Откровение 12 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Библия говорит сегодня

Под редакцией Кулаковых

1 И знамение великое явилось на небе: женщина, облаченная в солнце, под ногами у нее луна, а на голове — венец из двенадцати звезд.
2 Под сердцем носила она Ребенка и кричала, страдая и мучаясь, ибо настало ей время родить.
3 Появилось и другое на небе знамение: увидел я громадного огненно-красного дракона с семью головами и десятью рогами, на головах его семь диадем было.
4 Он смёл хвостом своим и сбросил на землю треть звезд небесных и стал после этого перед женщиной, готовой родить, чтобы, когда разрешится она Младенцем, пожрать его.
5 И родила женщина Сына, Младенца, коему предстояло посохом1 железным пасти все народы. И вознесено было это дитя к Богу, к престолу Его,
6 а женщина скрылась в пустыне,2 в том месте, что было приготовлено для нее Богом. Там окружена была она заботой3 тысячу двести шестьдесят дней.
7 На небе же произошла война: архангел Михаил и ангелы его теснили дракона, а он со своими ангелами яростно сопротивлялся.4
8 Но не устоял дракон с ангелами своими и не осталось для них более места на небе.
9 Повержен был великий дракон, древний змей, называемый «дьяволом» и «сатаной», обманывавший всю вселенную. Повержен он был и сброшен на землю вместе с ангелами своими.
10 Тогда услышал я громкий голос с неба. Он возвестил:

«Вот и одержана Богом нашим победа,5
явлено могущество Царства Его,
и утверждена власть Его Помазанника,6
ибо низвержен обвинитель братьев наших,
тот, кто день и ночь обвинял их перед Богом нашим.

11

Они победили его кровью Агнца
и словом свидетельства своего,
даже жизнью своей готовы были поступиться они,
не страшась и смерти самой.7

12

Ликуйте же, небеса и все на них живущие!
Но горе тебе, земля, и тебе, море,
потому что сошел к вам дьявол,
в великой ярости сошел он,
ибо знает, что мало уже осталось у него времени».

13 Когда понял дракон, что прикован теперь к земле,8 стал преследовать он жену, родившую Младенца.
14 Но даны ей были два могучих орлиных крыла,9 чтобы могла она улететь в пустыню, в приготовленное для нее место. Там заботились о ней,10 сокрыв от змея, в течение времени, двух времен и еще половины времени.
15 Изверг змей из пасти поток воды, целую реку послал вслед за женой, чтобы унесло ее течением.
16 Но жене земля помогла: открыла она уста свои и поглотила реку, которую послал дракон из пасти своей.
17 Разъярился дракон на жену ту и отправился воевать против потомков ее, оставшихся11 верными Богу, против тех, кто заповеди Божьи соблюдает и хранит свидетельство Иисуса.

Библия говорит сегодня

2. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА (12:1−6)

Кто эти персонажи, действующие на небесной сцене? Главным образом с ними связано действие сцены 4. Женщина и дракон являются «знамениями», символическими фигурами, значение которых выходит за рамки привычного. Это не женщина и не дракон в буквальном смысле, а нечто большее. Третий персонаж, дитя, не является «знамением» в этом смысле, потому что он символизирует реальное человеческое существо. Все трое легко узнаваемы.

Нет никаких сомнений, что стих 9 объяснит нам, кто такой дракон. Это змей, дьявол (или клеветник), «сатана» (или враг), искуситель. Его головы означают, вероятно, не наличие интеллекта (в древнем мире думали сердцем), а власть; а семь диадем, или венцов, являются царскими венцами. Мы уже говорили, что число семь обозначает сущность. Тогда его семь украшенных венцами голов показывают, что он действительно обладает княжеской властью (Лк 4:6; Ин 14:30). Значение десяти рогов, возможно, заключается в том, что он пользуется ею с великой силой.

В мифологии многих древних народов есть один персонаж. Он, без сомнения, связан с драконом, или со змеем. Также и в Ветхом Завете, он в целом ряде отрывков выражает предназначенные для евреев богословские истины. Это было бы вопросом чисто академического интереса, если бы он не упоминался, к примеру, в Псалме 73:13−14. Здесь дракону не только дано имя (Левиафан), но, что самое существенное, он является символом Египта — древнего врага Израиля. Этот символ вновь возникает в Книге Пророка Иезекииля (29 и 32). В Откровении он становится одним из господствующих символов, а параллель с Египтом — одной из направляющих мыслей книги. Сцена 3 подводит нас к такой точке зрения: в этой сцене провозглашаемые трубами бедствия напоминают бедствия, сопровождавшие Исход. Также и город, в котором Божьи люди подвергались угнетению, называется «Египтом» (11:8). Это проливает свет на значение слова «пустыня» в сцене 4 (ст. 6). Дракон — это Египет. Женщина (в чем у нас будет возможность убедиться) — это Израиль. Ее побег в пустыню — это исход не в место тягот и страданий, а в безопасное место, находящееся под Божьей защитой. В итоге она, в конце своего 1260-дневного пути, достигает Земли обетованной. Эти сорок два месяца подобны сорока двум стадиям путешествия, отмеченным в главе 33 Книги Чисел.

