2 Петра 2 глава

Второе послание апостола Петра
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Давида Стерна

Под редакцией Кулаковых

1 Как в прошлом и лжепророки бывали в народе Божием, так и среди вас появятся лжеучителя. Они тайно внесут в церковь пагубные ереси,1 отвергая искупившего их Владыку. Навлекут они этим на себя скорую гибель.
2 Тогда многие так же, как и они, предадутся распутству.2 А истины Путь будет из-за таких учителей в поношении.
3 Люди корыстные, они станут наживаться на вас, обманывая вас всякими выдумками. Но приговор им уже давно вынесен, он непреложен, и гибель их неотвратима.3
4 Бог ведь и ангелов не пощадил согрешивших: низверг Он их в бездну4 и сковал там цепями мрака,5 чтобы оставались они под стражею до суда.
5 Не пощадил Он и древнего мира, когда навел потоп на нечестивых, и только Ноя, глашатая праведности, да с ним еще семь душ сохранил.
6 Содом, Гоморру6 и города окрестные Бог обрек [на разрушение], превратив их в пепел. Это предостережение всем будущим нечестивцам.
7 А праведного Лота, томившегося среди неистовых развратников, Он спас.
8 Ибо праведник сей терзался каждодневно праведной душой своей, живя среди них, ведь ему приходилось и видеть, и слышать, что они творят в своем беззаконии.
9 Так что знает Господь, как спасать благочестивых, когда подвергаются они искушению,7 и как до Судного Дня обходиться с неправедными, несущими уже ныне на себе наказание,8
10 в особенности с теми из них, кто идет на поводу у низких похотей плоти и не признает владычества Христова.
Дерзкие и своенравные, не боятся они злословить даже славы неземные,
11 тогда как ангелы, превосходящие их силой и могуществом, и те не хулят и не судят их9 пред Господом.
12 Люди эти скотам уподобляются, что инстинктом живут и для того только рождаются, чтобы ловили их и уничтожали. Они злословят то, чего не понимают, и как те уничтожаются, так и они уничтожены будут.
13 Поплатятся они за неправду свою. 10 Оргии среди бела дня представляются им главным удовольствием; люди бесчестные и порочные, они тешатся своими обманами, когда пируют с вами.11
14 В глазах их одно ненасытное вожделение,12 сплошной грех. Они уловляют нестойкие души, сердца их изощрились в алчности — прокляты они!13
15 Оставив прямой путь, заблудились они. Идут эти люди по стопам Валаама, сына Восора,14 который польстился на бесчестную награду,
16 но был обличен в своем преступлении: ослица, тварь бессловесная, возопив человеческим голосом, воспрепятствовала безумию пророка.15
17 Источники без воды, туманы, вихрем гонимые, — вот что такое эти люди. Непроглядная тьма16 уготована им.
18 Они совращают своим надутым пустословием, уловляют в сети плотских похотей, в распутство тех слабых, которые только начали удаляться от живущих в заблуждении.
19 Они обещают им свободу, а сами при этом остаются рабами погибели17 — кем кто побежден, того он и раб.
20 Ведь если люди эти смогли когда-то, узнав Господа [нашего] и Спасителя Иисуса Христа, избавиться18 от скверн мира сего, а потом снова погрязли в них и побеждены ими были, то они оказались в еще худшем положении, чем были сначала.19
21 Лучше бы им вообще не знать пути праведного, чем, узнав его, повернуть вспять, отвернуться от святой заповеди, что передана им.
22 Они подтверждают древние пословицы: «возвращается пес к изблеванному им»,20 и «свинья, только что вымытая, идет опять валяться в грязи».

Комментарии Давида Стерна

1 Однако были среди людей и лжепророки, как и среди вас будут лжеучителя. Обманным путём они введут пагубные ереси, отвергнув даже Господина, выкупившего их, и таким образом навлекут на себя скорую погибель.

Однако были среди людей и лжепророки. Кефа продолжает начатую им в 1:20 параллель между своим временем и временем Пророков.

2 Многие последуют их разврату, и из-за них истинный Путь подвергнется злословию. 3 В своей алчности они будут злоупотреблять вашим доверием при помощи вымышленных историй. Приговор, вынесенный им уже давно, не замедлит; погибель их не дремлет!

Вымышленных историй. См. 1:16.

4 Ибо Бог не пощадил согрешивших ангелов, но ввергнул их в мрачные темницы, находящиеся под Шеолом, где они заточены до суда.

