Откровение 6 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Давида Стерна

Под редакцией Кулаковых

1 После этого увидел я, что Агнец снял первую из семи печатей, и услышал, как одно из четырех живых существ сказало громоподобным голосом: «Выходи!»1
2 И вот перед взором моим — белый конь. У всадника был в руке лук, а на голове венец, которого он был удостоен. Он вышел как победитель, устремленный к новым победам.2
3 Когда снял Агнец вторую печать, я услышал, как второе живое существо тоже сказало: «Выходи!»
4 И вот передо мной3 другой конь. Этот был огненно-красный. Всаднику на нем дано было лишить живущих на земле мира, чтобы убивали люди друг друга. Огромный меч был дан ему.
5 Когда третью снял Агнец печать, заговорило третье из живых существ: «Выходи!» — услышал я и тотчас увидел коня вороного. В руке третьего всадника были весы.
6 Тут со стороны4 четырех живых существ раздался, казалось, чей-то голос: «Целый день работы всего за одну меру пшеницы или за три меры ячменя!5 Но елея и вина всё же не тронь!»6
7 Агнец снял четвертую печать — и я услышал, как четвертое живое существо сказало в свой черед: «Выходи!»
8 Я взглянул и вижу: вот конь мертвенно-бледный и на нем всадник, имя которому — Смерть. Ад следовал за ним. Дана была им власть над четвертой частью земли, чтобы изводить людей мечом, голодом, мором и зверьем земным.
9 Когда Агнец снял пятую печать, увидел я под жертвенником души7 убиенных за слово Божие и за свидетельство, которого они держались.
10 И возопили они в молитвах своих: «Когда, Владыка Святой и Истинный, станешь судить Ты и взыщешь за кровь нашу с живущих на земле?»
11 Тогда каждого из них облачили в белые одежды и было им сказано, чтобы подождали они еще немного до тех пор, пока не пополнятся их ряды соработниками и братьями их, которые будут умерщвлены, как и они.
12 Потом увидел я, что после того, как шестую снял Агнец печать, случилось великое землетрясение, и солнце стало черным, как траурное покрывало,8 а вся луна сделалась кровавой;
13 звезды небесные пали на землю, как смоквы незрелые, осыпающиеся с древа своего, когда раскачивает его сильный ветер.
14 И небо исчезло, свернувшись как свиток, и все горы и острова были сдвинуты с мест своих.
15 Обуял всех людей страх: цари земли и вельможи с военачальниками, богатые и сильные, все рабы и свободные — все без различия прятались в пещерах и между горных утесов.
16 Взывали люди к горам и утесам: «Падите на нас и сокройте от взора9 Сидящего на престоле и гнева Агнца!»
17 День гнева пришел, великого гнева Их.10 Кто может теперь устоять?

Комментарии Давида Стерна

1 Затем я наблюдал, как Ягнёнок снимал первую из семи печатей, и услышал, как одно из четырёх живых существ говорит громоподобным голосом: "Иди!" 2 Я взглянул, и вот, передо мной был белый конь; всадник его держал лук и ему была дана корона, и он унёсся, словно завоеватель, чтобы покорять.

Некоторые считают, что всадник на белом коне — это Машиах, изображённый как завоеватель (как в 19:11 и далее) в том смысле, что Евангелие покоряет весь мир. Однако в этом случае он всего лишь один из нескольких всадников, равный им. Кроме того, остальные из «четырёх всадников Апокалипсиса» приносят суд, а не покой. Лучше рассматривать этого всадника как несущего суд в виде войн и завоевания.

3 Когда он снял вторую печать, я услышал, как второе живое существо сказало: "Иди!" 4 И вышел другой конь, рыжий; всаднику его была дана власть взять мир с земли, чтобы люди убивали друг друга. Ему был дан огромный меч. 5 Когда он снял третью печать, я услышал, как третье живое существо сказало: "Иди!" Я взглянул, и вот, передо мной был вороной конь, всадник его держал в руке весы. 6 Тогда посреди четырёх живых существ я услышал звук, напоминающий голос, говоривший: "Килограмм пшеницы за однодневную плату! Три килограмма ячменя за ту же цену! Но не повреждай масла и вина!"

