Откровение 18 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Библия говорит сегодня

Под редакцией Кулаковых

1 После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его.
2 Ангел же возвестил громко:

«Пал, пал Вавилон великий!
Стала столица развратная обиталищем бесов
и пристанищем всякого нечистого духа,
пристанищем всякой птицы нечистой
[и всякого нечистого зверя], ненавистного.

3

От вина блудной страсти ее1 опьянели все народы;
даже цари земли блудили с ней;
купцы же разбогатели от безудержного роскошества ее».

4 Потом услышал я другой голос с неба. Он говорил:

«Выйди из нее, народ Мой,
чтобы не быть тебе соучастником в грехах ее
и не подвергнуться каре, ее ожидающей.

5

До небес выросла гора грехов ее —
все их припомнил Бог, все неправды ее.

6

Воздайте же ей, как она воздавала,
и вдвое воздайте за дела ее.
В чаше, в той самой, в которой она подавала вино,
дайте и вы ей теперь, но больше вдвое.

7

Сколько превозносила она себя и роскошествовала,
столько же воздайте ей мучением и скорбью;
за то воздайте, что в сердце своем она говорит:
„Сижу, как царица, я не вдова и мне не скорбеть“.

8

Но обрушатся на нее однажды2 кары, смерть, скорбь и голод;
будет сожжена она огнем,
велика ведь сила Господа Бога, приговорившего ее.

9 А цари земные, в блуд и роскошь впадавшие с нею, станут бить себя в грудь, возрыдают о ней, когда увидят дым от пожара, в котором сгорит она.
10 Со страхом будут смотреть они издали на мучения ее и тогда возопят:

„Горе, горе тебе, великая столица,
могущественный город Вавилон!
В час единый свершился суд над тобой!“

11 Купцы земные восплачут и будут скорбеть о ней, потому что никто уже не купит товаров у них,
12 золотых товаров и серебряных, камней драгоценных и жемчуга, тончайшего льна, пурпура, шелка и багряницы; разных благовонных деревьев и из кости слоновой различных изделий не купит никто; и утвари всякой из дерева дорогих пород и меди, железа и мрамора тоже не купят.
13 И корицы не купят больше и пряностей,3 фимиама не купят и мира, и ладана; вина и елея, крупчатки, пшеницы не купят; не купят крупного скота и овец, коней, колесниц, и тел, и душ человеческих
14 ( будет сказано о том: „Спелых плодов, которых жаждет душа твоя, не стало у тебя, вся роскошь и весь блеск твой пропали, ничто уже не вернется к тебе“).4
15 Страх охватит торговавших всем этим и разбогатевших через великую блудницу купцов, когда увидят они все мучения ее. В ужасе отвернутся они и восплачут отчаянно:5
16

„Горе, горе, столица великая,
в тончайший лен одетая, в пурпур и багряницу,
золотом, драгоценными камнями и жемчугом блистающая!

17

В миг единый6 в ничто обратилось богатство твое!“


И все, кто живет от моря, кормчие все и матросы, мореплаватели7 — все они стали поодаль
18 и кричали, глядя на дым, что поднимался над пожарищем: «Какой город сравнится с городом этим великим?»
19 Пеплом посыпали они головы свои и кричали, скорбя и рыдая:

„Горе, горе тебе, столица великая!
У кого были корабли на море,
твоими они все обогащались драгоценностями —
вот во мгновение ока в ничто превратилась ты!“

20 А вы, небеса, ликуйте!8

И вы, народ Божий,9 апостолы и пророки, ликуйте!
Взыскал Бог с нее за вас!»

21 Взял тогда один могучий ангел большой, размером с мельничный, камень и, бросив его в море, сказал:

«С такой вот силой10 будет повержена великая столица Вавилон
и не будет уже найдена после того.

22

Не услышат более в тебе ни звуков кифары, ни пения;
не прозвучат на улицах твоих флейты и трубы;
не найдут у тебя ни одного человека,
который продолжал бы заниматься ремеслом своим;
и шума жерновов не услышат более в тебе.