Согрешивших ангелов, то есть бней-гаэлогим («сынов Божьих» или «сынов ангелов», Бытие 6:2), также называемых нефилим («падшие»; Бытие 6:4). Эти ангелы пали с небес, с того места, «где им следовало находиться» (Йегуды 6), и «стали входить к дочерям человеческим» (Бытие 6:2, 4). Теперь же это «духи, находящиеся в заточении» (1 Кеф. 3:19 и ком.), которых Бог «держит во тьме, сковав их вечными оковами до наступления Суда Великого Дня» (Йегуды 6). В своих описаниях Кефа и Иегуда основываются не на собственном богатом воображении, а на более ранних еврейских источниках, расширявших повествование Книги Бытия, таких как 1 Еноха (составлена в первом веке до н.э):

'Стражи позвали меня и сказали мне: «Енох, писец праведный, пойди, объяви Стражам небесным, которые оставили высшее небо, святое вечное место, и осквернились женщинами, и поступили, как поступают сыны человеческие, и взяли себе жён: "Вы вызвали великое разрушение на земле. И не будет у вас ни покоя, ни прощения грехов"»... И пошёл Енох и сказал: «Азазель, не будет у тебя мира: суровое наказание вышло против тебя, дабы связать тебя оковами».

И вновь сказал Господь Рафаэлю: «Свяжи Азазеля по рукам и ногам, и брось его во мрак: и сделай яму в пустыне, которая в Дудаэле, и брось его туда. И брось на него неотесанные и острые камни, и покрой его мраком, и пусть он пребывает там вечно, и покрой лицо его, чтобы он не мог видеть света. А в день великого суда будет он брошен в огонь».' (1 Еноха 12:4 — 13:1, 10:4−6).

5 Также не пощадил Он древний мир, но уберёг Ноаха, глашатая праведности, и вместе с ним ещё семерых, и навёл Потоп на мир нечестивых людей. 6 Он также осудил города Сдом и Амора, превратив их в пепел и руины, в знак предупреждения для будущих нечестивцев; 7 при этом спас Лота, праведника, который страдал из-за разврата этих безнравственных людей; 8 так как нечестивые дела, которые видел и слышал праведник, живя среди них, день ото дня доставляли невыносимое мучение его праведному сердцу.

Стихи 4−8. Ср. Йег. 5−7, также 1 Кеф. 3:19−20.

9 Потому Господь знает, как избавить благочестивых людей от испытаний и как сохранить нечестивых до Дня Суда, не переставая наказывать их,

Стихи 5−9. О Потопе см Бытие 6−9, о Сдоме, Аморе и Лоте см. Бытие 19, также ср. 7 главу письма Йегуды.

Говоря своим слушателям о необходимости быть бдительными и готовыми к приходу Дня Суда, Йешуа также использовал в качестве предостережения пример Потопа (Мат. 24:37−39), Содом и Гоморру (Мат. 10:15, 11:23−24; Лук. 10:12), и всё вместе (Лук. 17:26−30). Кефа вновь приводит пример Потопа в 3:3−7 ниже; в 1 Кеф. 3:20 и Евр. 11:7 содержится упоминание о нём. Ни в одном из этих отрывков достоверность этого события не подвергается сомнению.

10 в особенности тех, кто, следуя своему старому естеству, стремятся ко всякой мерзости и презирают власть. Будучи самонадеянными и своевольными, эти лжеучителя без трепета оскорбляют ангелоподобных существ; 11 в то время как ангелы, будучи сильнее и могущественнее, не выдвигают против них оскорбительных обвинений перед Господом. 12 Эти же люди, поступающие бездумно, подобно животным, лишённым разума и рождённым только для того, чтобы быть пойманными и истреблёнными, оскорбляют то, о чём они не знают. Они истребятся, и истребление это будет окончательным — 13 им воздастся за всё то зло, которое они совершают. Они находят удовольствие в том, что открыто предаются пьянству; они пятна и пороки, которые упиваются своей ложью, разделяя с вами пищу,

Стихи 10−13. См. письмо Йегуды 8−10, ком. к Йег. 9.

14 их глаза всегда выискивают женщин, готовых прелюбодействовать, глаза, не перестающие грешить; сердце их приучено к алчности; они обольщают колеблющихся. Это дети проклятия! 15 Эти люди свернули с прямого пути и заблудились, идя по стопам Бильама Бен-Беора, который любил [получать] награду за причиняемый вред, 16 но был обличён за свой грех — немое вьючное животное проговорило человеческим голосом и остановило безумие пророка!