Младенца легко узнать по тому признаку, что он будет «пасти народы жезлом железным». Правда, эта славная участь обещана и одержавшим победу христианам (2:6 и далее). Но они будут иметь это только благодаря своему происхождению от Того, Кому она по праву принадлежит. О пророчестве, впервые изреченном в Псалме 2:7−9, во многих местах Нового Завета говорится, что речь идет об Иисусе Христе. Именно на Него в первую очередь направлена ненависть дракона.

Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что в этом Псалме предсказано не только будущее царствование Младенца (вторая часть стиха 5, Пс 2:9), но также и Его рождение (первая часть стиха 5, Пс 2:9). В момент рождения Он официально становится Божьим Сыном, как при помазании на царство. В этом случае слова «родила» и «восхищено» относятся не к рождению и вознесению Христа, а к Его воскресению и вознесению, как ясно показано в послании к Римлянам 1:4. Однако поскольку здесь Он показан как дитя женщины-Израиля, а не как Сын Божий, то вероятнее всего, что слово «родила» относится к Его человеческому рождению в Вифлееме. Любопытно, однако, что в обоих случаях комментаторы выбирают именно стих 5. В последней трактовке Его служение, смерть и воскресение полностью опускаются. Важные факты — это Его рождение и вознесение: момент, когда Сын впервые оказался в пределах досягаемости дракона, и другой момент, когда Он в конце концов навеки избавился от него.

Личности женщины мы уже касались. Это не просто Мария, настоящая мать Иисуса; и не прародительница Марии Ева, чей потомок станет величайшим врагом змея (Быт 3:15); ни даже все матери в избранном роду, которые жили после Евы и до Марии. Будучи «знамением», она украшена великолепием солнца, луны и двенадцати звезд. Похожее видение в Ветхом Завете видел Иосиф в Бытии 37:9−11. Солнце, луна и звезды символизируют всю семью Израиля. Более того, она (Израиль) продолжает существовать даже после вознесения Христа и живет в течение «тысячи двухсот шестидесяти дней» — весь период истории Церкви между Первым и Вторым пришествиями Христа. Она, фактически, есть Церковь: ветхий Израиль, «отцы», от которых «Христос по плоти» (Рим 9:5), и новый Израиль, который Он теперь покинул, чтобы вернуться к Своему Отцу. Однако Он не оставил ее безутешной. Мы раньше говорили о символических образах Церкви, Моисея и Илии. Подобно им, она находит в пустыне мира место, где может быть в безопасности и где ее нужды удовлетворяются.

3. СХЕМА СОБЫТИЙ (12:7−16)

Конец странствий Церкви в пустыне (ст. 6), которые будут длиться три с половиной года (не считая тех трех с половиной дней почти в самом конце, когда покажется, что свидетели уничтожены), станут практически концом истории Церкви. Следующим великим событием станет Второе пришествие. Это надо иметь в виду, чтобы не делать поспешных предположений, что события, описанные в стихах 7 и 16, непосредственно следуют за событиями, показанными в стихах 1−6. Если мы все-таки сделаем такое предположение, то из него будет вытекать, что в период между концом трех с половиной лет и фактическим возвращением Христа, предположительно во время трех с половиной дней, происходит война; дракон терпит поражение; наступает Царство Божье — но ярость дракона не утихает и по-прежнему сулит земле зло; жена вновь бежит в пустыню, где пребывает на этот раз «в продолжение времени, времен и полвремени».

Можно почти с полной уверенностью сказать, что, «время, времена и полвремени» означают 1 + 1 + 1/2 «времен». Ветхозаветная параллель — Дан 12:7.

Там она вновь спасается от ненависти дракона. Все это происходит в самом конце истории человечества, в пределах трех с половиной дней. Но к тому моменту, как мы достигаем стиха 14, события становятся настолько похожими на события стиха 6, что мы невольно задаемся вопросом: а не повторяется ли здесь тот же самый стих? Сейчас нам уже довольно ясно, что такой метод — снова и снова возвращаться к началу, повторять, подчеркивать — свойствен Откровению. Давайте рассмотрим, как это проявляется в данном случае.