23

Не будут уже светильники светить в тебе,
и голосов жениха и невесты не будет слышно в тебе.
И всё потому, что выше всех считали себя
купцы твои на земле,11
потому что чародейством твоим обмануты были все народы.

24

Будет, будет наказан Вавилон,
потому что кровь пророков на нем,
кровь всех людей Божьих и вообще всех на земле невинно убиенных».

Библия говорит сегодня

3. ТРЕТЬЕ СЛОВО: ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА (18:1−3)

Первый ангел поставил Иоанна лицом к лицу с тайной Вавилона. Затем он один за другим показывал ему различные аспекты зверя и жены, неотъемлемой частью которой является Вавилон. Можно полагаться или не полагаться на свое понимание его длинной речи (17:17−18), но невозможно не уловить содержащуюся в ней угрозу. Читатель, которого эта речь не испугала, даже не приблизился к ее пониманию. «Силы зла» сатанизма в дешевой фантастике просто кукольные черти по сравнению с этим описанием реального зла. Ангел пользуется всеми возможными метафорическими выражениями, чтобы найти применимые к зверю синонимы власти и могущества. Не смеем мы также недооценивать и способность убеждать, которой обладает жена. Возможно, мы пожимаем плечами, представляя себе описанные в 17:4 блеск и великолепие: «Как это дешево, как безвкусно!» Мы так реагируем, потому что считаем, что именно такой реакции от нас и ждут. Но на практике, в обыденной жизни, жемчуг, багряница и золотая чаша ужасающе притягательны. Мир действительно могуществен, его идеология действительно привлекательна, и мы знаем, что это такое — когда птица не может двинуться, прикованная к месту мерцающим взглядом змеи.

Вот почему чары необходимо разрушить голосом, обладающим еще большей властью и авторитетом. Второй ангел сходит с небес. Его слава ярче, а голос убедительнее, чем у ангела, говорившего о Вавилоне..Он возвещает нам жизненно важную часть божественной вести. Он говорит о падении Вавилона. По сути, это те же самые слова, которые Бог начертал Своим перстом, обращаясь к реальному, историческому Вавилону: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему» (Дан 5:26). Как это будет — нам неведомо. Придется ли христианам стать свидетелями тотального подавления капитализма, или Бог «положит конец царству» другим способом, — во всех случаях они не должны забывать, что, невзирая на всю символику «вечных холмов», ни зверь, ни жена не останутся у власти навечно. Настанет день, когда, оглядываясь назад, люди вспомнят об их всемирном владычестве как о ночном кошмаре, от которого они пробудились.

4. ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО: СУД НАД ВАВИЛОНОМ (18:4−20)

Падение исторического Вавилона в 539 году до Рождества Христова, ознаменовавшее собой конец халдейской или неовавилонской империи, является предметом нескольких ветхозаветных пророчеств. Эхо этих пророчеств — следующий небесный голос, произносящий четвертое слово о мистическом Вавилоне. Этому отрывку параллельны главы 13−14 и 47 Книги Пророка Исаии, главы 50 и 51 Книги Пророка Иеремии и глава 2 Книги Пророка Аввакума. Там описываются многие черты Вавилона, о которых говорится и в Откровении 18: его гордыня и роскошь, золотая чаша, которая опьяняет народы, его нечестие и обусловленное этим наказание; внезапность его огненной гибели, приводящая к полному опустошению, и ужас тех, кто полагался на него; и предупреждение Божьим людям — не участвовать в его грехе, чтобы не разделить его участь.

