2 Тимофею 3 глава

Второе послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Давида Стерна

Под редакцией Кулаковых

1 Хочу, чтобы знал ты, что в последние дни тяжкие наступят времена:
2 люди тогда станут себялюбивыми, будут падки на деньги, хвастливы, высокомерны и злоречивы, родителям непокорны, будут неблагодарны и нечестивы.
3 Бессердечны будут они и беспощадны в своей враждебности; станут клеветать на ближних, впадут в невоздержанность, жестокость, ненависть ко всему доброму
4 и в вероломство. Будут люди безрассудны, надменны. Собственные удовольствия любить они будут больше, чем Бога.
5 Оставаясь по видимости благочестивыми, они будут на деле отрицать живую силу благочестия. Таковых сторонись.
6 Иные из них, становясь вхожими в дома, переманивают на свою сторону непутевых женщин, отягощенных грехами, живущих1 разными своими капризами.2
7 Такие женщины всегда чему-то учатся, но всё-таки никак не могут познать истину.
8 Лжеучителя их противятся истине (как противились некогда Моисею Ианний с Иамврием).3 Умы их развращены, веру свою они предали.4
9 Но немногого добьются они: безумие их станет явным для всех, как это и с теми было, кто противился Моисею.
10 Но ты, Тимофей, всегда верно следовал всему моему: моему учению и образу жизни, моим целям,5 вере моей, терпению и духу любви. Ты подражал моей стойкости
11 в гонениях и страданиях, что выпадали мне в разных местах: в Антиохии, скажем, в Иконии и Листре. Все эти гонения я перенес, и в каждом из них приходил мне на помощь Господь.6
12 Вообще же, всякого, кто стремится жить благочестиво во Христе Иисусе, ждут гонения.
13 Зато злые и лживые люди будут становиться всё хуже и хуже, обманываясь и обманывая других.
14 Но ты держись того, чему научен и во что уверовал. Ведь тебе известно, откуда черпалось всё то, чему учили тебя:7
15 с детства ты знаешь Священное Писание,8 которое может умудрить тебя, дабы спасен ты был через веру во Христа Иисуса.9
16 Всё Писание боговдохновенно,10 в нем есть всё, чтобы учить людей истине, обличать во грехе, исправлять ошибки, одним словом, вести11 к праведности,
17 чтобы сделать Божьего человека способным и готовым ко всякому доброму делу.

Комментарии Давида Стерна

1 Кроме того, постарайся понять вот что: в ахарит-гаямим наступят тяжкие времена. 2 Люди будут себялюбивыми, сребролюбивыми, гордыми, надменными, язвительными, непокорными родителям, неблагодарными, нечестивыми, 3 бессердечными, непримиримыми, клеветниками, невоздержанными, жестокими, ненавидящими добро, 4 вероломными, своевольными, напыщенными, больше любящими удовольствия, нежели Бога, 5 лишь внешне придерживающимися религии, но отвергающими её силу. Держись подальше от подобных людей!

Стихи 1−5. В ахарит-гаямим («в конце дней»; ср. 1 Тим. 4:1) наступят тяжкие времена, характерной чертой которых будет нравственный и духовный упадок. Всё это будет сопровождаться природными и социальными бедствиями, что ясно показал сам Мессия, описывая этот период (Матитьягу 24−25, Марк 13, Лук. 21:5−36), однако здесь особо подчёркивается разложение отдельных личностей.

В трудах раввинов можно найти сходные описания «родовых мук Мессии» (ср. Мат. 24:8 и ком.). Одно хорошо известное высказывание из Талмуда предлагает два одинаково возможных варианта:

'Раби Йоханан сказал: «Сын Давида не придёт, кроме как в поколении, которое будет либо всецело праведным, либо всецело виновным»' (Сангедрин 98а)

Однако в целом представление об этом времени склоняется к последнему варианту, как это показано в цитате из Мишны, описывающей то, что следует ожидать в период перед приходом Мессии:

'В конце периода, предшествующего приходу Мессии, умножится хуцпа [дерзость], и исчезнет уважение. Виноградная лоза принесёт плод, но вино будет дорогим. Правительство обратится в минут [ересь в целом или конкретно христианство], не получив предостережения, и дома учения станут продажными. Галиль будет разрушен, а Голаны [или: вожди] опустошены. Жители пограничных областей [или: вожди] будут просить подаяния, но никто не проявит к ним милости. Мудрость учителей Торы будет вырождаться, тех, кто боится греха, станут презирать, а истина исчезнет. Молодые постыдят лица стариков, а старики будут вставать в присутствии детей. «Сын позорит отца — дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его». (Михей 7:6) Лицо этого поколения подобно лицу собаки [бесстыдное] — сын не смутится даже в присутствии собственного отца. Итак, на кого же нам опереться? На Отца нашего, Который на Небесах.' (Сота 9:15)

Мидраш, составленный до 500 г. н.э., описывает это так:

'И когда Святой, да будет Он благословен, увидит, что нет праведника в поколении и богобоязненного в стране, и нет сострадания в руках человека... [тогда Он] вспомнит Своё сострадание, милосердие и милость и поможет Сам Своей Великой Рукой... длина которой подобна длине мира, от одного конца до другого... В тот же миг Израиль будет искуплен в среде своей, и Мессия станет видимым для них.' (Сефер Гехалот, в кн. А. Йеллинек, Бет ГаМидраш 5:189−190; процитировано из книги Рафаэля Патая «Мессианские тексты», с. 100−101)

С тех пор, как Шауль написал этот отрывок, толкователи и проповедники всегда относили его, наряду со стихом 13, к своему собственному времени. Однажды разлагающееся поколение, которое будет жить в тот момент, действительно станет тем самым, в чьи дни вернётся Мессия Йешуа. И кто может гарантировать, что в нашем поколении этого не случится?

В наши дни религия чаще всего выражается внешне, в словах и обрядах, но лишена силы. Противопоставьте этот стих 1 Кор. 2:4−5. Традиционный иудаизм также будет оставаться религией, проявляющейся лишь внешне и лишённой духовной силы, так необходимой людям, пока он будет отвергать того, кто является единственным путём к Отцу (Йн. 14:6) и Святому Духу (Рим. 8:9−10), источнику этой силы (1:7 выше).

6 Некоторые из них прокрадываются в дома и входят в доверие слабовольных женщин, погрязших в своих грехах и не контролирующих собственные желания, 7 постоянно учащихся, но не могущих познать истину во всей её полноте.

Стихи 6−7. Постоянно учащихся, но не могущих познать истину во всей её полноте (ср. 4:3, Йн. 18:38 начало). Меткое описание не только слабовольных женщин (я надеюсь, что, живя в современном обществе, он написал бы «слабовольных людей»), но и профессиональных скептиков и других людей, которые под маской «поиска истины» постоянно игнорируют её. Подлинная причина, по которой они так поступают, состоит в том, что они погрязли в своих грехах, от которых не хотят отказываться, и не контролируют собственные желания. См. 1 Кор. 2:6−16, что можно рассматривать как комментарий на эти два стиха; также ком. к 1 Тим. 4:1.

8 Подобно тому, как Йанний и Йамврий противились Моше, эти люди также противятся истине. Ум этих людей развращён, а вера их ничего не стоит.

Йанний н Йамврий в Танахе не упоминаются, но в Таргум Йонатан (Числа 22:22) говорится, что это были сыновья Валаама, которые состояли при дворе фараона в качестве колдунов и пытались помериться силами с Моисеем (описывается в Книге Исход 7:1−1-12; 8:3(7), 14−15(18−19); 9:11. В другом месте упоминается о том, что они находились среди «множества разноплемённых людей», которые последовали за израильтянами, покидавшими Египет (Исход 12:38), и что они были среди зачинщиков бунта (Исход 32:1). Они также появляются в Свитках Мёртвого моря, в работах языческих авторов Плиния и Апулея и в христианских апокрифах. См. Энциклопедия «Иудаика» 7:711, 9:1277; «Комментарий к Новому Завету из Талмуда и Мидрашей» Г. Страка и П. Билленбека, 3:660−664.

