Бытие 14 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В те дни Амрафел, царь шинарский, Ариох, царь элласарский, Кедорлаомер, царь эламский, и Тидал, царь гоимский,1 — все четыре —
2 пошли войной на Беру, царя Содома, Биршу, царя Гоморры, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Цевоима, и на царя Белы (ныне это Цоар).
3 Эти пять царей, объединившись, собрали все силы свои в долине Сиддим (где теперь Мертвое море).2
4 Двенадцать лет они были под игом Кедорлаомера, а на тринадцатом году восстали против него.
5 Год спустя3 пришел Кедорлаомер вместе с царями, которые были в союзе с ним, и разбили они рефаимов в Аштерот-Карнаиме, зузеев в Хаме, эмеев в Шаве-Кирьятаиме
6 и хореев в их горной местности Сеир, преследуя их до Эль-Парана, что у самой пустыни.
7 Потом, возвратившись оттуда, они пришли к Эн-Мишпату (ныне Кадеш), поработили амалекитян на всей их земле; то же сделали они и с амореями, живущими в Хацецон-Тамаре.
8 Тогда царь Содома, царь Гоморры, царь Адмы, царь Цевоима и царь Белы (ныне это Цоар) вышли и приготовились к сражению. В долине Сиддим они встретились
9 с Кедорлаомером, царем эламским, Тидалом, царем гоимским, Амрафелом, царем шинарским, Ариохом, царем элласарским, — четыре царя против пяти.
10 В долине же Сиддим было много смоляных ям. И когда цари Содома и Гоморры со своими людьми бежали с поля брани, иные из них попали в эти ямы. Оставшиеся в живых скрылись в горах.
11 Враги же разграбили Содом и Гоморру: забрали все богатства и все съестные припасы из этих городов и ушли.
12 Увели они с собой и Лота — Аврамова племянника, который жил в Содоме, — увели вместе со всем, чем тот владел.
13 Один из тех, кому удалось спастись, принес Авраму-еврею4 весть о случившемся (тот жил тогда у дубравы аморея по имени Мамре). Мамре и братья его, Эшкол и Анер, были в союзе с Аврамом.
14 Аврам, услышав, что его родственник захвачен в плен, взял с собой триста восемнадцать способных для сражения мужчин из числа тех, кто родился и вырос в доме его, и с ними преследовал войско Кедорлаомера до Дана.
15 Аврам разделил там своих людей на отряды и под покровом ночи напал на врагов, обратил их в бегство и преследовал до самой Ховы, что к северу от Дамаска.
16 Так, благодаря Авраму всё захваченное имущество было возвращено; отбил он у врагов и Лота, племянника своего, со всем, чем тот владел, и женщин, и остальных пленников.
17 Когда Аврам возвращался после победы над Кедорлаомером и царями, которые были в союзе с ним, царь Содома вышел встретить его в долине Шаве (что зовется ныне Царской долиной).
18 И Мелхиседек,5 царь Салима, встречая Аврама, принес хлеб и вино и как священник Бога Всевышнего6
19 призвал свыше на Аврама такое благословение:

«Бог Всевышний, Создатель неба и земли,
да благословит тебя, Аврам!

20

Да будет прославлен7 Бог Всевышний,
в твои руки предавший врагов твоих».


Аврам дал ему десятую часть из всего, что отобрал у неприятеля.
21 Царь Содома сказал тогда Авраму: «Отдай мне людей моих, освобожденных из плена, а мое имущество, отбитое у врага, оставь себе».
22 «Нет, — возразил ему Аврам, — я воздеваю руку мою к ГОСПОДУ Богу Всевышнему, Создателю неба и земли, и клянусь —
23 даже нитки и ремешка от обуви не возьму себе из всего твоего, дабы ты не сказал: „Это я обогатил Аврама“.
24 Мне не нужно ничего! Кроме того, что пошло на пропитание людей моих, да кроме доли тех, кто ходил со мною в поход. Пусть Анер, Эшкол и Мамре возьмут свою долю».

Толкование Далласской семинарии

д. Победа над восточными царями (14:1−16)

Сражение четырех царей против пяти интересно уже потому, что оно способствовало осуществлению Божьего обетования сделать Аврама великим и благословить благословляющих его и проклясть проклинающих его (12:3). Гл. 14 содержит описание типичного «международного» столкновения в древнем мире: сильные племена вступили в союз, чтобы ограбить и покорить себе территории, лежавшие близ границы той земли, которую Бог обещал Авраму.

Быт 14:1−12. Поднявшись на подавление мятежа (стих 4), четыре сильных восточных царя вторглись в долину Иордана около Соленого, то есть Мертвого, моря (стих 3); нанеся поражение объединенным силам своих противников (стихи 5−7), они ограбили пятерых иорданских царей (стихи 8−11) и увели в плен Лота (стих 12).

