Бытие 21 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 А ГОСПОДЬ, как и говорил прежде, оказал милость Сарре: исполнил обещанное ей.
2 Сарра зачала и во время, предсказанное Богом, сына родила Аврааму в старости его.
3 Сыну своему, которого родила ему Сарра, Авраам дал имя Исаак;
4 и на восьмой день, как заповедал ему Бог, Авраам совершил обрезание Исаака, сына своего.
5 Сто лет было Аврааму, когда родился у него сын его Исаак.
6 Сарра же сказала:

«Бог дал мне повод для смеха,
и кто ни услышит об этом,
будет смеяться1 со мной».

7 И добавила:

«Кто бы решился сказать Аврааму,
что Сарра будет грудью кормить детей?
И вот в старости его я сына ему родила».

8 Время шло, Исаак подрос, и в тот день, когда он был отнят от груди, Авраам устроил большой пир.
9 Когда Сарра заметила, что сын, которого Агарь-египтянка родила Аврааму, насмехается над ее сыном,2
10 она сказала Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее! Не делить же сыну этой рабыни наследство с моим сыном, с Исааком!»
11 Это сильно огорчило Авраама, ведь Измаил тоже был его сыном.
12 Но Бог сказал Аврааму: «Не печалься ни о юноше, ни о рабыне, что стала женой твоей. Сделай то, что говорит тебе Сарра, ведь у тебя есть Исаак, и его потомки твоими потомками назовутся.3
13 Но и от сына рабыни Я произведу народ — он тоже твое дитя».4
14 На следующее утро Авраам поднялся рано, приготовил пищу, наполнил мех водою и дал Агари в дорогу. То и другое он положил ей на плечи и отослал ее прочь вместе с мальчиком. Она пошла и заблудилась в Беэршевской пустыне.
15 Когда кончилась вода в мехе, Агарь оставила плачущего мальчика в тени под кустом,
16 а сама отошла и села вдали от него, примерно на расстоянии выстрела из лука. «Не буду смотреть на то, как мое дитя умирает», — сказала она себе и, сидя поодаль, тоже начала плакать навзрыд.5
17 Мольбы и плач подростка услышал Бог; и посланный Им ангел с небес заговорил с Агарью: «Что с тобою, Агарь? Не бойся! Бог услышал плач оставленного тобой ребенка.6
18 Встань, подними мальчика и береги его! Великий народ произведу Я от него».
19 Бог открыл глаза Агари, и увидела она колодец, пошла, наполнила мех водой и напоила ребенка.
20 [20-21] Мальчик, хранимый Богом, рос и мужал. Он поселился в пустыне Паран и был искусным стрелком из лука, а жену ему мать нашла в Египте.
21
22 В ту пору Авимелех, царь Герара, вместе с Пихолом, своим военачальником, пришел навестить Авраама. «По всему видно, — сказал он Аврааму, — с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь.
23 Так поклянись же здесь мне Богом, что ты никогда не прибегнешь ни к каким тайным проискам против меня или моих детей и потомков. Как я был верен тебе, так и ты поклянись в верности мне и стране, в которой ты живешь как человек пришлый».
24 «Хорошо, — сказал Авраам, — я клянусь».
25 Но при этом Авраам упрекнул Авимелеха за колодец, который отняли у него люди Авимелеха.
26 «Не знаю, кто это сделал, — возразил Авимелех. — До сих пор ты ни разу не упомянул об этом, и ни от кого другого я об этом не слышал».
27 Тогда взял Авраам из стад своих овец и быков и отдал в дар Авимелеху, и заключили они союз.
28 А когда Авраам поставил отдельно еще семь овечек,
29 Авимелех спросил Авраама: «Зачем ты это сделал?»
30 «Ты должен, — ответил он, — принять этих семь овечек от меня как очевидное признание того, что я выкопал этот колодец».
31 С тех пор это место называется Беэр-Шева,7 Колодец клятвы, потому что здесь они поклялись друг другу.
32 Заключив союз в Беэр-Шеве, Авимелех и его военачальник Пихол вернулись в землю филистимлян.
33 Авраам посадил в Беэр-Шеве тамариск. Там же призвал он имя ГОСПОДА, Бога вечного: совершил богослужение.
34 И он еще долго оставался в земле филистимской как человек пришлый.

