По Луке 13 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Давида Стерна

Под редакцией Кулаковых

1 В это самое время пришли к Иисусу какие-то люди и рассказали о галилеянах, убитых у жертвенника по приказу Пилата, так что их кровь смешалась с кровью тех животных, что они принесли в жертву.
2 Иисус сказал им: «Вы думаете, что эти галилеяне были грешнее всех прочих галилеян, раз их постигла такая участь?
3 Нет, говорю вам! Но если не покаетесь, то все так же погибнете.
4 Или те восемнадцать, на которых обрушилась башня в Силоаме и убила их, — думаете ли вы, что они были виновнее, чем все остальные люди, живущие в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам! Но если не покаетесь, то все так же погибнете!»
6 И Он рассказал такую притчу: «У одного человека была смоковница, посаженная в его винограднике. И однажды он пришел посмотреть, принесла ли она плоды, но ничего не нашел.
7 Тогда он сказал виноградарю: „Вот уже три года, как я прихожу сюда, чтобы посмотреть, не принесла ли смоковница плоды, и не нахожу ни одного. [Так] сруби ее! Зачем она землю истощает?“1
8 „Господин, — ответил ему виноградарь, — оставь ее и на этот год, а я тем временем ее окопаю и удобрю.
9 Может, она еще принесет плоды в следующем году. Если нет, тогда срубишь“».
10 Однажды Иисус учил в субботу в одной из синагог.
11 Там была одна женщина, восемнадцать лет страдавшая от болезни, вызванной нечистым духом:2 она была сильно сгорблена и никак не могла разогнуться.
12 Когда Иисус заметил ее, Он ее подозвал и сказал: «Женщина, ты избавлена от болезни твоей».
13 Затем Он возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 В негодовании на Иисуса за то, что Он исцелил в субботу, старейшина синагоги сказал народу: «Есть шесть дней для работы. В эти дни и приходите исцеляться, а не в субботу».
15 Возражая ему и прочим противникам, Господь сказал: «Лицемеры! Не отвязывает ли от стойла каждый из вас в субботу своего вола или осла и не ведет ли поить?
16 А эту женщину, дочь Авраама, которая связана сатаной вот уже восемнадцать лет, разве не следовало освободить от этих уз в день субботний?»
17 Эти слова устыдили всех Его противников, а народ радовался тем славным делам, что Он совершал.
18 «Чему подобно Царство Божие? — продолжал Иисус. — С чем Мне сравнить его?
19 Оно похоже на горчичное зерно, которое человек взял и посадил в своем саду, и оно выросло, и стало деревом, и птицы поднебесные гнездились в ветвях его».
20 И еще сказал Иисус: «Чему уподоблю Царство Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина берет, кладет в три меры3 муки, и всё тесто вскисает».
22 Продолжая свой путь в Иерусалим, проходил Он по городам и селениям и повсюду учил людей.
23 Один человек спросил Его: «Господи, неужели лишь немногие будут спасены?»
Иисус ответил:
24 «Сделайте всё возможное, чтобы войти вам узкой дверью, ибо, говорю вам, многие будут пытаться войти, но не смогут.
25 Однажды хозяин дома встанет и закроет дверь, и вы можете остаться снаружи. И будете стучать в дверь и говорить: „Господи, открой нам!“
А Он в ответ скажет вам: „Я вас не знаю, откуда вы?“
26 Тогда вы станете убеждать Его: „Мы ели и пили с Тобой, и Ты учил на улицах наших“.
27 Но Он снова скажет вам: „Не знаю [вас], откуда вы. Уйдите от Меня все, творящие зло!“
28 Плач будет там и скрежет зубовный, когда увидите вы Авраама, Исаака, Иакова и всех пророков в Царстве Божием, а сами окажетесь изгнанными прочь.
29 С востока и запада, севера и юга люди придут, за столом соберутся4 на пиру в Царстве Божием.
30 И действительно, некоторые, сегодня последние, станут первыми, а первые — последними».
31 В то самое время к Иисусу пришло несколько фарисеев. Они сказали Ему: «Тебе лучше уйти отсюда. Покинь это место — Ирод хочет убить Тебя».
32 «Пойдите, — ответил Он им, — и скажите этой лисе, что Я буду изгонять бесов и совершать исцеления и сегодня, и завтра, а на третий день завершится дело Мое. 5
33 Но сегодня, завтра и на следующий день Я должен продолжать Свой путь, ибо немыслимо, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
34 Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных Богом к нему! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, подобно тому, как птица собирает своих птенцов под крылья, но вы не захотели!
35 И вот, ваш дом оставляется вам! Говорю [же] вам: не увидите Меня, пока [не придет то время, когда] вы скажете: „Благословен Грядущий во имя Господне!“»6

Комментарии Давида Стерна

1 В это же время какие-то люди пришли рассказать Йешуа о галилеянах, которых Пилат убил в тот момент, когда они приносили в жертву животных.

