По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Перевод Еп. Кассиана

 
 

В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу.
 
В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.

Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу.
 
И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,

Многое сказал Иисус им в притчах. « Послушайте! — говорил Он. — Вот вышел сеятель сеять.
 
И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.

Когда он сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их.
 
Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.

Иные же зерна упали на хорошую землю, и дали они урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.
 
Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.

У кого есть уши, пусть услышит!»
 
Имеющий уши да слышит.

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты притчами говоришь им?»
 
И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?

Он ответил: «Вам дано узнать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;

Ибо у кого есть, тому и еще будет дано, и дано будет с избытком; а у кого нет, у него и то, что есть, будет взято.
 
ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.

Я потому им притчами говорю, что смотрят они — но не видят, слушают — но не слышат и не понимают.
 
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

Так сбылось на них пророчество Исайи: „Вы будете слушать и слушать — и всё же не поймете; будете смотреть и смотреть — и всё же не увидите.
 
и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;

Ибо огрубело сердце народа этого, уши их едва слышат, и глаза свои они закрыли. Иначе увидели бы глазами, услышали бы ушами, поняли бы сердцем и лицом повернулись2 бы ко Мне, и Я исцелил бы их“.3
 
ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».

А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат.4
 
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;

Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.

А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.
 
Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.

Когда человек слышит весть Царства,5 но не понимает ее, приходит к нему нечистый и уносит посеянное в сердце его. Это представлено зерном, упавшим у дороги.6
 
Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.

А посеянное на каменистой почве — это о тех, кто слышит весть и тотчас с радостью принимает ее,
 
А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;

но, так как нет у него корня,7 он непостоянен и тотчас теряет веру, едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.

Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но мирские заботы и обольщение богатством заглушают ее, и она не приносит плода.
 
А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.

На хорошей же земле посеянное представляет того, кто слышит и понимает весть. Он и приносит плод, и урожай может быть стократным, или шестидесятикратным, или тридцатикратным».
 
А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.

Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена.
 
Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;

Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.
 
когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и плевелы.
 
а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.

Слуги пошли к хозяину дома и сказали: „Господин! Разве не пшеницу8 ты сеял на поле своем? Откуда же появились плевелы?“
 
И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»

„Враг это сделал“, — ответил он им. Тогда слуги сказали: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выпололи их?“
 
Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»

„Нет, — он ответил, — чтобы, выпалывая плевелы, не вырвали вы заодно и пшеницу,
 
Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.

пусть вместе они растут до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: выберите сперва плевелы и свяжите их пучками, чтобы сжечь, а пшеницу соберите в мои закрома“».
 
Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».

И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем.
 
Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.

Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно становится деревом,9 так что птицы поднебесные прилетают и гнездятся в ветвях его».
 
Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.

И такую еще притчу рассказал Иисус: «Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами10 муки, пока не заквасилось всё тесто ».
 
Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего.
 
Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,

Так исполнилось сказанное через пророка: «Открою в притчах уста Мои и провозглашу сокрытое от сотворения [мира]».11
 
дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.

Затем, оставив народ, Иисус вошел в дом. Там к Нему подошли Его ученики и попросили: «Объясни нам притчу о плевелах в поле».
 
Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.

Он ответил: «Сеятель доброго семени — Сын Человеческий;
 
И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;

поле — это мир, доброе семя — сыны Царства, а плевелы — сыны злого духа.
 
поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.

Враг, посеявший их, — дьявол. Жатва — это конец мира,12 а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.

Как собирают плевелы и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:

Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они очистят Царство Его от всех, кто других совращал,13 и от тех, кто сам жил беззаконно,14
 
пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
 
и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

Праведники же будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего. У кого есть уши, пусть услышит!»
 
Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.

«Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.
 
Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

И вот еще с чем сравнимо Царство Небесное. Один купец, искавший хороший жемчуг,
 
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.

нашел как-то одну особенно ценную жемчужину. Он пошел, продал всё, что было у него, и купил ее.
 
Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Царство Небесное подобно большой сети: заброшенная в море, она захватила разного рода рыбу.
 
Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.

Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а негодную выбросили.
 
Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.

Так будет и в конце мира: выйдут ангелы и отберут нечестивых из среды праведных,
 
Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных

и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
 
и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Всё ли сказанное Мной вы поняли?» «Да», — ответили они Ему.
 
Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!

«Так вот, — сказал Он им, — всякий книжник, обученный в школе Царства Небесного, подобен хозяину дома, который выносит из богатого хранилища своего и новое, и старое».
 
И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.

Кончив рассказывать эти притчи, Иисус ушел оттуда
 
И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.

и пришел в город, где Он вырос, и стал учить там людей в синагоге. Они в изумлении говорили: «Откуда такая мудрость у Него и такая сила творить чудеса?
 
И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?

Разве не сын Он плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья — Иаков и Иосиф,15 Симон и Иуда?
 
Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

И все сестры Его разве не живут среди нас? Откуда же у Него всё это?»
 
И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?

И не захотели они принять Его. Иисус же сказал им: «Не почитают пророка только в отечестве и в доме его».
 
И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.

И многих чудес из-за неверия их не сотворил Он там.
 
И не сотворил там многих чудес по неверию их.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Или: задушили.
15  [2] — См. в Словаре Обращение.
15  [3] — Ис 6:9,10 (LXX).
16  [4] — Букв.: ваши глаза блаженны, потому что видят они, и ваши уши, потому что слышат.
19  [5] — Или: весть, провозглашаемую Царством; друг. возм. пер.: слово о Царстве.
19  [6] — Или: это зерно, упавшее при дороге; букв.: это посеянное при дороге.
21  [7] — Букв.: но не имеет корня в себе, т.е. он человек момента, он живет лишь настоящим.
27  [8] — Букв.: доброе семя.
32  [9] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [10] — Около 20 кг.
35  [11] — Пс 78 (77):2.
39  [12] — Или: конец века; то же в ст. 40 и 49.
41  [13] — Букв.: выберут из Царства Его все соблазны.
41  [14] — Друг. возм. пер.: от тех, кто делал зло; букв.: (от) делающих беззоконие.
55  [15] — В некот. рукописях: Иосия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.