Толкование Далласской семинарии

ж. Рождение Исаака и изгнание Измаила (21:1−21)

Быт 21:1−7. Бог послал сына обетования Аврааму и Сарре во время, о котором говорил им (сравните с 18:10). Они назвали сына Исааком (21:3) и, по Божьему повелению, обрезали его (стих 4; сравните с 17:9−14).

Имя «Исаак» («он смеется») расшифровывается в этом тексте в словах Сарры: когда она говорит, что Бог сделал ей смех (стих 6), то подразумевает, что Он доставил ей радость. Годом ранее она смеялась смехом неверия (18:12), который теперь превратился в смех радости. Всякий, кто услышит об этом, рассмеется на радостях вместе с нею. Но был человек, который не радовался с Саррой, а насмехался над нею, и, значит, над тем, что сделано было Богом. Этим человеком был Измаил (стих 9).

Быт 21:8−13. Бог воспользовался этим для изгнания Измаила и Агари из дома Авраама (стих 10), потому что они были угрозой для обетованного сына.

Аврааму было 86 лет, когда родился Измаил (16:16), и 100, когда родился Исаак (21:5); от груди Исаак был, вероятно, отлучен в 2 или 3 года, так что Измаил был изгнан из дома отца в 16−17 лет. Опечаленного Авраама Бог заверил в том, что и у сына рабыни есть будущее, потому что он тоже «семя Авраамово» (стихи 11−13).

Итак, два момента подчеркнуты в стихах 1−13: рождение Исаака (в имени которого запечатлено исполнение завета, а в обрезании — подтверждение его), и изгнание Измаила — во устранение опасности, угрожавшей с его стороны «семени», обещанному Богом.

Быт 21:14−21. Ангел Господень воззвал к Агари в пустыне (стихи 17−18), как в первое ее пребывание там (16:7), и снабдил ее водой из колодца (21:19; сравните 16:14). Бог сказал Агари, как до этого Аврааму, что от Измаила произойдет великий народ (21:18; сравните со стихом 13). Далее написано, что Измаил жил в пустыне... сделался стрелком из лука (стих 20; сравните с 16:12), и женился на египтянке (21:21). (Пустыня Фаран, место его обитания, занимает северо-восточную часть Синайского полуострова.)

Замечательно обращение к этой ситуации апостола Павла (Гал 4:21−31; толкование на этот текст). Измаил был «сыном плоти», рожденным рабой (Гал 4:29−30). Наследником стал Исаак, «сын обетования». Первый символизирует рабство в Синайской пустыне, второй — свободу, которая наступает с осуществлением обетования во Христе. С приходом Христа (Семени) прежнее проходит, с прошлым — покончено.

Верующие становятся сонаследниками обетованного Семени, будучи усыновлены Богом по благодати Его. Возвращение «под закон» (в состояние «синайского рабства») означало бы аннулирование исполнившегося обетования (сравните 5:1). Как Измаил и Исаак боролись между собою (Гал 4:29), так пребывают в состоянии вражды плоть и дух. Плоть, противящаяся духу, нередко «насмехается» над ним (Гал 5:16−18). Поэтому верующим следует «избавляться от рабыни и ее сына» (Гал 4:30), то есть не подчиняться голосу плоти, но жить «по духу» (Гал 5:16).

з. Завет в Вирсавии (21:22−34)

Примечательно в этом тексте объяснение названия «Вирсавия» — места, где жил Авраам. В нем (названии) запечатлено заключение патриархом завета с жителями этой земли, позволившими ему жить на ней мирно и благополучно.

Быт 21:22−34. Глагол шаба (клясться, принимать присягу) встречается тут (в различных грамматических формах) трижды (стихи 23−24, 31); трижды же употреблено созвучно ему числительное шеба (семь), от которого этот глагол происходит. (Напомним, что число «семь» почиталось священным.) Название бэер шаба («колодезь семи» или «колодезь клятвы») тоже встречаем здесь три раза (стихи 31−33). Смысловое ударение безусловно поставлено на клятве (стих 31) между Авраамом и Авимелехом, памятником которой и стала Вирсавия (Бэер шаба). Позже священный характер клятв и соглашений предстояло познать Израилю.