В одном из этих пророчеств (Иер 51:25) есть любопытный стих. В нем Вавилон называется «горой губительной». Это напоминает нам о том, что мы находимся в царстве символики; ибо Вавилония была самой равнинной из всех равнинных стран, а ее столица располагалась, по словам того же Иеремии, «при водах великих» (51:13). Потоки Евфрата, разветвляющиеся на все более и более мелкие реки и речушки, удачно иллюстрируют власть Вавилона над многими народами. Рим, с другой стороны, стоит на семи холмах, что показывает могущество и долговечность (кажущуюся) его империи. Поэтому нас не должно удивлять, когда в главах 27 и 28 Книги Пророка Иезекииля, содержащих пророчество, очень напоминающее Откр 18, речь идет о еще одном городе — Тире. Он был крупным портовым городом средиземноморского побережья Палестины. Тир особенно подходил в качестве символа третьего аспекта «мира» — изобилие (ст. 12, 13). Сама Блудница — больше, чем любой из этих городов. Холмы Рима, потоки Вавилона, моря Тира — все они призваны проиллюстрировать различные стороны Вавилона-блудницы. Но за всем этим стоит она — истинная вдохновительница гуманистического общества.

Товары Тира — пышный наряд блудницы — ежедневно проходят перед глазами людей. Непривилегированные желают иметь их, привилегированные желают иметь их больше, чем у них уже есть; они служат соблазном для всех народов. Но Божьи люди знают истинную цену этой роскоши, поскольку видят картину в целом. Они знают, что Тир — это Рим — это Вавилон. А когда призывы стиха 4 приводят им на память еще один нечестивый город — Содом, из которого был вызван Лот (Быт 19:12 и далее), они видят будущую перспективу «дыма от пожара ее» (ст. 9). В отличие от любящего мир Лота, они понимают суть дела достаточно четко, чтобы «выйти из него» и «веселиться» о свершившемся правосудии (ст. 20).

5. ПЯТОЕ СЛОВО: СМЕРТЬ ВАВИЛОНА (18:21−24)

Воды, взбунтовавшиеся от падения в море великого жёрнова, успокаиваются. Гибель Вавилона завершается молчанием. Оно еще более впечатляюще на фоне характерного для Откровения неистового шума, обычно сопровождающего крушение и гибель. По мере того как светильники города гаснут, на него снисходит ужасающая тишина: больше не слышно звуков веселья, шума работ или людских разговоров. Камень исчезает под водой, и от цивилизации ничего не остается, словно ее никогда и не было.

Воплощенная в реальном действии притча о камне, прекращение обычной жизни и ответственность за кровь мучеников — это то, о чем говорил Иеремия (51:63 и далее; 25:10; 51:49), а о последних двух дополнительно сказано в Евангелии (Мф 24:37−42; Мф 23:29−39). Особенно значительным является последнее. Убийца, которого обличает Иеремия, это Вавилон. Но когда Иисус выдвигает такое же обвинение, то обвиняемым становится Иерусалим. Иоанн этим именем называет ту, которая последовала за блудницей, — невесту, Божий город; он не прибегает к этому сравнению ни здесь, ни в главе 11, когда говорит о месте, где Христос был распят. Но по-прежнему именно на этом месте — на старом Иерусалиме — лежит ответственность за смерть Божьих служителей. Следовательно, образ блудницы — это собирательный образ пятого города, кроме Вавилона, Рима, Тира и Содома. Этот образ еще раз показывает, что сама блудница есть духовная реальность, которая больше любого из этих городов.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. возм. пер.: от вина блуда ее, навлекающего ярость Божью; букв.: от вина ярости (или: страсти) блуда ее.
8  [2] — Букв.: придут в один день.
13  [3] — Или: благовоний.
14  [4] — Букв.: и больше не найдут их.
15  [5] — Букв.: торговцы этих (вещей), обогатившиеся от нее, будут стоять поодаль из-за страха мучений ее, плача и скорбя.
17  [6] — Букв.: потому что в один час; то же и в ст. 19.
17  [7] — Или: путешественники.
20  [8] — Букв.: ликуй о ней, небо!
20  [9] — Букв.: святые; то же и в ст. 24.
21  [10] — Или: яростью.
23  [11] — Букв.: потому что купцы твои были вельможами земли.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.