Бытие 27 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Прошли годы, Исаак состарился и стал так слаб глазами, что почти ничего не видел. Однажды позвал он к себе старшего сына своего Исава и сказал ему: «Сын мой!» «Да, отец!» — отозвался тот.
2 «Видишь, стар я уже, — проговорил Исаак, — и в любой день могу умереть.1
3 Возьми-ка ты свое оружие, лук свой да стрелы, пойди в поле и добудь для меня дичи.
4 Приготовь кушанье, любимое мною, и принеси мне поесть, чтобы я мог от всей души тебя благословить, пока я жив».
5 Ревекка подслушала разговор Исаака с его сыном Исавом. И как только тот ушел в поле за дичью для отца,
6 она сказала своему сыну Иакову: «Я услышала, что твой отец говорил брату твоему Исаву:
7 „Принеси дичи и приготовь мне ее повкуснее, чтобы я поел и, пока жив, благословил тебя пред ГОСПОДОМ“.
8 Послушай же меня, сын мой, и сделай то, что я скажу тебе.
9 Иди в стадо и выбери мне там двух козлят получше. Я приготовлю для отца твоего кушанье, как он любит,
10 а ты отнесешь ему, чтобы он поел и благословил тебя, пока еще жив».
11 «Но ведь Исав, брат мой, весь покрыт волосами, а у меня кожа гладкая, — возразил Иаков Ревекке, матери своей, —
12 может случиться, отец ощупает меня, и я окажусь в глазах его обманщиком2 и навлеку на себя проклятие, а не благословение».
13 Но мать его продолжала настаивать: «Пусть то проклятие на меня падет, сын мой, ты только слушайся меня! Иди и принеси мне козлят!»
14 Иаков исполнил просьбу матери: принес ей козлят, и та приготовила из них кушанье, любимое его отцом.
15 Затем Ревекка взяла лучшие одежды старшего сына своего Исава, что были в доме у нее, надела их на младшего сына своего Иакова,
16 а его руки и шею обернула шкурами козлят.
17 Сделав всё это, она отдала в руки Иакову приготовленное ею кушанье и испеченный хлеб.
18 Иаков вошел к отцу и сказал: «Отец мой!» «Да, сын мой! — откликнулся Исаак. — А ты который из моих сыновей?»
19 «Я Исав, твой первенец, — ответил Иаков отцу, — я сделал всё, как ты сказал мне. Прошу, приподнимись, сядь и поешь моей дичи, чтобы мог ты благословить меня».
20 «Сын мой! Как удалось тебе так быстро найти дичь?» — спросил Исаак. «Мне ГОСПОДЬ, Бог твой, послал ее», — ответил Иаков.
21 «Подойди, сын мой, — велел Исаак Иакову, — я ощупаю тебя, дабы убедиться мне: ты ли сын мой Исав или нет?»
22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему; тот ощупал его и сказал: «Голос — голос Иакова, а руки — руки Исава!»
23 (Исаак не узнал, что это был Иаков, так как руки его были подобны рукам Исава, брата его: волосатыми были, потому и благословил его.)
24 «Так ты на самом деле сын мой Исав?» — спросил Исаак. «Да!» — молвил тот.
25 «Теперь угости меня дичью твоей, сын мой, — продолжил Исаак, — и я, насытившись, благословлю тебя». Иаков подал ему, и он ел и пил вино, которое принес ему Иаков.
26 После трапезы этой Исаак сказал: «Подойди, сын мой, и поцелуй меня».
27 Иаков подошел и поцеловал отца, который почувствовал при этом запах его одежд. Тогда, благословляя его, Исаак сказал:

«О запах сына моего, что благоухание поля,
на котором благословение ГОСПОДНЕ.

28

Бог да одарит тебя росою с неба,
нивами тучными, изобилием хлеба
и плода лозы виноградной!

29

Народы пусть служат тебе,
племена пусть головы перед тобой склоняют.
Будь господином над братьями твоими,
и сыны матери твоей
пусть склоняют головы перед тобою!
Прокляты да будут проклинающие тебя,
благословенны — тебя благословляющие!»