Богатые, благодаря своим сбережениям, избавили себя от следствий экономического неравноправия и дефицита, бедным же приходится платить однодневную плату (буквально «динарий»; см. Мат. 20:2) за порцию, едва хватающую, чтобы не умереть с голоду. Кроме того, им говорят не повреждать оливкового масла и вина, которые стали недоступной им роскошью.

Йехиэль Лихтенштейн (см. ком. к Евр. 3:13) толкует это место так:

'Взвешивание хлеба является признаком проклятия, определённого в Книге Левит 26:26: «Будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты».'

7 Когда он снял четвёртую печать, я услышал голос четвёртого живого существа, говоривший: "Иди!" 8 Я взглянул. И вот, передо мной был бледный, болезненного вида конь, и на нём всадник, имя которому — "Смерть", и Шеол следовал за ним. Им была дана власть истребить четвёртую часть мира войной, голодом, язвами и земными зверями.

Бледный, болезненного вида конь (или: «зелёный конь»). Лихтенштейн объясняет:

'Зелёный цвет — признак смерти. Когда человек умирает, его лицо становится зелёным, как сказано в Талмуде об ангеле смерти: «"они вливают в рот умирающему каплю, которая вызывает смерть, и его кожа и лицо становятся зелёными»' (Авода Зара 266).

Стихи 1−8. Снятие первых четырёх печатей высвобождает «четырёх всадников Апокалипсиса», которые символизируют, соответственно:

1) войну в смысле покорения одних народов другими,

2) войну в смысле ненависти между нациями и отдельными людьми,

3) несправедливое экономическое распределение (или, менее вероятно, общая нехватка благ), и

4) смерть как следствие первых трёх бедствий (война, звери = ненависть, голод = несправедливое распределение благ) и болезней (язвы). Этот раздел, вероятно, соотносится с Книгой Левит 26:14−26 и Книгой Иезекииля 14:12−20, где говорится о подобном суде. Сравните также с опустошениями и бедствиями, описанными в Книге Иеремии 15:3, 24:10, 29:17 и в Книге Иезекииля 5:17, 14:21, а также с четырьмя колесницами в Книге Захарии 6:2−3. Четыре живых существа были упомянуты в 4:6 выше.

9 Когда Ягнёнок снял пятую печать, я увидел под жертвенником души преданных смерти за провозглашение Божьего Слова, то есть за свидетельство.

Под жертвенником души... Этот необычный образ должен пониматься в свете раввинской литературы. Согласно труду, приписываемому раби Натану ГаБавли, жившему во втором веке:

'ГаКадош [«Святой»], да будет Он благословен, взял душу Моисея и хранил её под Троном Славы... Не только душа Моисея хранится под Троном Славы, но также и души праведников.

Раби Акива обычно говорил: «Погребённые под жертвенником подобны тем, кто погребён под Троном Славы».' (Авот диРаби Натан 12:4, 26:2)

Согласно Талмуду, раби Абба Ариха, или Рав, живший в третьем веке, учил, что архангел Михаил приносит жертву на небесный жертвенник в небесном храме (Менахот). Тосафот, средневековые комментаторы Талмуда, говорили об этом отрывке, что жертва эта — души праведников, учителей Торы.

Преданных смерти за... свидетельство. По-гречески «свидетельство» — мартюриа, от которого произошло английское слово, означающее «мученик» (martyr). См. ком. Деят. 7:59−60 о еврейской концепции смерти аль кидуш ГаШем («в освящение Имени» Бога).

10 Они взывали громким голосом: "Властелин, ГаКадош, Истинный, сколько ещё пройдёт времени, пока Ты осудишь живущих на земле и отомстишь за нашу кровь?"