Излагаемое хорошо вписывается в контекст всего повествования, которое постепенно подводит читателя к принесению в жертву Исаака (глава 22). Рождение Исаака явилось результатом обетования (18:1−15); вследствие обмана, к которому прибег Авраам, Авимелех узнал (глава 20), что на этом человеке была рука Божия (сравните с 21:22).

И вот появилось на свет «обетованное семя», а соперник его был изгнан (стихи 1−18). Теперь (стихи 22−34) был заключен завет, который позволял Аврааму поселиться в земле Авимелеха. Все это и подготовляет к совершающемуся в 22-ой главе, при том, что в каждой из предыдущих глав завершается та или иная «фаза» обетованного.

Из стиха 21−34 следует, что и некоторые язычники признали Авраама как человека, с которым Бог во всем. Вновь возникает лейтмотив источника воды (колодца; сравните с 16:14; 21:19). Вода, которой снабжает Бог, — бьющая в пустыне, из бесплодной земли, из камня, — символ благословения. Авимелех осознал это и, уладив конфликт, возникший по вине рабов Авимелеховых, которые отняли колодезь у людей Авраама (споры и вражда из-за источников водопоя постоянно возникали между кочевыми и пастушескими племенами Палестины), эти два мужа заключили союз, чтобы и языческий царь мог разделить с Авраамом Божии благословения (сравните с 12:1−3).

При заключении союза (завета) Авраам дал Авимелеху мелкого и крупного скота, включая семь агнцев (овец; 21:29−30). Это было сделано во утверждение за Авраамом законного права мирно жить на земле Авимелеха и в знак того, что филистимский царь признавал отныне за патриархом право на колодезь в Вирсавии (источник Божьего благословения: стихи 30−31).

Многозначителен тот факт, что Авраам насадил рощу на этом месте и жил там дни многие (стих 33−34) — во свидетельство о своей вере и вытекающего из нее благополучия. Ведь существование рощи в Вирсавии означало, что вода там не иссякала.

Текст несомненно предвосхищал возможность мирного сожительства Израиля в его земле с другими племенами, которые откликнулись бы на слово о мире и возымели желание разделить с Божиим народом благословение свыше.

Однако звучит здесь и нотка горечи (это укор Авимелеха Аврааму; Быт 20:9−10). Авимелех добивался договора с Авраамом, чтобы тот не обидел его, т. е. не обошелся нечестно с ним и его потомками (21:23). Все, что Авимелех знал об этом человеке, это что а) Бог благословил его (стих 22) и б) он способен был на обман (стих 23). Печальный этот парадокс требовал закрепить добрососедские отношения посредством официального договора.

Избегая обмана, стремясь говорить лишь то, что соответствует истине, современные верующие не должны, однако, прибегать к клятвам (Мф 5:37; Иак 5:12). Следует помнить, что правдивость и соблюдение верности в любом деле способствуют сохранению мира в христианской среде и содействуют делу Божию на земле.

Массовое поселение филистимлян в Палестине возникло в 1200 году до Р. Х. Однако некоторые купцы-мореходы из этого народа поселились на палестинском побережье еще во дни Авраама, который жил с 2166 по 1991 годы до Р. Х., таблицу «Хронология патриархов» в толковании на 47:28−31.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — В знач. торжествовать, ликовать, радоваться; см. примеч. к 17:19.
9  [2] — LXX и Вульгата: играет (с ее сыном).
12  [3] — Или: его потомство будет признаваемо за твое.
13  [4] — Букв.: семя.
16  [5] — LXX: ребенок громко заплакал.
17  [6] — Букв.: Бог услышал голос ребенка (с места), где он; см. примеч. к 16:11.
31  [7] — Евр. Беэр-Шева переводится и как «Колодец семерых», и как «Колодец клятвы».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.