30 Лишь только Исаак произнес последние слова благословения над Иаковом, и едва тот успел выйти от Исаака, отца своего, как вернулся с охоты брат его Исав.
31 Тот тоже приготовил вкусное кушанье и, принеся его к отцу, сказал: «Сядь на своей постели, отец мой, поешь дичи сына своего, дабы ты, как и обещал, мог дать мне свое благословение».
32 «Кто ты?» — спросил его Исаак. «Я сын твой Исав, — ответил тот, — первенец твой».
33 Охваченный ужасом, дрожа всем телом, Исаак сказал: «А кто же был тот, кто сходил уже на охоту и принес мне дичи? Я поел ее перед тем, как ты пришел, и благословил его — он и будет благословенным!»
34 Услышав это, Исав издал вопль отчаяния и стал просить Исаака: «Отец мой! Благослови и меня!»
35 «Твой брат приходил ко мне и хитростью забрал себе твое благословение», — сказал ему Исаак.
36 «Не случайно его зовут Иаков!3 — вырвалось у Исава. — Он уже дважды подставил мне подножку: сначала присвоил себе мое право первородства, а теперь — предназначавшееся мне благословение. Но неужели, отец, ты не оставил для меня никакого благословения?»
37 «Вот я поставил его господином над тобою и всех родственников4 его определил быть слугами ему, одарил его хлебом, плод лозы виноградной отдал ему. Что же я сделаю для тебя, сын мой?» — ответил ему Исаак.
38 «Отец мой, неужели у тебя одно благословение? Благослови же, благослови и меня!» — повторил Исав и громко зарыдал.
39 Тогда сказал ему Исаак, отец его:

«Да, обитание твое будет там,
где нет ни земли тучной,
ни росы небесной.

40

Ты будешь жить мечом своим
и будешь брату своему служить.
Но время придет, воспротивишься ты5
и свергнешь ярмо его с шеи своей».

41 Исав затаил злобу на Иакова из-за благословения, которое дал тому отец, и решил: «Скоро наступят дни плача по отцу — ему осталось недолго, и тогда я убью Иакова, брата моего».
42 Когда Ревекка узнала о злобном умысле ее старшего сына Исава, она послала за своим младшим сыном, за Иаковом, и сказала ему: «Слушай, Исав, брат твой, хочет отомстить тебе. Он собирается убить тебя.
43 Поэтому, сын мой, сделай то, что я скажу тебе: беги к моему брату Лавану в Харан,
44 поживи некоторое время у него, пока не утихнет ярость брата твоего,
45 пока не пройдет его обида на тебя. А там он и позабудет, что ты сделал ему. Тогда я пошлю кого-нибудь за тобой, и ты вернешься. Не терять же мне в один день сразу вас обоих!»
46 А Исааку Ревекка сказала: «Мне жизнь не в радость из-за этих женщин, хеттянок; если еще и Иаков возьмет себе в жены одну из них, из местных хеттянок, зачем мне и жить?»

Толкование Далласской семинарии

д. Обман в целях получения благословения (27:1−40)

Бог хочет, чтобы слуги Его руководствовались в исполнении своих духовных обязанностей верой. К несчастью, в жизни это не всегда бывает так, отчего человеческие обстоятельства непомерно осложняются. В этой главе повествуется о том, как целая семья попыталась исполнить свой духовный долг, руководствуясь не верой, а чисто человеческими соображениями и стремлениями, каковые плохо совмещались с тем, что было предопределено Божией волей. Налицо несостоятельность человеческих средств и, несмотря на это, торжество (в непреложности их) Божиих решений.

Итак, перед нами всем знакомая история о том, как Иаков получил благословение отца своего Исаака посредством обмана. Это, одновременно, история распада семьи, избравшей для совершения духовных дел ложный путь!

Неправы были все ее участники. Исаак знал о прорицании, полученном Ревеккой свыше (25:23), что «больший будет служить меньшему», но попытался (готовясь благословить Исава) воспрепятствовать осуществлению предсказания! Исав, поклялся брату, а затем нарушил клятву (25:33). Ревекка и Иаков — оба, руководствуясь «благими намерениями», попытались добиться Божьего благословения, прибегнув к обману, чуждые в те часы как вере, так и любви.

Победа окажется на их стороне, но ценой ненависти, которая расколет их семью, и разлуки — ибо Ревекка никогда больше не увидит Иакова! Что же до вражды между Иаковом и Исавом, возникшей еще во чреве их матери, то она значительно усугубится тем, что Иаков, желавший получить то, что принадлежало «перворожденному» (благословение), действовал методом домогательства. Но разрушил семью не только Иаков, а, в первую очередь, родители, ибо отец «предпочитал» одного сына, а мать — другого.

Быт 27:1−4. СЦЕНА 1 (Исаак и Исав). Исаак настроен благословить Исава. Важную роль в развитии дальнейших событий играют старческая немощь Исаака и его слабое зрение. Внимание читателя обращается и на то, что он любил вкусно поесть (сравните 25:28): сердцем его управлял желудок. Но главное в намерении Исаака благословить Исава. Возникает ситуация, которая побуждает к действиям Ревекку.

