лазаря рядом с ним,
24 и громко закричал: „Отец Авраам, смилуйся надо мной! Пошли Лазаря, чтобы он омочил кончик пальца в воде и язык мне прохладил, потому что я ужасно страдаю в этом пламени!“
25 Но Авраам сказал: „Сын мой, вспомни, что в жизни твоей хорошего вдоволь было у тебя, а у Лазаря — злого. Теперь же он здесь утешается, а ты мучаешься.
26 К тому же между нами и вами пролегает огромная пропасть. Отсюда никто к вам перейти не может, даже если бы и захотел, и от вас к нам — тоже“.
27 И богач сказал: „Тогда прошу тебя, отец, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пятеро братьев, пусть он их предупредит, чтобы и они не попали в это место мучения“.
29 Но Авраам ответил: „У них есть Моисей и пророки, пусть их слушают“.
30 Он же сказал: „Нет, отец Авраам, но если кто из мертвых придет к ним, тогда они покаются“.
31 Но Авраам сказал ему: „Если Моисея и пророков не слушают, то и воскресший из мертвых их не убедит“».

Библия говорит сегодня

16:1 — 18:14 Призыв

Пытаясь определить ход мыслей Луки, многие находят этот раздел одним из самых сложных во всем Евангелии. Большинство комментаторов оставили всякие попытки истолковать его и считают эти две с половиной главы сборником эпизодов, которые можно рассматривать только по отдельности. Но Лука еще в самом начале предупредил нас, что он опишет все «по порядку» (1:3); поэтому в любом, даже в таком, казалось бы, несвязанном разделе он, наверняка, следовал какому-то определенному плану.

Мы начнем с главных тем двух последних разделов. Под заголовком «Тесные врата» в разделе 13:22−14:35 говорится о покаянии, с которым человек должен прийти к Господу; затем в разделе 15:1−32 показана «Радость на небесах», с которой Господь встречает покаявшегося грешника. Первые стихи гл. 15-это мост между двумя этими разделами. Фрагмент 15:1 подводит итог сказанному в первом разделе: «Приближались к Нему мытари и грешники слушать Его». Фрагмент 15:2-сказанному во втором: «Он принимает грешников и ест с ними».

Однако последнее утверждение звучите высшей степени иронично. В нем выражена великая евангельская истина, но в действительности оно произносится фарисеями в виде жалобы. Поэтому, помимо того, что эти стихи подытоживают послание двух разделов (возвращение грешников и радушный прием Господа), они также изображают два типа людей: тех, кто принимает послание, и тех, кто его не принимает. Эти два типа людей появляются снова в последующих четырех главах. Оба типа описываются в 15:1−32, где овце, драхме и сыну, которые были потеряны, а затем найдены, противопоставляется девяносто девять остальных овец, девять остальных драхм и старший сын; и к обоим этим типам Иисус поочередно обращается в настоящем разделе — к ученикам в 16:1; 17:1, 6, 22 и 18:1 и к фарисеям в 16:15; 17:20 и 18:9.

Таким образом, рассматриваемый отрывок включает в себя три пары эпизодов. Мы видим две притчи, по одной для каждого типа людей (16:1−31), два рассуждения о пришествии Царства Божьего, по одному для каждого типа (17:20−37) и еще две притчи, по одной для каждого типа (18:1−14). Также в промежутке между ними приводится краткая речь к ученикам в 17:1−10, и это ставит следующий за этим фрагмент из девяти стихов в центре раздела, что на первый взгляд может показаться неуместным. Однако исцеление десяти прокаженных — это единственное дело среди всех речей (17:11−19).

Поэтому, рассматривая этот отрывок, мы прежде всего обратим внимание на призыв Иисуса, который Он обращает к Своим слушателям. Они слышали послание (13:22 — 15:32), в котором Он рассказывал им, как попасть к Господу и как Господь встретит их. Как же они поступят дальше? По сути, три этих раздела в целом аналогичны трем предыдущим. Там мы читали о том, как мы должны отдаваться Господу (9:51−10:42) и как Он отдастся нам (11:1 — 12:12), и видели, как противостояние Иисусу ускоряет наступление кризиса и разделяет людей на тех, кто ответит Ему, и на тех, кто не ответит (12:13 — 13:21). Так же и здесь Иисус призывает Своих слушателей поступить сообразно тому, что они услышали.

1. Настоятельный призыв (16:1−31)

Две притчи, образующие основную часть гл. 16 (их часто называют притчей о неверном управителе и притчей о богаче и нищем Лазаре), изобилуют проблемными для комментаторов местами, что приводило к упрощенным подходам. Но основной сутью двух этих историй, скорее всего, остается призыв ответить на послание Иисуса здесь и сейчас.

1) Ученикам (16:1−13)

По замыслу Луки мы должны читать эту главу, опираясь на предыдущую. С одной стороны, «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его» (15:1), в то время как, с другой стороны, «фарисеи же и книжники роптали» (15:2); «но Он сказал им», последним, три притчи о потерянных и найденных (15:3), а затем, обращаясь к первым, сказал же и к ученикам Своим...» (16:1). Среди учеников, для которых предназначалась притча о неверном управителе (16:1−9), наверняка, были некоторые вышеупомянутые мытари, богатые мошенники, сколотившие свое состояние за счет других людей и по достоинству оценившие историю, рассказанную Иисусом.

