По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Давида Стерна

Под редакцией Кулаковых

1 Некоторое время спустя случилось Иисусу проходить в субботний день засеянными полями. Ученики Его, проголодавшись, начали срывать колосья и есть зерна.
2 Это увидели фарисеи и сказали Ему: «Смотри, ученики Твои делают то, что в субботу делать нельзя».
3 А Он их спросил: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и бывшие с ним проголодались?
4 Как вошел в Божий Дом он и ел тот хлеб, что кладут перед Богом, хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
5 Или вы не читали в Законе о том, что и сами священники по субботам нарушают в Храме субботу, но это в вину не вменяется им?
6 Но Я говорю вам: здесь нечто большее, чем Храм!
7 Если б вы понимали, что значат слова Писания: „Милосердия Я хочу, а не жертвы“,1 не осудили бы невиновных.
8 Ибо Сын Человеческий — Господин субботы».
9 Иисус оставил то место и пришел в синагогу их.
10 Там был человек с сухой рукой. Иисуса спросили, чтобы обвинить Его: «Можно ли исцелять в субботу?»
11 Он ответил: «Если в субботу у кого-то из вас единственная овца упадет в яму, разве не вытащит он ее?
12 Человек не дороже ль овцы?! Стало быть, можно делать добро в субботу».
13 Потом Он сказал тому человеку: «Протяни свою руку!» Тот протянул — и рука стала такой же здоровой, как и другая.
14 Фарисеи же, выйдя из синагоги, стали решать, как расправиться им с Иисусом.
15 Иисусу стало известно об этом, и Он удалился оттуда, и многие последовали за Ним. Он исцелил всех больных,
16 но строго им наказал о Нем не говорить никому.
17 Произошло это всё, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю:
18

«Вот Слуга Мой, Которого Я избрал;
возлюбленный Мой, радость души Моей;
наделю Его Духом Моим,
и возвестит Он справедливость2 народам.

19

Не будет ни спорить Он, ни кричать;
и никто не услышит на улицах голос Его.

20

Он надломленного тростника не переломит
и фитиля курящегося не угасит,
пока не приведет справедливость к победе.

21

И на имя Его уповать будут народы».3

22 В то время привели к Нему одержимого бесом; человек был слепым и немым. Иисус исцелил его, так что стал тот видеть и говорить.
23 Весь народ пришел в изумление. «Уж не Сын ли Давидов Он?» — вопрошали иные.
24 Фарисеи же, услышав про это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского».
25 Зная помыслы их, Иисус сказал им: «Всякое царство, разделенное на враждующие между собой стороны, обратится в пустыню; и всякий город или дом, где живущие друг с другом не в ладу, не устоит.
26 И если сатана изгоняет сатану, то он сам с собою не в ладу. Как же устоит его царство?
27 И если Я изгоняю бесов силою Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши люди? Они-то и будут вам судьями.
28 Если же Духом Божьим изгоняю Я бесов, тогда Царство Божие пришло уже к вам.
29 И еще: разве может кто проникнуть в дом сильного и похитить вещи его, если прежде не свяжет хозяина? Только после того он сможет разграбить его дом.
30 Вы же знайте: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает.
31 Потому говорю вам: всякий грех и хула любая людям простятся, но хула на Духа не простится.
32 Если скажет кто слово против Сына Человеческого, простится ему, но кто скажет против Духа Святого, не простится ему ни в этом мире,4 ни в грядущем.
33 Или вы признаёте5 хорошим дерево и хорошим же плод его, или плохим признаёте дерево и плохим его плод; по плодам узнаётся дерево.
34 Отродье змеиное! Как можете доброе говорить, будучи злыми?! Чем полнится сердце, о том и уста говорят.
35 Добрый человек из хранимого им добра выносит доброе; а злой человек из зла, им хранимого, злое выносит.
36 И Я говорю вам: в День Суда ответят люди за всякое праздное слово, что сказано ими.
37 От слов твоих и зависит: будешь ли ты оправдан иль осужден».
38 Иные из книжников и фарисеев, бывшие при этом, сказали Ему: «Учитель! Мы хотим, чтобы Ты явил нам знамение».
39 Но он ответил им: «Нечестивое и безбожное6 поколение ищет знамения, но не будет ему дано иного, кроме знамения пророка Ионы.
40 Ибо так же, как Иона пробыл во чреве огромной рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в недрах земли три дня и три ночи.7
41 Во время Суда встанут с людьми нынешнего поколения и будут свидетельствовать против них жители Ниневии, ибо они покаялись, услышав проповедь Ионы. А здесь Тот, Кто больше, чем Иона.
42 Во время Суда воскреснет с людьми этого поколения царица юга и будет свидетельствовать против них, ибо пришла она с другого конца земли послушать мудрого Соломона. А здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
43 Когда нечистый дух выходит из человека, то бродит он по безводным краям в поисках места покоя, но не находит его.
44 И говорит тогда: „Вернусь в свой дом, оставленный мной“. Возвратившись же, находит его незанятым да еще подметенным и прибранным.
45 Идет он, и приводит с собой других семь духов, притом злейших, чем сам он, те входят и живут там, и в конце тому человеку приходится хуже, чем было вначале. То же самое произойдет с нечестивым8 нынешним поколением».
46 В то время, когда еще Иисус говорил с народом, мать и братья Его пришли и стояли поодаль, желая поговорить с Ним.
47 [Кто-то сказал Ему: «Там, в стороне, мать и братья Твои стоят: они хотят поговорить с Тобою».]
48 «Кто Моя мать и кто братья Мои?» — ответил Иисус тому человеку.
49 И, рукой указав на Своих учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья Мои.
50 Ибо кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и мать».