Буквально «галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами». Эти стихи служат примером жестокости Пилата (см. Мат 27:2 и ком., 16−24 и ком.).

2 Он ответил им так: "Неужели вы думаете, что эти люди так страшно погибли, потому что были самыми большими грешниками в Галиле? 3 Нет, говорю вам. Если же вы не обратитесь от своих грехов к Богу, все вы погибнете так же, как они! 4 А как насчёт тех восемнадцати, которые погибли, когда на них упала башня в Шилоахе? Вы думаете, они были виновнее всех остальных, живущих в Йерушалаиме? 5 Нет, говорю вам. Если же вы не отвернётесь от своих грехов, вы все погибнете подобным образом".

Если же вы не обратитесь от своих грехов к Богу (покаетесь, сделаете тшуву, ком. к Мат. 3:2), все вы погибнете так же, как они. «Плохая Весть» (Рим. 1:18 — 2:8 и ком.) уже сообщена. Добрая Весть подразумевается. Как в те времена, так и в наши дни люди не хотят думать о собственных злых делах; они сосредоточивают внимание на событиях, происходящих в мире, чтобы отвлечься от своих грехов. Новости — успокаивающий наркотик для людей. Большинство из нас не в силах каким-то заметным образом влиять на события в мире, но все мы можем волноваться и критиковать грехи других, вместо того чтобы обратить внимание на собственную жизнь и собственные грехи.

6 3атем Йешуа привёл такой пример: "У одного человека в винограднике росла смоковница, и он пришёл за плодами, но не обнаружил их. 7 Тогда он сказал виноградарю: 'Вот, я уже третий год прихожу искать плоды на этом дереве, но ничего не нахожу. Сруби его — оно только землю занимает". 8 Но тот ответил: 'Господин, оставь дерево ещё на один год. Я его окопаю и удобрю почву вокруг него. 9 Если на следующий год оно будет плодоносить — хорошо; если нет — тогда срубишь его'".

В стихах 6−9, Йешуа показывает, насколько терпелив Бог по отношению к сбившемуся с пути человечеству. Тем не менее, в Танахе, а также в Мат. 21:18−22 используется сравнение со смоковницей, символизирующей еврейский народ, от которого ожидалось, что он будет плодоносить (ст. 9) своей праведной жизнью и распространением Божьей истины другим народам мира (Исайя 49:6). Итак, закончился ли «еще один год»? Срублен ли, оставлен ли Богом еврейский народ? Конечно нет! (Иеремия 31:34−37) Да запретит Господь! (Рим. 11:1−2, 11−12).

Некоторые евреи, поверившие в Мессию Йешуа и сохранившие единство с ним, приносят плод (Йн. 15:1−8, также «растительная» метафора, но в данном случае это виноградная лоза); в то время как Бог терпеливо хранит весь еврейский народ до тех пор, пока «весь Израиль спасётся» (Рим. 11:26).

10 В Шабат Йешуа учил в одной из синагог. 11 Подошла женщина, которую бывший в ней нечистый дух восемнадцать лет назад сделал калекой: она была сгорблена и не могла выпрямиться. 12 Увидев её, Йешуа позвал её и сказал ей: "Женщина, ты освободилась от своего недуга!" 13 Он возложил на неё руки, и в тот же миг она выпрямилась и стала воздавать Богу хвалу. 14 Но начальник синагоги, возмущённый тем, что Йешуа исцелил в Шабат, громко сказал собранию: "Есть шесть дней в неделю, в которые можно работать — поэтому приходите исцеляться в эти дни, но не в Шабат! 15 Однако Господь ответил ему: "Лицемеры! Разве каждый из вас в Шабат не отвязывает своего вола или осла от стойла и не ведёт поить? 16 Эту женщину, дочь Аврагама, Противник держал связанной восемнадцать лет! Разве не следовало освободить её от этого рабства в Шабат? 17 Сказав это, Йешуа пристыдил тех, кто не одобрял его, но остальные были очень рады тем чудесным делам, которые он совершал.

Об исцелении в Шабат см. ком. к 6:9.

18 Тогда он продолжил говорить: "На что похоже Божье Царство? С чем нам сравнить его? 19 Оно подобно горчичному семени, которое человек взял и посадил в своём саду, и оно выросло и стало деревом, и птицы, летающие вокруг, свили гнёзда в его ветвях".

Горчичное семя всегда остаётся маленьким (Мат. 13:31−32 и ком.), оно никогда не становится деревом. Однако, благодаря особому вмешательству Бога, первые будут последними, а последние — первыми (ст. 30). Бог может сделать так, что куст горчицы вырастет и станет большим; подобным же образом он может прославить не принятого и униженного Мессию (Исайя 53:1−12, Псалом 117:22−23, Фил. 2:6−11).

Йешуа использует образы из Книги Иезекииля 17:23−24, 31:6 и Книги Даниила 4:9−11, 18 (4:12−14, 21), где птицы отождествляются с народами мира. Итак, Царство Небес почитает Йешуа, отвергнутого Мессию, и народы мира находят в нём защиту.

