Хр. Рима 3 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
 
Итак, в чём же преимущество Иудея, или какая польза от обрезания?

Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
 
Великое преимущество во всех отношениях, и прежде всего в том, что им вверены слова Божии,

И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
 
Ибо что же? Если некоторые неверны были, неверность их упразднит ли верность Божию?

Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2
 
Отнюдь нет. Но Бог да будет истинен, всякий же человек лжец, как написано: Чтобы Ты оправдан был в словах Твоих и победил, когда судили бы Тебя.

Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?
 
Если же неправда наша являет Божию праведность, что скажем: неужели неправеден Бог, наводящий Свой гнев? Я говорю по человечеству.

Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
 
Отнюдь нет. Как же тогда будет Бог судить мир?

Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
 
Но если моей ложью истина Божия преизобиловала во славу Его, за что же я еще судим, как грешник?

Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
 
И как злословят нас, и как некоторые утверждают, что мы это говорим, — будем делать зло, чтобы вышло добро. Этих осуждение справедливо.

Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
 
Итак, что же? Имеем ли мы превосходство? Нет, не имеем. Ибо мы уже произнесли суд, что, как Иудеи, так и Еллины-все под грехом,

В Писании так и сказано: «Нет праведного, нет ни одного;
 
как написано: Нет праведного ни одного,

нет разумеющих, никто Бога не ищет.
 
нет разумеющего, никто не ищет Бога;

Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет].5
 
все сбились с пути, разом пришли в негодность; нет творящего доброе, нет ни одного.

Их гортаньзияющая могила; языком своим обманывают люди.6 Во рту у них яд змеиный7
 
Гортань их — открытый гроб, языками своими они обманывали. Змеиный яд у них под губами.

и на устах одни проклятия и горечь.8
 
Уста их полны проклятия и горечи.

Скоры они9 на пролитие крови.10
 
Ноги их быстры на пролитие крови,

Всюду разор и бедствие на путях человеческих.
 
разрушение и бедствие на путях их,

Не знают люди пути к миру,11
 
и пути мира они не познали.

страха Божия лишились они».12
 
Нет страха Божия пред очами их.

Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
 
Но мы знаем, что то, что Закон говорит, он говорит к находящимся под Законом, так чтобы всякие уста были заграждены и весь мир стал виновен пред Богом, —

Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
 
потому что делами Закона не будет оправдана пред Ним никакая плоть: ибо чрез Закон — познание греха.

Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;
 
Но теперь, помимо Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки,

и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.
 
— праведность Божия чрез веру в Иисуса Христа для всех верующих; ибо нет различия.

Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,
 
Ибо все согрешили и лишены славы Божией,

а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.
 
будучи оправдываемы даром, по Его благодати, чрез искупление, которое во Христе Иисусе.

[25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
 
Его поставил Бог в умилостивление кровью Его чрез веру к показанию праведности Его — при невменении прошлых грехов,

так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
 
в долготерпении Божием, — для показания праведности Его в настоящее время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
 
Итак, где же похвала? Исключена раз навсегда. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры.

Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23
 
Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, помимо дел Закона.

Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
 
Или Бог — Иудеев только? Не Он ли и язычников? Да, и язычников, —

Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
 
если действительно Бог един. Он, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру.

Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.
 
Итак, упраздняем ли мы Закон верою? Отнюдь нет, но Закон утверждаем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.