По Иоанну 3 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских.
 
Был человек из фарисеев, имя ему Никодим, начальник Иудейский.

Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».
 
Он пришел к Нему ночью и сказал Ему: Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним.

Иисус ответил: «Поверь Мне: кто не родится свыше,1 не увидит Царства Божия».
 
Ответил Иисус и сказал ему: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия.

«Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»
 
Говорит Ему Никодим: как может человек родиться, будучи стар? Может ли он вторично войти в утробу матери своей и родиться?

«Уверяю тебя, — ответил Иисус, — кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божие.
 
Ответил Иисус: истинно, истинно говорю тебе: если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.

От плоти рождается только плоть, и лишь Дух рождает дух.2
 
Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.

Не удивляйся тому, что сказал я тебе: каждый из вас должен родиться свыше.
 
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: нужно, чтобы вы родились свыше.

Ветер веет,3 где хочет. Но, даже если слышишь шум его, не знаешь, откуда он и где будет дуть потом. Так и с каждым, кто родится от Духа».
 
Ветер, где хочет, веет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так — каждый рожденный от Духа.

«Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.
 
Ответил Никодим и сказал Ему: как может это быть?

«Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. —
 
Ответил Иисус и сказал ему: ты — учитель Израильский, и этого не знаешь?

Верь Мне, мы говорим о том, что знаем, и о том свидетельствуем, что видели. А вы свидетельства нашего не принимаете.
 
Истинно, истинно говорю тебе: что мы знаем, о том говорим, и что видели, о том свидетельствуем, и свидетельства нашего вы не принимаете.

Но если не верите Мне, когда о земном говорю, поверите ли словам Моим о небесном?
 
Если Я о земном сказал вам, и вы не верите, — как поверите, если скажу вам о небесном?

Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5 с Неба и сошедшего.
 
И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе.

Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне, так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,
 
И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесён быть Сын Человеческий,

дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6
 
чтобы каждый верующий имел в Нем жизнь вечную.

Бог ведь так полюбил этот мир, что пожертвовал Сыном Своим единственным,7 чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, но обрел жизнь вечную.
 
Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Не для того Бог послал Сына в мир, чтобы Он судил его, но чтобы спасен был мир через Него.
 
Ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.

Никто из верующих в Него судим не будет;8 а неверующий уже осужден, потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.
 
Верующий в Него не судится; неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел, а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.
 
А это есть суд, что свет пришел в мир, и возлюбили люди больше тьму, чем свет; ибо были лукавы дела их.

Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут, дабы не раскрылось содеянное ими.
 
Ибо каждый, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не были изобличены дела его.

Но кто истине следует во всем, что он делает,10 тот к Свету тянется, и тогда явным становится: всё, что делает он, в послушании Богу делает».11
 
А творящий истину идет к свету, чтобы были явлены дела его, что они в Боге соделаны.

Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей.
 
После этого пришел Иисус и ученики Его в Иудейскую землю и там оставался с ними и крестил.

Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шли и туда, чтобы принять крещение
 
Крестил и Иоанн в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили и крестились;

(это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).
 
ибо не был еще ввергнут в тюрьму Иоанн.

Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении.
 
Возник спор у учеников Иоанна с Иудеями по поводу очищения,

Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».
 
и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, Который был с тобой по ту сторону Иордана, о Котором ты засвидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, — если не дано ему то Небом.12
 
Ответил Иоанн и сказал: не может человек брать на себя ничего, если не дано ему с неба.

Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.13
 
Вы сами о мне свидетельствуете, что я сказал: «я не Христос, но я послан перед Ним».

Тот и жених, у кого невеста есть. А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его, радуется и с ликованием внимает голосу жениха. Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.
 
Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется голосу жениха. Эта радость моя теперь полна.

Ему — возрастать, мне — умаляться.14
 
Ему должно расти, а мне умаляться.

Свыше Приходящий выше всех, конечно; а кто от земли — он и есть земной, он и говорит, как земной.15 Приходящий с Небес — [выше всех];
 
Свыше Приходящий — выше всех; сущий от земли — земной и от земли говорит. С неба Приходящий — выше всех.

Он о том свидетельствует, что видел и слышал, но свидетельству Его не внемлют.16
 
Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто не принимает.

Принявший же свидетельство это подтверждает истинность слов Божьих.17
 
Принявший Его свидетельство печатью своею заверил, что Бог истинен.

Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова: Бог без меры дает Ему Дух.
 
Ибо Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи; ибо не мерою дает Бог Духа.

Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.
 
Отец любит Сына, и всё дал в руку Его.

Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19 а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит — гнев Божий навлекает он на себя».20
 
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не покоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.
6  [2] — Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
8  [3] — Или: дух дышит.
13  [4] — Букв.: не восходил.
13  [5] — Некот. рукописи добавляют: который в Небе.
15  [6] — В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.
16  [7] — Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.
18  [8] — Или: не будет осужден.
18  [9] — Букв.: не поверил в имя единственного.
21  [10] — Букв.: а творящий истину.
21  [11] — Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.
27  [12] — Букв.: с Неба.
28  [13] — Букв.: но что послан я перед Ним.
30  [14] — Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.
31  [15] — Букв.: и от земли говорит.
32  [16] — Букв.: никто не принимает.
33  [17] — Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).
34  [18] — Или: тот.
36  [19] — Букв.: имеет.
36  [20] — Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.