Комментарии Давида Стерна

1 В то время шёл Йешуа как-то в Шаббат через пшеничные поля. Его талмидим были голодны, и потому стали срывать колосья и есть их.

Стих 1. Шаббат. Ивритское слово вошло в русский язык как "суббота". Библейская концепция одного дня в неделю, в который нужно отдыхать от повседневных дел и забот, не имеет близких параллелей в древнем мире. Четвёртая заповедь (Исход 20:8−11, Второзаконие 5:12−14) связывает Шаббат с тем фактом, что Бог отдыхал после шести дней творения (Бытие 2:1−3). Этот день уравнивает всех, ведь всем надлежит отдыхать; заповедь также отделяет Шаббат как святой день, в который должно чтить Бога.

2 Увидев это, п'рушим сказали ему: "Смотри! Твои талмидим нарушают Шаббат".

Стих 2. Нарушают Шаббат. Греческий текст говорит буквально: "делают незаконное в Шаббат", то есть делают то, что по мнению п'рушим противоречило Торе. Спор шёл не по поводу того, разрешено ли срывать колосья с чужого поля — это ясно позволено во Второзаконии 23:26(25). Речь шла о том, можно ли делать это в Шаббат. За этим, казалось бы, незначительным вопросом скрывается целая проблема: является ли фарисейская традиция Божьим откровением и должны ли все евреи её соблюдать.

Фарисеи развивали то, что традиционный иудаизм называет Устной Торой, позднее записанной в Мишне, Гемаре и других работах. Этот вопрос исследуется далее в ком. к 18:18−20 и Map. 7:5−13. Согласно Устной Торе, в том виде, как она записана в Мишне (Шаббат 7:2) в Шаббат запрещены 39 видов м'лахи (работы), а именно те, которые были запрещены в Шаббат во время строительства скинии. Один из них — жатва, другой — молотьба. В стихе 1 сказано, что талмидим срывали колосья; в параллельном отрывке Лук. 6:1 они, кроме того, растирали их руками, что могло считаться молотьбой. В этом и есть суть обвинений порушим, направленных против учеников, и, косвенно, против Йешуа, который был ответственен как учитель за их поведение.

3 Но он сказал им: "Разве вы никогда не читали, что сделал Давид, когда он и бывшие с ним проголодались? 4 Он вошёл в Дом Божий и ел Хлеб Присутствия, что было запрещено делать и ему и его спутникам, — это разрешено только коганим.

Стих 3−4. Хотя Левит 24:5−9 позволяет только коганим есть Хлебы Присутствия, выставляемые перед ковчегом завета в Доме Божьем (скинии), 1-я книга Царств 21:1−6(2−7) повествует о том, как Царь Давид и священник Ахимелех нарушили мицву Письменной Торы, которую п'рушим считали более авторитетной, нежели Устную. Здесь подспудно проявляется аргумент каль вэхомер ( ком. к 6:30).