ГаКадош... сколько ещё пройдёт времени, пока Ты... отомстишь за нашу кровь? Те люди, которые не приемлют мести, в принципе, могут воспользоваться примером Йешуа и его учением (Мат. 5:42, 26:51−54; Лук. 23:34). Тем не менее, Писание допускает отмщение. Мученики должны понимать, что месть является Божьим делом, а не человеческим. Как сказано в Рим. 12:19: "Не ищите возмездия, друзья мои, а позвольте Божьему гневу совершить его, так как в Танахе написано: «Адонай говорит: Я в ответе за отмщение; Я воздам»". [Второзаконие 32:25]

Кроме того, подобно тому, как голос Авеля вопиёт Богу от земли (Бытие 4), праведность требует отмщения за убийство. Псалом 78:10 и Лук. 18:7−8 позволяют предположить, что здесь мученики молятся за оправдание, а не за отмщение. Однако похожая молитва в Первой книге Еноха, псевдоэпиграфе, говорит о мести.

11 Каждому из них была дана белая одежда; и сказано было им, чтобы они подождали ещё немного, пока число тех, кто трудился вместе с ними, их братьев, которые будут убиты так же, как и они, не достигнет полноты.

Белая одежда. См. ком. к 3:4−5.

12 3атем я наблюдал, как он снимает шестую печать, и произошло великое землетрясение, солнце стало тёмным, словно траурное одеяние, а луна сделалась кроваво-красной. 13 3вёзды упали с небес на землю, подобно тому, как смоковница, сотрясаемая сильным ветром, роняет свои плоды. 14 Небо уменьшилось, свернувшись, словно свиток, и всякая гора и остров сдвинулись со своего места. 15 Тогда земные цари, правители, военачальники, богатые и могущественные — все, как рабы, так и свободные — спрятались в пещерах и среди скал в горах, 16 и говорили горам и скалам: "Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на троне и от гнева Ягнёнка! 17 Ибо настал Великий День их гнева, кто сможет устоять?"

Стихи 1−17. Шесть из семи печатей сняты в этой главе. Свиток откроется лишь тогда, когда будет снята седьмая, в 8:1.

Стихи 12−17. Описание снятия шестой печати содержит элементы, напоминающие описания конца света, которые можно найти в Книге Исайи 2:10−12, 2:19, 13:10, 34:4, 50:3; Книге Иеремии 4:23−29; Книге Иоиля 2:31, 3:15; Книге Наума 1:5−6; Книге Аггея 2:6 (ср. Мат. 24:29, Лук. 23:30).

От гнева Ягнёнка, который будет страшен, так как Ягнёнок — ещё и Лев (см. 5:5−6 и ком.).

Согласно Йн. 5:22, Деят. 17:31, Рим. 2:16 и 2 Кор. 5:10, Бог доверил суд Льву/Ягнёнку. Суд произойдёт в Великий День, или День Господа (1:10 и ком. выше, 2 Фес. 2:2, 2 Кеф. 3:10, и более десятка мест в Танахе), День Мессии (Филиппийцам 1:10), Великий День Адоная-Цваота (16:14 ниже, Исайя 2:12, Иеремия 46:10), День Гнева (Рим. 2:5; Софония 1:18, 2:2−3; Плач Иеремии 2:22), День Суда (Мат. 10:15, 2 Кеф. 2:9, 1 Йн. 4:17 и ещё пять мест в Новом Завете).

Великий День их гнева... кто сможет устоять? Те люди, которые упиваются собственной властью, в тот день поймут её иллюзорность. Даже слабым людям, пытающимся манипулировать другими и проявить свою власть в маленьких вещах, этот день откроет их истинную сущность. Только те, кто воздаёт «хвалу, честь, славу и могущество» исключительно Богу и Ягнёнку (5:13), сможет устоять в день их гнева.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: иди! В некот. рукописях: иди и смотри! То же в ст. 3, 5 и 7.
2  [2] — Букв.: и дан был ему венец, и он выступил, побеждая, и чтобы побеждать.
4  [3] — Букв.: и вышел.
6  [4] — Букв.: посреди.
6  [5] — Букв.: мера пшеницы за денарий и три меры ячменя за денарий. См. в Словаре Денарий.
6  [6] — Букв.: не причиняй вреда.
9  [7] — См. в Словаре Душа.
12  [8] — Или: власяница.
16  [9] — Букв.: лица.
17  [10] — В некот. рукописях: гнева Его.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.