Археологические данные более всего помогают понять обстоятельства описываемого события. «Опознать» царей как реальные исторические личности не удалось, но звучание их имен характерно для Ближнего Востока (особенно для Месопотамии) того древнейшего периода. Так в Мари обнаружено имя Арриук, похожее на Ариох; Кедорлаомер созвучно имени Кудур; Фидал наводит на мысль о Фудалии, упоминаемом в ранних памятниках хеттской литературы. Кроме того, типичным было и такое вот объединение «городов-государств» (народов) в военных целях.

Местонахождение многих перечисленных тут местностей и городов тоже на сегодня известно. Так, Сеннаар (сравните 10:10) стал позднее называться Вавилоном. Елам (сравните 10:22) лежал на восток от Сеннаара. Но местонахождение Елласара и Гоима остается невыясненным. Содом Гоморра Адма Севоим и Бела (т. е. Сигор; сравните 19:22) — города пяти царей, возмутившихся против Кедорлаомера, были расположены близ Мертвого моря. Аштероф-Карнаим (14:5) находился в Хоране (древнем Васане), на восток от Геннисаретского озера.

Гам был в восточном Галааде, южнее Васана. Шаве-Кириафаим лежал восточнее Мертвого моря, а горная страна Сеир (обитавшие в ней Хорреи жили в пещерах — потому и сказано, что они жили в горе) — юго-восточнее Мертвого моря, в местности, позже известной как Едом. Эл-Фаран соответствовал современному Элату, расположенному на берегу Акабского залива. Кадес и Фамар располагались на юго-запад от Мертвого моря.

Путь, которым следовали захватчики, был хорошо известен в древности как «царская дорога» (Чис 20:17; 21:22). Четыре царя — Кедорлаомер Фидал Амрафел Ариох (Быт 14:9) — двинулись вдоль восточного берега Иордана, повернули в Арабах (ущелье, лежащее южнее Мертвого моря), пошли на Кадес, оттуда на Фамар, а потом — в район Содома и Гоморры в долине Сиддим (стих 8, 10). Пять городов на равнине были, видимо, расположены вблизи друг от друга. Цари разграбили Содом и Гоморру и взяли в плен Лота.

Быт 14:13−16. Услыхав о нападении царей и пленении Лота, Аврам собрал своих людей, числом 318, и вместе со своими союзниками (стих 13) погнался за захватчиками и в ночной схватке нанес им поражение. Он гнал их до самого Дана, до будущей северной границы Обетованной земли (находился километрах в двухстах от дома Аврама в Хевроне). Дан был назван позднее Ласемом (Нав 19:47) или Лансом (Суд 18:29).

Под покровом ночи Аврам гнал царей до Ховы, т. е. еще километров 150 на север от Дана, и возвратил Лота и имущество его, также и других пленников. Это было поразительной победой патриарха — ведь он одержал ее над четырьмя сильными вождями, которые до этого захватили значительную часть Трансиордании и территорий, расположенных южнее Мертвого моря.

Аврам Еврей (ибри; Быт 14:13) был признан теперь главою клана («евреем» он назван как потомок Евера, внука Симова; здесь слово «еврей» встречается в Библии впервые). Военный триумф Аврама, как он представлен в этой главе, свидетельствует, что он стал силою, с которой другим народам приходилось считаться. В конфликт Аврам был вовлечен из-за того обстоятельства, что Лот жил в Содоме. Сам Аврам жил в Хевроне (13:18), у дубравы Мамре и был, по-видимому, связан наступательным и оборонительным союзом с Мамрием Аморреянином и его братьями Эшколом и Анером (14:13; сравните со стих 24).

В этой ситуации договор послужил в пользу Аврама, потому что аморреям, которые позволили ему жить среди них, пришлось и воевать на его стороне. Обычно термин «аморреи» употребляется в Библии по отношению к западным семитским племенам, населявшим Трансиорданские «царства» и горную часть Палестины. Но «аморреяне», о которых речь идет тут, были не теми, что наводнили позднее древний Шумер и территории на западе, а небольшой этнической группой.

Аврам был полководцем, и победа приписывается ему (стих 17). Но подлинный триумф Аврама этим объясняется не вполне. Мелхиседек, который выйдет навстречу Авраму, объяснит эту победу действием Божией силы (стих 20): в соответствии со Своим обетованием Бог действовал в жизни Аврама и через него. В свете этого действия самого Аврама, когда захватчики вторглись в землю и, разграбив ее, похитили его неудачливого сродника, могут быть определены как инстинктивные.

Для Израиля это должно было послужить «уроком надежды»: Бог дарует победу своему избранному народу над врагами и в земле Обетованной. Это должно было ободрять евреев во времена Судей и при последующих нашествиях. Конечно, условиями осуществления этой надежды оставались вера в Бога и послушание Ему.

В ветхозаветные времена войны происходили постоянно, но, будучи явлением, вполне реальным и «ощутимым», имели и важное духовное значение, свидетельствуя о действенности фактора веры. Согласно Новому Завету, брань, которую ведет христианин, и оружие, к которому он прибегает, — духовного порядка, а Божии обетования — не теряют своего значения с течением времени. Пользуясь военными терминами, Павел называет смерть Христа победою, которую Он одержал над грехом и смертью (Еф 4:8).

