По Марку 11 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Давида Стерна

Под редакцией Кулаковых

1 И когда они приближались к Иерусалиму со стороны Виффагии и Вифании, что у Масличной1 горы, послал Он двоих из учеников Своих,
2 сказав им: «Идите в селение, которое перед вами, и сразу, как только войдете в него, найдете там привязанного осленка, на которого еще никто из людей не садился. Отвяжите его и приведите сюда.
3 И если кто спросит вас: „Что это вы делаете?“, скажите: „Он нужен Господу, и Господь скоро вернет его“».
4 Они пошли и нашли осленка, привязанного к воротам на улице. Когда они отвязывали его,
5 люди, стоявшие там, спросили их: «Что вы делаете? Зачем отвязываете осленка?»
6 Они же отвечали им так, как сказал Иисус, и их отпустили.
7 Ученики привели к Иисусу осленка, положили на него свои одежды, и Иисус сел на него.
8 И многие устилали дорогу своими одеждами, другие же — ветвями, срезанными с деревьев на полях.
9 И шедшие впереди и идущие за Ним восклицали:

«Осанна!2
Благословен Грядущий во имя Господне!

10

Благословенно грядущее3 царство Давида, отца нашего!
В высях небесных осанна4

11 Так Иисус вошел в Иерусалим. Он пришел в Храм и осмотрел там всё. И затем, так как час уже был поздний, Он с Двенадцатью отправился в Вифанию.
12 На следующий день, когда они покидали Вифанию, Он почувствовал голод.
13 Увидев вдали смоковницу, покрытую листьями, Он пошел посмотреть, нет ли на дереве плодов,5 но, подойдя, ничего, кроме листьев, не нашел: время для появления смокв еще не наступило.
14 И тогда сказал Он, глядя на смоковницу: «Никто не будет больше есть твои плоды вовек!» И это слышали ученики Его.
15 И вновь пришли они в Иерусалим. Войдя в Храм, Иисус стал изгонять оттуда тех, кто продавал и покупал там, опрокинул столы менял и прилавки продавцов голубей,
16 и не позволял проносить что-либо через двор Храма.6
17 Затем Он начал учить их и сказал7 при этом: «Разве не написано:

Дом Мой назовут
домом молитвы для всех народов8?
А вы сделали его притоном разбойников!»

18 Это слышали первосвященники и книжники и обдумывали, как им погубить Иисуса: они боялись Его, ибо весь народ был увлечен Его учением.
19 Вечером Иисус с учениками покинул город.
20 Ранним утром, проходя мимо смоковницы, они увидели, что дерево засохло до корней.
21 Тогда вспомнил Петр слова Иисуса и сказал: «Равви, посмотри! Смоковница, которую Ты проклял, засохла».
22 На это Иисус ответил: «Имейте веру в Бога!9
23 Воистину, кто скажет этой горе: „Поднимись и пади в море!“ и при этом, нимало в сердце не сомневаясь, будет верить, что сказанное им исполнится, так для него и будет.
24 Потому говорю вам, о чем бы вы ни просили в молитве, верьте, что вы это уже получили, и дано будет вам.
25 И когда вы стоите и молитесь, прощайте всё, что против кого-то имеете, чтобы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».
26 [отсутствует]10
27 Они снова пришли в Иерусалим. И когда Он шел по двору Храма, подошли к Нему первосвященники, книжники и старейшины
28 и стали спрашивать Его: «По какому праву Ты делаешь это? Кто дал Тебе власть это делать?»
29 «Спрошу вас и Я об одном, — сказал им Иисус, — если вы ответите Мне, то и Я скажу вам, по какому праву Я делаю это.
30 Крещение, что Иоанн совершал, было от Бога11 или от людей? Ответьте Мне».
31 Они стали рассуждать между собой: «Если скажем: „От Бога“, то Он спросит: „Почему же вы тогда не поверили ему?“,
32 а если скажем: „От людей“, то … » (Они боялись толпы, ведь все считали, что Иоанн действительно был пророком.)
33 «Мы не знаем», — ответили они Иисусу.
Тогда Иисус сказал им: «И Я не скажу вам, по какому праву делаю это».