5 Или вы не читали в Торе, что в Шаббат коганим нарушают Шаббат, но всё же невиновны?

Стих 5. Тора сама подчёркивает, что некоторые мицвот более важны, нежели другие (см. Йохн. 5:22−23, Гал. 2:12). Соблюдать Шаббат важно, но ещё важнее жертвоприношения (Числа 28:1−10), поэтому коганим работают в Шаббат для того, чтобы приносить их. ("Служение в храме превосходит Шаббат", Шаббат 1326.).

6 Говорю вам, здесь, на этом месте есть нечто более великое, чем Храм! 7 Если бы вы знали, что значит "желаю более сострадания, нежели приношения в жертву животных" (Ошэйа — Осия 6:6) вы бы не осуждали невинных. 8 Так как Сын Человеческий — Господин Шаббата".

Стих 8. Господин Шаббата. См. ком. к Мар. 2:27−28.

9 Идя оттуда далее, он вошёл в синагогу. 10 У одного человека там была сухая рука. Ища повод обвинить его в чём-либо, они спросили его: "Разрешено ли исцелять в Шаббат"

Стих 10. Исцелять в Шаббат. См. ком. к Лук. 6:9.

11 Но он отвечал: "Если у вас есть овца, и в Шаббат она упадёт в яму, кто из вас не возьмёт и не вытащит её?

Стих 11. Овца. В Шаббат необходимо спасать жизнь животного. Однако не ясно, считалось ли в первом веке вытаскивание овцы из ямы нарушением правила о том, что в этот день нельзя ничего носить. Согласно современной галахе, это было бы нарушением.

12 Насколько же более ценен человек по сравнению с овцой! Потому, творить добро — вот что разрешено в Шаббат".

Стих 12. Насколько же более. См. ком. к 6:30.

13 Затем сказал он тому человеку: "Протяни руку". И как только он протянул руку, она стала здоровой, как и другая. 14 Однако п'рушим вышли и начали тайно совещаться, как бы расправиться с Йешуа. 3ная об этом, он покинул ту область. 15 Множество народа последовало за ним; и он исцелил их всех, 16 но предупредил, чтобы они не разглашали о нём, 17 чтобы исполнилось сказанное через пророка Йеша'ягу: 18 "Вот Мой слуга, которого Я избрал, любимый Мной, которым Я весьма доволен; Я возложу на него Дух мой, и он провозгласит правосудие язычникам. 19 Он не будет сражаться и кричать, никто не услышит его голоса на улицах; 20 он не переломит надломленный тростник и не погасит тлеющий фитиль, пока не приведёт правосудие к победе. 21 На него будут надеяться язычники". (Йешайягу — Исайя 42:1−4)

Стих 18−21. Исайя 42:1−4 — это первый из нескольких отрывков Исайи (гл. 42−53), повествующих о "страдающем слуге". Некоторые из них — относятся, прежде всего, к народу Израиля, другие — к Мессии. Этот факт подчёркивает отождествление Мессии Йешуа с еврейским народом, как уже было отмечено выше, в ком. 2:15.

22 3атем какие-то люди принесли ему человека, бывшего во власти бесов, слепого и немого, и Йешуа исцелил его, так что тот мог и говорить, и видеть.

Стих 22. Хотя в Израиле были люди, занимавшиеся изгнанием бесов (ст. 27, Деян. 19:13), всё же изгнание беса слепоты, глухоты и немоты было великим чудом, которое ожидалось только от Мессии (см. ком. к 8:1−4), ведь с этим бесом невозможно было говорить как с легионом демонов (Map. 5:1−20). Сравните ответ Йешуа ученикам Йоханана (выше, 11:5) о том, что "слепые видят... глухие слышат".

23 Люди в толпе были изумлены и спрашивали: "Не он ли Сын Давида?" 24 Но когда это услышали п'рушим, они сказали: "Этот человек изгоняет бесов с помощью Ба'ал-зибула, повелителя бесов". 25 Однако зная, о чём они думали, Йешуа сказал им: "Каждое царство, разделяющееся внутри себя, будет разрушено, и всякий город или семья, разделяющееся внутри себя, не выстоит. 26 Если Сатан изгоняет Сатана, он разделился внутри себя; как же его царство может уцелеть? 27 Кроме того, если я изгоняю бесов с помощью Ба'ал-зибула, то с чьей же помощью ваши люди изгоняют их? Итак, пусть они будут вам судьями!