Издатель Джеймс Чарльзворт включил книгу Ианния и Иамврия, представляющую собой объединённые в единое целое фрагменты рукописей I-III веков, в книгу «Псевдоэпиграфы Ветхого Завета».

9 Teм не менее, они не успеют зайти далеко, так как их глупость станет очевидной для всех, как это было в случае с теми двумя. 10 Что касается тебя, то ты полностью следовал мне в учении, поведении, жизненной цели, в вере, стойкости, любви и терпении, 11 а также в гонениях и страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии и Листре. Каких только преследований мне не пришлось пережить! И всё же от всех Господь избавил меня. 12 На самом же деле, каждый, кто хочет вести благочестивую жизнь в союзе с Мессией Йешуа, подвергнется гонениям, 13 а злым людям и самозванцам, которые обманывают других и обманываются сами, станет всё хуже и хуже. 14 Ты же не оставляй того, чему научился и в чём удостоверился, помня о тех, кто научил тебя этому; 15 а также вспоминая, что с самого детства ты знал Священное Писание, способное наделить тебя мудростью, которая ведёт ко спасению через доверие Мессии Йешуа.

Тимофей с самого детства воспитывался в вере в Мессию Йешуа матерью Эвникой и бабушкой Лоис (1:5), которые были мессианскими еврейками. Какое благословение — так начинать свою жизнь! Как мало еврейских верующих сегодня имеют подобное преимущество. Большинство из нас уже будучи взрослыми раскрыли для себя тщательно скрываемую от нас тайну о том, что Священное Писание, то есть Танах, способно наделить мудростью, которая ведёт ко спасению через доверие Мессии Йешуа. Цель Еврейского Нового Завета — указать читателям Танаха на Мессию, что является целью и самого Танаха (Лук. 24:25−27, Рим. 10:4 и ком.).

16 Всё Писание богодухновенно и полезно для обучения истине, обличения греха, исправления и наставления в праведном поведении; 17 потому пусть всякий человек, принадлежащий Богу, будет снабжён всем необходимым для всякого доброго дела.

Стихи 16−17. Всё Писание богодухновенно. В других переводах можно прочитать: «Всё богодухновенное Писание полезно...» Из перевода, предложенного мной, видно, что весь Танах, каждый его стих (всё Писание), вдохновлён Богом. По этой причине Библия является наиболее авторитетным источником из всего того, что когда-либо было написано или произнесено. Мнения людей могут быть легковесными и меняться чрезвычайно быстро. Истину же о Боге и о человечестве можно найти только в Танахе и в Новом Завете.

Поскольку Библия богодухновенна, она полезна для перечисленных четырёх направлений деятельности пастора. Всякий человек, принадлежащий Богу и позволяющий Писанию руководить им в этих четырёх направлениях (при этом он также должен иметь общение с сообществом Божьего народа; см. Евр. 10:24−25), будет снабжён всем необходимым для всякого доброго дела.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Букв.: водимых.
6  [2] — Букв.: страстями/желаниями.
8  [3] — Согласно иудейскому преданию, Ианний и Иамврий были теми египетскими чародеями, которые пытались противопоставить свои чудеса тем, что творил Моисей (ср. Исх 7:11−22; Исх 8:5−19; 9:11).
8  [4] — Букв.: люди развращенного (или: поврежденного) ума, не выдержавшие испытания в том, что касается веры.
10  [5] — Букв.: (моей) цели.
11  [6] — Букв.: и из всех избавил/вызволил меня Господь.
14  [7] — Друг. возм. пер.: зная, от кого/кеми (в оригинале — местоимение мн. ч.) ты научен.
15  [8] — Букв.: Священные Писания.
15  [9] — Или: во Христе Иисусе.
16  [10] — Друг. возм. пер.: всякое Писание боговдохновенное.
16  [11] — Букв.: и ценно/полезно для учения, для опровержения, для исправления, для наставления.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.