Быт 27:5−17. СЦЕНА 2 (Ревекка и Иаков). «Действовать» она заставляет и Иакова, чтобы не допустить осуществления отцовского намерения! Ревекка была уверена, что сумеет из мяса козленка приготовить кушанье, которое по вкусу не будет отличаться от приготовленного из дичи (стих 9). Но Иаков не был уверен в том, что сумеет обмануть Исаака.

Достаточно будет отцу прикоснуться к его гладкой коже, чтобы понять, что перед ним — не косматый Исав. Чувство не вины, но страха пробудил в Иакове план матери. Ведь они рискуют не только не получить благословения, но и навлечь на себя проклятие отца (стихи 12−13). Любящая мать выражает готовность «взять проклятие на себя». И тогда Иаков поступает так, как велит ему Ревекка. А она даже облачает младшего сына в лучшую одежду Исава!

Быт 27:18−29. СЦЕНА 3 (Иаков и Исаак). Иаков обманул отца и получил благословение. Подстрекаемый матерью, он дважды солгал Исааку — выдав себя за Исава (стих 19) и заявив, что это Бог послал ему успешную охоту (стих 20). Трижды выражал недоверие старый Исаак (стих 20, 22, 24). Но обманутый своими чувствами (осязания — стихи 16, 23) и обоняния (стих 27), он благословил Иакова, думая, что благословляет Исава (стихи 27−29). Благословение включало пожелание процветания и богатых урожаев (стих 28), господства над другими народами и собственными братьями (стих 29, 37), проклятие в адрес тех, кто стал бы проклинать благословенного отцом, и благословение благословляющих его (стих 29).

Быт 27:30−40. СЦЕНА 4 (Исав и Исаак). Вскоре вернулся домой Исав и стал просить у отца благословения. С того момента, как он вносит в шатер Исаака приготовленное им кушанье, эмоциональная обстановка все более накаляется. Осознав, что случилось, Исаак вострепетал великим трепетом (стих 33), а Исав разразился громким горестным воплем (стих 34). Исаак намеревался поступить вопреки Божиему плану, но в конечном счете Божия воля возобладала, и пути назад не было.

Дважды, жаловался Исав, обманул его младший брат: он отобрал у него первородство, а теперь и благословение.

Неужели у отца не осталось хоть какого-нибудь благословения и для него? И заплакал Исав.

Отвечая ему, Исаак обещает ему так же, как Иакову, плодородие почвы и обилие росы (важное условие плодородия на знойном Востоке, где редко выпадают дожди), однако, предсказывает, что жить Исав будет мечем, и что он должен будет служить брату своему (стих 40). Пророчество Исаака сбылось в точности. Идумеи, потомки Исава, вели разбойничий образ жизни; цари Израиля, начиная с первого Саула, одерживали над ними победы, а при Давиде они сделались рабами евреев. Одно время они входили в состав иудейского государства. Слова воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей некоторые толкуют в том плане, что, было и такое время, когда идумеянин Ирод Великий, в затем и его потомки даже управляли Иудеей.

Итак, в каком-то смысле Ревекка и Иаков «одержали победу» хотя они ничего не получили сверх того, что Бог так или иначе дал бы им; зато они многое потеряли. Божий план неизменно осуществляется, часто вопреки человеческой деятельности.

е. Бегство Иакова (27:41 — 28:9)

Быт 27:41−46. С этого момента в центре повествования — Лаван. Бегство Иакова из дома — следствие совершенного им подлога. Но здесь же возникает (в связи с его бегством) и мысль о необходимости для Иакова жениться на женщине из своего клана, живущего на востоке. Тогда как Исаак оставался в земле, а в путь отправился слуга Авраама, чтобы найти и привести жену для молодого господина (глава 24), Иаков вынужден был оставить землю под угрозой быть убитым своим братом (стихи 41−42). Но, кроме того, и Бог обойдется с Иаковом сурово, приведя его «под руку» Лавана, дяди его. В сущности временное пребывание Иакова за пределами земли в каком-то смысле параллельно позднейшему пребыванию его семьи в Египте.

Ревекка рассказала Иакову о грозившей ему от Исава опасности и посоветовала немедленно отправиться к брату ее в Харран. Тревожась о сыне, она вновь обманула мужа: она, мол, жизни не рада из-за своих невесток — хеттеянок (стих 46, 26:34−35), так пусть Исаак позволит Иакову взять жену из своего народа. Разрешение Исаака дало бы Иакову возможность, получив благословение отца, бежать из дома.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: и не знаю дня смерти моей.
12  [2] — Или: глумящимся / насмешником.
36  [3] — См. примеч. к 25:26.
37  [4] — Или: братьев; см. ст. 29.
40  [5] — Перевод предположительный; значение этого места неясно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.