Стих 27. С чьей же помощью ваши люди изгоняют их? Подразумеваемый ответ: также с помощью Противника. Исцеления и чудеса от дьявола возможны, и многие попадаются на эту удочку (Исход 7:22, 8:7; ниже в ст. 24:24 и ком.). Люди, вовлечённые в оккультизм и лжерелигии из-за увиденных ими чудес, избрали широкий путь, ведущий к разрушению, а не узкие врата и трудную дорогу, ведущие к жизни (7:13−14).

28 Но если я изгоняю бесов Духом Божьим, тогда Царство Бога пришло к вам! 29 "Или как может кто-либо ворваться в дом сильного человека и убежать с его имуществом, если прежде он не свяжет того человека? Только после этого он сможет ограбить его дом. 30 "Те, кто не со мной — против меня, а те, кто не собирают вместе со мной — растрачивают понапрасну.

Стих 30. Те, кто не со мной — против меня (также Лук. 11:23). Здесь и в последующих семи стихах п'рушим даётся последний шанс объединиться с Йешуа. В целом, здесь даётся стандарт, по которому талмид может проверить себя: если он не стоит активно на стороне Йешуа, то он на стороне Противника. В Марке 9:40 находим противоположное утверждение: "Ибо кто не против нас, тот за нас", (также в Лук. 9:50); кажущееся противоречие объясняется контекстом. В книге Марка Йешуа предупреждает талмидим, что нельзя преждевременно делать выводы о том, что тот, кто не на стороне Йешуа, обязательно против него. Тот же стих даёт критерий, как можно оценивать людей на основании дел талмида: если кто-то не противостоит активно талмиду, то он, по сути дела, союзник, а не противник.

31 Поэтому я говорю вам, что людям простится любой грех и богохульство, но оскорбление Руаха ГаКодеш не будет прощено.

Стих 31−32. Оскорбление Руаха ГаКодеш может состоять либо:

1) в настойчивом отвержении Евангелия, несмотря на то, что Святой Дух доказал его истинность, либо

2) в приписывании чудес Духа Святого Противнику (Сатану);
в данном контексте оба этих варианта почти равносильны (были предложены и другие интерпретации этого отрывка).

32 Можно оскорбить Сына Человеческого, и это простится; но если кто-то не перестаёт оскорблять Руаха ГаКодеш, не будет прощено ему ни в 'олам газе, ни в 'олам габа.

Стих 32. Можно оскорбить. См. Лук 12:8−10 и ком.

'Олам Газе...'олам /'аба, "этот мир... грядущий мир". Эти концепции являются частью традиционного иудаизма. Второе может означать либо Тысячелетнее Царство (Откровение 19−20; см. 1 Фес. 4:15−17) или Вечное Царство, которое последует за Судным Днём (Откровение 21−22).

33 "Если считаете дерево хорошим, то и его плоды должны быть хорошими; если же считаете дерево плохим, то и его плоды должны быть плохими; потому что дерево познаётся по плодам. 34 Змеи! Как вы, будучи злыми, можете сказать что-либо доброе? Ведь уста говорят то, что переполняет сердце. 35 Добрый человек из своего доброго хранилища выносит наружу доброе, а злой из своего злого хранилища выносит наружу злое. 36 Более того, вот что я скажу вам: в День Суда людям придётся давать ответ за каждое небрежное слово, сказанное ими; 37 потому что своими собственными словами будешь оправдан и своими же собственными словами будешь осуждён". 38 На это некоторые из учителей Торы сказали: "Раби, хотим увидеть от тебя чудесное знамение". 39 Он отвечал: "Злое и прелюбодейное поколение просит знамения? Нет! Никакого знамения не будет ему дано, кроме знамения пророка Йоны. 40 Ибо подобно тому, как Йона был три дня и три ночи в брюхе морского чудовища (Йона — Иона 1:17) так же и Сын Человеческий будет находиться три дня и три ночи в глубине земли.

Стих 40. Йона (Иона) был послан с пророчеством к язычникам в Ниневе (Ассирия).

41 Народ Ниневе встанет в День Суда вместе с нынешним поколением и осудит его, потому что они обратились от своих грехов к Богу после проповеди Йоны, но тот, кто находится сейчас здесь, больше Йоны. 42 Царица Юга встанет в День Суда вместе с этим поколением и осудит его, потому что она пришла от края земли послушать мудрости Шломо, но тот, кто сейчас здесь, больше Шломо.