Из всех представленных в этой притче проблем такие слушатели могут извлечь только один очевидный урок. Управляющий, справедливо или несправедливо, был уволен. Единственное, что было ясным в его будущем, это то, что он скоро окажется без работы (16:3). У него был только один способ не остаться без средств к существованию, когда придет этот день: записи его работодателя все еще в его распоряжении. Он может использовать их для того, чтобы значительно урезать долги, причитавшиеся его хозяину, и таким образом снискать признательность должников, чтобы надеяться на их поддержку в случае, если останется без места.

Точно так же единственное, что ясно в будущем каждого человека, — это то, что он оставит свое нынешнее место и отправится в неизвестные ему пространства вечности [поэтому фраза «когда обнищаете* (16:9) означает здесь «когда вы умрете*», т. е. «когда деньги останутся в прошлом]. И единственное, что мы можем сделать сейчас, чтобы попасть потом «в вечные обители» (16:9), — это использовать каждую возможность в нашей повседневной жизни. Ст. 9 представляет для нас головоломку, поскольку «богатство» само по себе не может быть ни «неправедным», ни «праведным», ибо деньги сами по себе — это ни хорошо, ни плохо. Поэтому Эллис предполагает, что здесь имеются в виду «мирские богатства», то есть богатства, свойственные этой «неправедной» эпохе. «Богатство» здесь относится не только к деньгам, но ко всем благам этого мира, то есть ко всему тому, что мы имеем здесь, но не сможем взять с собой в следующую жизнь. Несмотря на то что все это (ваша собственность, возможности, время) принадлежит миру, говорит Иисус, то, что случится с вами, когда вы перейдете к другой жизни, зависит от того, что вы делаете с этим здесь и сейчас. Убедитесь, приобретаете ли вы с помощью этого друзей, которые помогут вам после смерти.

2) Фарисеям (16:14−31)

Некоторые слушатели Иисуса «смеялись над Ним», и то, как описывает их Лука в 16:14, объясняет почему. Эти люди жили двойной жизнью. Для них священное и мирское представляли собой два непроницаемых отделения. В религиозном отделении они были «фарисеями» с определенными воззрениями и определенным отношением к обрядам, благодаря которым они были уверены в своем праведном положении перед Господом. Мирское отделение стояло особняком; в нем они могли позволить себе быть «сребролюбивыми», так как их отношение к таким вещам не имело никакого отношения к их религиозному статусу. Вот почему им казалась смешной мысль, что вход в рай может каким-то образом быть связан с повседневной жизнью.

После нескольких вводных замечаний, которые снова представляют для нас проблему, но, скорее всего, были предельно ясны для людей того времени, Иисус рассказывает им притчу о богаче и нищем Лазаре. Как и они, богач в притче был «сребролюбивым». У него были возможности сделать что-либо достойное в этой мирской жизни, но он тратил все свое богатство только на себя и не давал ни копейки нищему у ворот. Поэтому неудивительно, что в следующей жизни он пребывает «в муках». Его разговор с отцом Авраамом через великую пропасть показывает, что он и его братья были воспитаны на учении Моисея и пророков. Разве не могли эти воззрения спасти его от ада? Богач говорит «нет», иначе он не оказался бы сейчас «в пламени сем*. Но Авраам говорит «да», они спасли бы тебя, если бы ты действительно их слушался и каждый день поступал согласно этому учению.

Фарисеи неправильно использовали возможности мирской жизни, не выполняли истинных требований религиозного закона. Если вы разделяете жизнь на подобные «отсеки», говорит Иисус, то в любом из них вы направляетесь прямиком в ад. Мы видим, что эта притча только случайно затрагивает тему богатства. Конечно же, она фокусирует наше внимание на богаче и его богатстве, и, более того, на том, кто противопоставляется этой центральной фигуре, то есть на ком-то бедном и бедности как таковой, которая в Писании, как мы видели, синонимична набожности. Однако в остальном она нацелена на политика с его властью, или на академика с его умом, или даже на проповедника с его красноречием — на любого, кто обладает какими-либо ресурсами или умениями. У любого человека есть что-нибудь в этом роде, включая сердце, и руки, и саму жизнь; и каждому человеку посылается свой «Лазарь» — испытание на то, как он использует свою собственность, правильно или неправильно, с любовью или с самонадеянностью; учитывая волю Господа или игнорируя ее. Вспомнит ли он вовремя о вечности, или нет? Вот в чем вопрос.

Так обе притчи — о неверном управителе и богаче и Лазаре — рассказывают нам о будущей жизни, но обе они учат (одна как призыв тем, кто внимает, а другая — как предупреждение тем, кто внимать не хочет), что наша участь в том мире зависит от того, что мы делаем здесь и сейчас. Это призыв смотреть дальше пределов этой жизни и правильно использовать то, что мы не сможем взять с собой за ее пределы, но что, тем не менее, представляет собой средство для созидания или разрушения нашего внутреннего человека.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Букв.: бат. Один бат — около 40 л.
7  [2] — Букв.: кор. Один кор — около 400 л.
8  [3] — Или: неправедного.
9  [4] — Или: богатство мирское; букв.: неправедную мамону, т.е. имущество, состояние; то же в ст. 11 как «земное богатство»; см. примеч. к ст. 13.
10  [5] — Или: неправедный.
13  [6] — Мамона — вероятно, арамейское слово, означающее богатство или земные блага, имя языческого бога богатства.
16  [7] — Букв.: и всякий силой прорывается в него.
17  [8] — Букв.: рожку, т.е. маленькой, незначительной части буквы.
19  [9] — Букв.: одевался в порфиру и виссон.
22  [10] — Букв.: в лоно Авраамово/в объятья Авраама.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.