Комментарии Давида Стерна

1 Когда они были уже недалеко от Йерушалаима, возле Бейт-Пагея и Бейт-Ании, у Масличной горы, Йешуа послал талмидим, 2 дав им следующие указания: "Пойдите в деревню, которая перед вами; и как только вы войдёте в неё, увидите ослёнка на привязи, на котором ещё не ездили верхом. Отвяжите его и приведите сюда. 3 Если кто-то спросит вас: 'Зачем вы это делаете?', скажите: 'Он нужен Господу', и он сразу же пошлёт его сюда". 4 Они отправились и обнаружили на улице ослёнка, привязанного у дверей, и отвязали его. 5 Люди, наблюдавшие за этим, сказали им: "Что вы делаете, зачем отвязываете ослёнка?" 6 Они ответили так, как им велел Йешуа, и те позволили им продолжать. 7 Они привели ослёнка к Йешуа и положили на него свою одежду, и он сел на него. 8 Многие люди устилали дорогу своей одеждой, а другие покрывали её срезанными в полях зелёными ветками. 9 Идущие впереди и позади него восклицали: "Пожалуйста! Освободи нас!", "Благословен приходящий во имя Адоная!", (Тегилим — Псалмы 118:26−26) 10 "Благословенно приближающееся Царство отца нашего Давида!" и "Ты, который в вышних небесах! Пожалуйста! Освободи нас!"

Стих 9−10. Греческое слово осанна... См. ком. к Мат. 21:9.

11 Йешуа вошёл в Йерушалаим, направился во двор Храма и хорошо всё осмотрел; но так как уже было поздно, он пошёл вместе с талмидим в Бейт-Анию. 12 На следующий день, возвращаясь из Бейт-Ании, он почувствовал голод. 13 3аметив вдалеке смоковницу, покрытую листвой, он пошёл посмотреть, не найдёт ли он на ней чего-нибудь. Когда он подошёл поближе, то ничего кроме листьев не обнаружил; потому что ещё не наступило время сбора плодов. 14 Он сказал ей: "Пусть никто и никогда больше не отведает твоих плодов!" И его талмидим слышали, что он сказал.

Стих 12−14, 20−24. Если бы проклятие и иссушение смоковницы были реакцией раздражения, связанного с тем, что Йешуа не мог удовлетворить голод, то это был бы поступок недостойный любого человека, тем более Мессии. Но Йешуа объясняет духовные правила с помощью пророческого примера, наглядной притчи (возможно, Лук. 13:6−9). Танах содержит в себе подобные примеры, включая истории Йирмиягу, который купил, а затем разбил глиняный сосуд (Иеремия 19), и Йехезк'эля, который сперва сделал, а затем сжёг макет Иерусалима (Иезекииль 4−5); более поздний случай Нового Завета описан в Деян. 21:10−11.

Даже если ещё не время собирать урожай, смоковница покрыта листвой, так что её можно было рассмотреть на расстоянии (ст. 12), имеет признаки будущих плодов. Обычно, первые плоды смоковницы снимают в Израиле в июне, но первые неспелые плоды (Песня Песней 2:13) показываются ещё до того, как распускаются весенние листья, часто перед Пасхой.

Мы знаем, что Йешуа ожидает плодов праведности от Божьего народа, и что неплодоносящие ветви бросают в огонь (Мат. 7:16−20; 12:33; 13:4−9, 18−23; Йохн. 15:1−8). Таким образом, иссушение смоковницы — это наглядное предупреждение. В соответствии с Притчами 27:18 ("Кто ухаживает за смоковницей, будет есть её плоды, а тот, кто служит своему господину, тот будет в чести"), здесь Йешуа учит своих последователей о том, что значит служение их хозяину, Богу: просто иметь такую веру, которая и приходит от Бога (ст. 22), если же они не будут иметь её, то они иссохнут. Действия Йешуа не продиктованы ни задетым самолюбием, ни амбициозным желанием произвести чудо, подобно колдунам; каждое его сверхъестественное деяние имеет духовное значение.