20 И вновь он сказал: "С чем мне сравнить Божье Царство? 21 Оно как дрожжи, которые женщина смешала с мерой муки, а затем ждала, пока подойдёт всё тесто". 22 Йешуа продолжал странствовать из города в город и из деревни в деревню, уча и держа путь в Йерушалаим. 23 Кто-то спросил у него: "Неужели так мало людей спасается?" 24 Он ответил: "Старайтесь изо всех сил пройти через узкие двери, потому что говорю вам — многие захотят войти, но не смогут это сделать 25 после того, как хозяин дома встанет и закроет дверь. Вы будете стоять снаружи, стучать в двери и говорить: 'Господь! Отвори нам!' Но он ответит: 'Я не знаю ни вас, ни того, откуда вы!' 26 Тогда вы скажете: 'Мы ели и пили с тобой! Ты учил нас на улицах!' 27 но он скажет вам: 'Я не знаю, откуда вы. Уходите от меня, творящие зло!' 28 Вы будете плакать и скрежетать зубами, когда увидите Аврагама, Йицхака и Яакова и всех пророков внутри Божьего Царства, а себя выброшенными вон.

А себя выброшенными вон. Йешуа пытается вернуть к действительности тех людей, которые думают, что их собственные дела или принадлежность к еврейскому народу станут гарантией вхождения в олам габа («грядущий мир»). Для подобной надежды мало оснований не только в мессианском иудаизме, но и в традиционном. В Мишне действительно сказано: «Весь Израиль имеет долю в олам габа» (Сангедрин 10:1, более полно процитировано в ком. к Рим. 11:26а).

Но последующий материал, перечисляющий множество категорий израильтян, исключённых из грядущего мира, проясняет смысл этого утверждения: хотя все израильтяне имеют особую возможность участвовать в будущей жизни (как говорит Шауль, евреи имеют «преимущество», Рим 3:1−2, 9:4−5), они могут потерять её, не живя в соответствии со своим призванием. В то время как ни одна из форм иудаизма не даёт надежду тем людям, которые не доверяют Богу и надеются, что Бог не обратит внимания на их грехи, лишь мессианский иудаизм предлагает такую веру, которая решает проблему греха.

29 Более того, люди будут приходить с востока и запада, севера и юга, чтобы сесть за столом в Божьем Царстве. 30 И заметьте, некоторые из последних станут первыми, а некоторые первые будут последними". 31 В этот момент подошли некоторые прушим и сказали Йешуа: "Выйди и уходи отсюда, потому что Ирод хочет убить тебя!" 32 Он сказал им: "Пойдите и скажите этой лисице: 'Запомни, сегодня и завтра я изгоняю бесов и исцеляю людей, и на третий день достигну своей цели'. 33 Впрочем, мне нужно идти дальше — сегодня, завтра и послезавтра, потому что невозможно представить себе, чтобы пророк погиб вне Йерушалаима. 34 Йерушалаим! Йерушалаим! Ты убиваешь пророков! Ты побиваешь камнями посланных к тебе! Я так часто желал собрать твоих детей подобно тому, как наседка собирает цыплят под своими крыльями, но вы не захотели! 35 Вот, Бог покидает ваш дом! Говорю вам, вы больше не увидите меня до тех пор, пока не скажете: 'Благословен приходящий во имя Адоная! '"

Стихи 31−35. Некоторые толкователи полагают, что прушим пытались страхом заставить Йешуа удалиться в Иудею, чтобы Сангедрин имел возможность следить за его действиями. Можно сравнить это с попыткой Амасии, священника золотого тельца в Бейт-Эле (Вефиле), путем запугивания вынудить пророка Амоса уйти из Израиля в Иудею; ему это тоже не удалось (Амос 7:10−17). Однако необязательно давать такое мудрёное объяснение, ведь не все фарисеи желали, чтобы он удалился. Эти фарисеи, например, могли предостеречь его из заботы о нём. Фактически, некоторые из них были «недалеки от Божьего Царства» (Map. 12:34), а некоторые уверовали в Йешуа, оставаясь при этом фарисеями (Деят. 15:5), среди них был и Шауль (Деят. 23:6 и ком.).

Опасность со стороны Ирода Антипы (ком. к Мат. 14:1) была реальной. Хотя он и желал увидеть, как Йешуа творит чудеса (23:8), он считал его опасным вождем, подобным Йоханану Погружающему (Map. 6:14−16), которого он к тому времени уже казнил.

Ответ Йешуа напоминает ответ Шауля Агаву (Деят. 21:13): негативное отношение не в силах помешать ему следовать Божьему плану.

См. Мат. 23:37−39 и ком.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Друг. возм. пер.: занимает.
11  [2] — Букв.: имеющая духа слабости/болезни.
21  [3] — Букв.: три саты, т.е. примерно с полмешка.
29  [4] — Букв.: возлягут.
32  [5] — Или: моя жизнь.
35  [6] — Пс 118 (117):26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.