Сначала напомним сами себе о персонажах стихов 1−6: младенец, Христос; жена, Израиль, от которой Он родился и которая продолжает жить как христианская Церковь после Его вознесения; дракон, который стремится погубить младенца, а когда ему это не удается, изливает свой гнев на Церковь. В стихе 7 действие продолжается. Здесь впервые в Откровении появляется Архангел Михаил. В соответствии со сказанным в Книге Пророка Даниила, он — небесный защитник Израиля; а дракон есть «первобытный змей», старый, первый. (Да не позволим мы себе впасть в современную ересь, приверженцы которой считают слово «старый» выражением жалости или грубым выражением! «Старый» змей старше любого сотворенного существа по своей способности творить зло и обманывать, он достиг наибольшей зрелости в нечестии и коварстве.) Противопоставление стиха 7 — это то же самое противопоставление, которое мы видим и во второй половине стиха 4. Только здесь мы его видим при другой резкости. Конфликт между двумя архангелами, добрым и злым, это конфликт между Евой и змеем и между ее потомством и его потомством. Этот конфликт будет длиться на протяжении всей истории Израиля, до тех пор пока не придет «семя» (Гал 3:16; 4:4). Затем рождается Младенец; и Он Своим триумфальным шествием, от рождения до вознесения, неуязвленный драконом (ибо даже смерть является Его свободным выбором), наносит поражение дракону. Именно в момент воплощения Христа имеют место падение сатаны, пришествие Царства Божьего и владычества Христа. Начиная с этого момента и дальше, люди нового Израиля могли и могут провозглашать победу над драконом, благодаря смерти Агнца и тому, что они в своей собственной жизни испытали Его могущество. Ибо Агнец понес на Себе наказание за все обвинения, возводимые драконом на людей, и больше не остается «никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим 8:1). Даже смерть тела больше не важна для них (ст. 11). Бог на орлиных крыльях принес их к Себе (ст. 14; Исх 19:4). Они находятся в безопасном месте — в пустыне, где Он защищает их. Водный поток, которым дракон надеялся погубить их (характерная черта, символизирующая могущество Египта), ради них поглотила земля, и он стал сушей (ст. 15−16; Исх 15:12).

Может показаться, что в стихах 1−6 изложена схема истории. Они более насыщены событиями, в то время как стихи 7−16 дополняют рассказ, сообщая подробности о действующих лицах. Однако это мнение несостоятельно, поскольку, читая сцену 4, мы обнаруживаем в семи ее видениях неизменное свойство: описываемый ими конфликт представляет собой не столько последовательность событий, «историю», сколько никогда не прекращающуюся битву. И это присуще всему Откровению. Суть книги — изображение истин, которые ценны для любого читателя, в каком бы веке и в какой бы стране он ни жил. Следовательно, в этом смысле было бы чистой случайностью, если бы в стихах 1−6 раскрывалась «история», то есть, в стихах 1−4 описывались бы все века до Рождества, в стихе 5 — тридцать с лишним лет земной жизни Христа, а в стихе 6 — все века после Рождества.

Эти даты просто помогают узнать действующее лицо. В настоящей схеме событий, или плане, даты отсутствуют. Здесь говорится о звере, и о другом звере, и о последователях Агнца, и о трех Ангелах. Все они активно действуют в любую эпоху. Только в трех последних видениях Иоанн указывает на будущее, как он это делал в видениях о последних печатях и о последних трубах.

4. ПРЕЛЮДИЯ (12:17)

Если Израиль изображен в виде жены, то почему она не может также быть и матерью? Но хотя по отдельности каждый из этих символов, обозначающих ее, является исчерпывающим, невозможно (странно звучит) представить ее одновременно и женой, и матерью. Если она мать, то тогда Христос — ее супруг; она есть народ Божий. Если она жена, то Христос родился от нее; она есть сообщество людей Божьих. Сообщество абстрактное собирательное существительное. Каждый из нас может принадлежать к этому сообществу и, таким образом, быть причисленным к «прочим от семени ее». Если использовать альтернативное имя, то в одном смысле, мы есть Иерусалим, невеста (21:9−10); в другом смысле, мы — дети Иерусалима, ведь Иерусалим — «матерь всем нам» (Гал 4:26−27; ср. Ис 54:1; Ис 66:8). Против нас, людей, «сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа», дракон мобилизует свои силы. В результате возникает космический конфликт, показанный в следующих семи видениях.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Или: жезлом.
6  [2] — См. в Словаре Пустыня.
6  [3] — Или: питали ее.
7  [4] — Букв.: Михаил и ангелы его воевали с драконом. И дракон воевал и ангелы его.
10  [5] — Букв.: отныне/теперь настало спасение; греч. сотэриа — спасение, избавление; сохранение; перевод обусловлен контекстом.
10  [6] — Или: Христа.
11  [7] — Букв.: и не проявили любви к жизни/к душе своей до (в знач. перед лицом) смерти.
13  [8] — Букв.: сброшен на землю.
14  [9] — Или: даны были жене два крыла орла великого; ср. Исх 19:4; Втор 32:11.
14  [10] — Букв.: питали ее.
17  [11] — Букв.: и пошел, чтобы вступить в сражение с остатком семени/потомства ее.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.