Стих 42. Царица Юга, т.е. Царица Савская (3 Царств 10:1−10, 2 Паралипоменон 9:1−12), также не была еврейкой.

Стихи 38−42. Йешуа знает себе цену и никогда не подстраивается в своей проповеди под тех, кто равнодушен или враждебен по отношению к его учению. Это особенно ярко отражено в тех случаях, когда он предсказывает своё воскресение. Ср. 16:1−4, 26:59−68; Map. 8:27−33, 14:55−64. 15:27−33; Лук. 11:29−30 и ком; Йн. 2:18−22.

43 "Когда нечистый дух выходит из человека, то он странствует по засушливым местам и не находит себе покоя. 44 Тогда он говорит себе: "Возвращусь-ка я в дом, который покинул". Когда он приходит туда, то обнаруживает, что дом пуст, чисто выметен и убран. 45 Тогда он идёт и берёт с собой семерых других духов, ещё злее, нежели он сам, и они приходят туда жить, так что в конечном счёте человек становится ещё хуже, чем был до того. Именно так и будет с этим грешным поколением". 46 Он всё ещё разговаривал с людьми, когда пришли его мать и братья и стояли снаружи, передавая, что хотят поговорить с ним.

Стих 46. Братья. В 13:55 даны их имена. Римско-католическая традиция считает, что эти "братья" на самом деле были дальними родственниками, отсюда и произошла доктрина о том, что Мирьям оставалась девственницей всю свою жизнь (см. ком. к 1:25). Ивритское ах ("брат") может иметь более широкое значение нежели греческое адельфос, и синоптические евангелия, у которых, скорее всего, были ивритские или арамейские предшественники, вполне могут употреблять адельфос в широком смысле. Однако тот факт, что, Павел упомянул о братьях Йешуа по-гречески в письмах, адресованных грекам, даёт возможность предположить, что это слово, скорее всего, имело узкое значение. Протестанты относят это слово к детям Мирьям, рождённых после Йешуа; они, по сути, были сводными братьями, ведь их отцом, в отличие от Йешуа, был Йосеф.

Стих 47. Некоторые манускрипты добавляют стих 47: Кто-то сообщил ему: "Твоя мать и братья стоят снаружи и передают, что хотят поговорить с тобой".

48 Но он ответил тому, кто сообщил ему об этом: "Кто моя мать и кто мои братья?" 49 Указывая на талмидим, он сказал: "Смотри! Вот моя мать и братья! 50 Исполняющий то, чего желает мой небесный Отец — он мне брат, и сестра, и мать".

Стих 48−50. Здесь приведён первый из нескольких случаев, в которых некоторые видят непочтительное и надменное отношение Йешуа к своей семье, несмотря на то, что в других местах он подчёркивал важность пятой заповеди (19:19) и даже спорил об этом с п'рушим (15:4−6). Почему семья хотела его видеть? Мы не знаем этого точно, но нам известно, что его братья не понимали его служения (Йохн. 7:2−9), а его мать, хотя и получила ранее откровение через архангела Гаври'эля (Лук. 1:26−56), а также через Шимона и Хану (Лук. 2:25−38), часто была озадачена действиями Йешуа (например, Лук. 2:41−51), тем не менее, иной раз доверяя ему (Йохн. 2:3−5). Возможно, родственники принесли Йешуа еду, беспокоясь о его благополучии или же, опасаясь врагов, хотели остановить или даже схватить его (подобно его друзьям, в Map. 3:21). При таких обстоятельствах, в разгар служения и споров, Йешуа дал понять, что хотя кровные узы важны, узы духовной семьи значительно крепче. Ответ Йешуа свидетельствует не о его неуважении, но о желании указать на Царство Небес. В конце концов, его родственники присоединились к этой духовной семье (Деян. 1:14, Гал. 1:19).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Ос 6:6.
18  [2] — Или: суд; то же в ст. 20.
21  [3] — Ис 42:1−4.
32  [4] — Или: веке.
33  [5] — Букв.: сделайте (в своем сознании).
39  [6] — Букв.: нарушающее супружескую верность/верность завету.
40  [7] — Иона 2:1.
45  [8] — Букв.: злым.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.