Стихи 15−16. Когда израильтяне были на пути в Землю Обетованную, Балак, царь Моава, нанял Бильама Бен-Беора (Валаама, сына Беора), чтобы «проклясть Иакова и вызвать гнев против Израиля» (Числа 22:6, 23:7). Однако Бильам был обличён за свой грех Богом, Который проговорил к нему устами ослицы (Числа 22:22 и далее). Бильам произнёс благословение на Израиль, которое включало в себя мессианское обещание: «Взойдёт звезда от Яакова» (Числа 24:17; см. выше, ком. к 1:19). Согласно Мишне:

'Злой глаз [т.е. жадность, алчность; см. Мат. 6:22−23 и ком.], высокомерный дух и алчная душа характеризуют талмидим Бильама злонамеренного... [Они] наследуют Гей-Гином и сходят в преисподнюю.' (Авот 5:19)

Больше о Бильаме см. в примечании к Отк. 2:14.

17 Они безводные источники, дымка, уносимая порывом ветра; для них приготовлен беспросветный мрак.

Ср. письмо Йегуды 12−13.

Безводные источники многое обещают, но на деле оказываются бесполезными. Они тешат нас обманчивыми надеждами, но ничего доброго не приносят. Ср. Книгу Иеремии 2:13:

'Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды' (Синод. пер.).

18 Произнося напыщенные, но ничего не значащие слова, они, подыгрывая желаниям старого естества, пытаются склонить к разврату тех людей, которые только начали отдаляться от живущих в заблуждении. 19 Они обещают им свободу, при этом сами порабощены растлению, поскольку человек является рабом того, чем он побеждён. 20 В самом деле если некогда они избежали всех скверн этого мира, благодаря тому, что познали нашего Господа и Избавителя, Мессию Йешуа, а затем вновь попались в их сети и были побеждены ими, то последнее их состояние хуже, чем прежнее.

Последнее их состояние хуже, чем прежнее. Ср. Мат. 12:43−45, Евр. 6:4−8.

21 Лучше было бы им вовсе не познавать Путь праведности, чем, познав во всей полноте, отвернуться от святой заповеди, переданной им.

См. ком. к Отк. 1:3 и ссылки.

22 То, что с ними случилось, напоминает правдивую пословицу: "Пёс возвращается на блевотину свою". 23 Поистине, "Свинья вымылась лишь для того, чтобы вываляться в грязи!"

Стихи 1−23. В первом веке, как и сейчас, безнравственные и алчные люди, взяв на себя роль учителей, вводили в заблуждение Божий народ, нанося непоправимый урон морали и репутации Мессианской Общины. Ср. письмо Йегуды 4−16.

«Свинья вымылась лишь для того, чтобы вываляться в грязи!» Должно быть, это пословица, хорошо известная читателям Кефы. Сравните с еврейской поговоркой: «войти в микву, [все ещё] касаясь трупа». Хотя ритуальное омовение может удалить ритуальную нечистоту, оно не будет эффективно, если человек по-прежнему держится за источник осквернения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к Гал 5:20.
2  [2] — Букв.: многие последуют их непотребству.
3  [3] — Букв.: и гибель их не дремлет.
4  [4] — Букв.: в Тартар.
4  [5] — В некот. рукописях: послал их в пещеры мрака.
6  [6] — См. в Словаре Содом и Гоморра.
9  [7] — Или: испытанию.
9  [8] — Букв.: а неправедных до Дня Суда держать под стражей наказываемыми; друг. возм. пер.: под стражей до Дня Суда, когда они будут наказаны.
11  [9] — Или: не произносят против них порочащего приговора/суда.
13  [10] — Или: воздастся им злом за (причиненное) зло.
13  [11] — Букв.: наслаждением считают они среди дня распутство, (они суть) пятна и пороки, утопают они в своих обманах (в некот. рукописях: в своих вечерях любви), пируя вместе с вами.
14  [12] — Букв.: глаза их полны (чувственной страсти к) прелюбодейке.
14  [13] — Букв.: дети проклятия.
15  [14] — В некот. рукописях: Веора.
16  [15] — См. в Словаре Пророк.
17  [16] — Букв.: мрак тьмы.
19  [17] — Или: морального разложения.
20  [18] — Букв.: убежать.
20  [19] — Букв.: стало для них последнее хуже первого.
22  [20] — Притч 26:11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.