Упоминаемые апостолом «Христовы дары» — это духовные дары Его служителям, предназначенные для активного употребления. Вооруженные ими, христиане призваны утверждать праведность, истину и справедливость (Еф 6:10−19). Бог же дает Своему народу победу над миром — в согласии с Его обетованием «благословлять и проклинать» через Своих служителей.

е. Благословение Мелхиседека (14:17−24)

Быт 14:17−21. Тут повествуется об одной из наиболее впечатляющих в Ветхом Завете встреч. Два царя встретили Аврама по его возвращении с войны, и эти двое являли собой полную противоположность друг другу. Бера, нечестивый правитель нечестивого Содома (стих 2), и Мелхиседек, царь Салима (т. е. Иерусалима, Пс 75:3), священник Бога всевышнего (стих 18). Самое имя «Мелхиседек» (что значит «царь праведности») свидетельствует, что носил его праведный правитель, как бы представлявший Бога на земле.

Едва ли есть основания сомневаться в историчности этого персонажа, хотя некоторые исследователи Библии полагают, что под «Мелхиседеком», правившим Иерусалимом как царь и священник, понимается Сам Христос до Его Новозаветного воплощения, т. е. что речь здесь идет о теофании.

Мелхиседек — единственный, кого Аврам признал духовным главой над собою. Именно поэтому Аврам принял от него благословение (стих 19) и уплатил ему десятину от всей своей добычи (стих 20). Это же свидетельствует о смирении патриарха, которое не изменило ему и после победы. Он сознавал, что откровение Божие ему должно стать достоянием многих.

Возвращаясь к образу Мелхиседека, заметим, что тогда как внимание читателя сосредоточено на Авраме, несущем миру духовную надежду, в одной из ничем не примечательных долин на территории Ханаана появляется человек более близкий Богу, чем Аврам, и он Аврама благословляет. Долина эта называлась Шаве (стих 17); возможно, именно она стала называться позднее долиной Кедрон (расположена близ Иерусалима; сравните 2Цар 18:18).

Мелхиседек — фигура, исполненная в Библии особого значения. Предшествуя Авраму, он не был священником из левитов. Когда Давид, первый Израильский царь, воссевший на престоле Мелхиседека, заявил в пророческом предвидении, что его великий потомок, Мессия, будет «священником вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109:4), то смотрел «дальше» левитского священства, явления земного и преходящего.

Из послания к Евреям следует, что Иисус Христос в смерти Своей положил начало «лучшему первосвященству», непреходящему (Евр 7). Говоря о Мелхиседеке как о совершенном прообразе Христа, автор послания к Евреям подчеркивает «анонимность» Мелхиседека; характерно, что в книге Бытия, которая полна родословных и ссылок на предков, это лицо выступает как родословия не имеющее (сравните Евр 7:3). Мелхиседек запоминается читателю как первосвященник. То обстоятельство, что Аврам дал ему десятину, свидетельствует, что «чин Мелхиседека» выше «чина левитского», начало которому было положено Аврамом (Евр 7:4−10).

Быт 14:22−24. Аврам поклялся Господу Богу Владыке неба и земли (стих 19), что не присвоит ничего из того, что принадлежит Содому, дабы царь Содомский не подумал, что обогатил Аврама.

Этот случай послужил к испытанию веры Аврама после одержанной им великой победы. Содомский царь Бера предложил ему весьма заманчивую сделку. Но Аврам чувствовал, что, если он удержит хоть часть из отвоеванного им содомского «имущества», то поставит себя в зависимость от Беры. Он же стремился к тому, что более устойчиво, нежели имение и богатство, а именно к тому, чтобы исполнилось Божие чудесное и надежное, обетование.

Патриарх знал, что ему уготовано процветание, и знал, КТО благословлял его. В его намерения входило все получить от Бога, а от Содома — ни одной нитки, потому что Бера был нечестивым человеком, который правил нечестивым царством. Аврам мог бы рассудить, что Бог хочет благословить его через принятие «выгодного» предложения содомского царя, но к чести своей распознал, что вступать с ним в те или иные сделки — опасно.

ж. Утверждение завета (глава 15)

После того, как Аврам спас Лота и получил благословение от Мелхиседека, Бог вступил с ним в завет официально, подтвердив тем самым обетование, данное ранее (12:2−3). Он предупредил его, однако, что потомки его надолго попадут в рабство (15:13).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: царь (нескольких) народов.
3  [2] — Букв.: Соленое море.
5  [3] — Букв.: в четырнадцатый год.
13  [4] — Слово «еврей» (иври), впервые в Библии употребленное здесь, возможно, означает «потомок Эвера» (10:25), если же исходить из того, что на языке оригинала это слово связано с глаголом «переходить», в таком случае оно означает «переселенец».
18  [5] — Евр. имя Малкицедек обычно переводится как «царь праведности» или «царь праведен».
18  [6] — Евр. Эль-Эльон.
20  [7] — Или: да будет благословен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.