Также см. ком. к Мат. 24:32.

15 Добравшись до Йерушалаима, он вошёл во двор Храма и стал прогонять оттуда всех, кто занимался торговлей, и самих торговцев, и их покупателей. Также он перевернул столы менял, опрокинул скамьи торговцев голубями,

Стих 15. См. ком. к Мат. 21:12.

16 и не позволял кому-либо проносить товары через двор Храма. 17 Позже, когда он учил их, он сказал: "Разве не написано в Танахе: Мой дом будет называться домом молитвы для всех гоим. (Йешайагу — Исайя 56:7) А вы превратили его в разбойничий притон!" (Йирмейагу — Иеремия 7:11) 18 Руководящие коганим и учителя Торы услышали, что он сказал, и пытались найти способ избавиться от него; но они боялись его, потому что народ находился под воздействием его учения. 19 Когда настал вечер, они покинули город. 20 Утром, проходя мимо, талмидим увидели, что смоковница засохла до самых корней. 21 Кифа вспомнил и сказал Йешуа: "Раби! Взгляни! Смоковница, которую ты проклял, засохла!" 22 Он отозвался: "Имейте ту веру, которая приходит от Бога! 23 Да! Говорю вам, всякий человек, который не сомневается в своём сердце, но верит, что сбудется то, что он скажет, сможет приказать этой горе: 'Пойди и кинься в море!', и это произойдёт. 24 Поэтому говорю вам, чего бы вы не попросили в молитве, верьте, что получаете, и это будет вашим. 25 И когда стоите в молитве и имеете что-то против кого-либо, простите ему; чтобы и ваш Отец на небесах также простил вам ваши проступки".

Некоторые манускрипты добавляют стих 26: Но если не прощаете, не простит и вам Отец ваш небесный ваших проступков.

27 Они вернулись в Йерушалаим; и когда он ходил по двору Храма, к нему подошли руководящие коганим, учителя Торы и старейшины; 28 и спросили у него: "Какая с'миха у тебя, дающая тебе полномочия делать, всё это? Кто дал тебе эту смиху, уполномочивающую тебя это делать?"

Стих 28. Смиха («посвящение в сан, назначение на должность»). См. ком. к Мат. 21:23.

29 Йешуа сказал им: "Я задам вам только один вопрос: ответьте мне, и я скажу вам, какая с'миха даёт мне право всё это делать. 30 Погружение Йоханана — с небес оно было или от людей? Отвечайте". 31 Они обсудили это между собой: "Если мы скажем: 'С небес', то он скажет: 'Тогда почему вы не поверили ему?' 32 Но если скажем: 'От людей...' — они боялись народа, потому что они считали Йоханана истинным пророком. 33 И они ответили Йешуа: "Мы не знаем". "В таком случае, — сказал он, — я не скажу вам, какая с'миха даёт мне право это делать".

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Здесь и далее речь идет о горе Елеонской.
9  [2] — «Осанна» — еврейское выражение, означающее «спаси же»; произносилось как хвалебный возглас.
10  [3] — Некот. рукописи добавляют: во имя Господне.
10  [4] — Пс 118 (117):25−26.
13  [5] — Листья и плоды смоковницы растут одновременно, поэтому Иисус был вправе ожидать плоды от дерева, на котором уже были листья, хотя это и было раньше обычного времени появления смокв.
16  [6] — Путь через двор Храма был более короткой дорогой из города до Масличной горы.
17  [7] — Друг. возм. пер.: позже, когда Он учил их, сказал им; букв.: и Он учил, и говорил им.
17  [8] — Ис 56:7.
22  [9] — Или: имейте веру Божию.
26  [10] — Некот. рукописи добавляют: если же вы не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит согрешений ваших.
30  [11] — Букв.: крещение Иоанново было с Неба; то же в ст. 31.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.