Бытие 28 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Исаак позвал к себе Иакова, благословил его и дал ему такой наказ: «Ханаанеянку в жены не бери,
2 а отправляйся поскорее в Паддан-Арам, в дом Бетуэля, к отцу твоей матери; там и возьми себе жену из дочерей Лавана, брата ее.
3 Бог Всесильный1 да благословит тебя! Да сделает Он тебя плодовитым и потомство твое многочисленным, дабы ты стал отцом множества народов!
4 Да дарует Он тебе и потомству твоему с тобою благословение, которое Он дал Аврааму, чтобы ты овладел землею, на которой живешь человеком пришлым, овладел той землею, которую Бог обещал дать Аврааму!»
5 Так Исаак отправил Иакова в Паддан-Арам, и тот пошел туда, чтобы жить у Лавана, сына Бетуэля-арамея, брата Ревекки, матери Иакова и Исава.
6 Исав узнал, что Исаак благословил Иакова и послал его в Паддан-Арам, чтобы тот нашел там себе жену, и что, благословляя, отец обязал Иакова не брать в жены ханаанеянку.
7 Узнал он и то, что Иаков послушался родителей и пошел в Паддан-Арам.
8 Видя, что невестки из ханаанеянок не угодны его отцу Исааку,
9 Исав пошел к своему дяде Измаилу, сыну Авраама, и (хотя у Исава уже были жены) взял себе еще одну жену Махалат, дочь Измаила, сестру Невайота.
10 Иаков покинул Беэр-Шеву и направился в Харан.
11 Дошел он до некоего места и, так как солнце уже зашло, остался там на ночь под открытым небом. Нашел он на том месте камень, положил его себе в изголовье и лег спать.
12 И увидел Иаков во сне лестницу, основание которой покоилось на земле, а верхние ступени достигали неба. Ангелы Божии поднимались и спускались по этой лестнице.
13 ГОСПОДЬ стоял перед ним2 и говорил ему: «Я ГОСПОДЬ, Бог Авраама, праотца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дарую тебе и потомкам твоим.
14 Они неисчислимы будут, словно песок на земле. Распространятся поселения их3 на запад и на восток, на север и на юг. Благословением для всех народов земли будешь ты4 и потомки твои.
15 Знай же, Я — с тобою и буду всюду хранить тебя, куда бы ты ни пошел, и верну тебя в эту страну. Я не оставлю тебя, не исполнив того, что обещал тебе».
16 Пробудившись ото сна, Иаков сказал: «Поистине ГОСПОДЬ пребывает на этом месте, а я и не знал!»
17 Охваченный страхом, он воскликнул: «Какой трепет во мне вызывает святое место сие! Это не что иное, как дом Божий, это врата небес!»
18 Встав рано утром, Иаков взял камень, который клал себе в изголовье, поставил его памятником и возлил на него елей.
19 Он назвал то место Бет-Эль.5 (Прежнее название расположенного вблизи города было Луз.)
20 И дал Иаков такой обет: «Если Бог будет со мной, оградит меня от бед в пути и дарует мне хлеб и одежду,
21 если благополучно вернусь я в отчий дом, то будет ГОСПОДЬ моим Богом, как никогда прежде,
22 а на этом месте, где камень сей я памятником поставил, будет дом Божий; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я обязательно буду отдавать Тебе десятую часть».

Толкование Далласской семинарии

Быт 28:1−5. Вновь благословил Исаак Иакова и заповедал ему не брать себе жены из дочерей Ханаанских.

Хананеи представляли собой смешанное племя: они постоянно включали в свое «сообщество» — посредством военных, деловых и брачных союзов — новые и новые этнические группы и семейные кланы. Семья же Авраама решительно противилась подобному смешению (о нежелании Авраама взять для Исаака жену — хананеянку в 24:3). Стремление заключать браки в пределах своего клана было продиктовано желанием соблюсти чистоту «родословия».

Верным средством, напротив, «размыть границы» своего племени являлось вступление в смешанные браки. Впоследствии в словах Моисея (постоянно повторяемых израильтянам) о том, что их предки не желали завязывать брачные узы с хананеями, конечно же, звучало предостережение. Ибо это не только повредило бы «чистоте родословия», но и (что более важно) подорвало бы чистоту израильской веры.

Прежде чем Иакову покинуть дом, Исаак произнес над ним благословение, имевшее, выражаясь современным языком, юридическую силу. Пути назад не было: волей отца Иаков стал восприемником благословения, которым Бог-Всемогущий (эль шаддай; толкование на 17:1) благословил Авраама и Исаака. И отпустил Исаак Иакова в Месопотамию.

Быт 28:6−9. Исав же, желая разрядить напряженные отношения с отцом и угодить ему, женился на одной из «дочерей» Авраама по линии Измаила. Имя ей было Махалафа. По иронии обстоятельств сын Исаака, неугодный Богу, женился на женщине из рода Измаила, появившегося на свет не по Божией воле.

ж. Подтверждение обетовании завета в Вефиле (28:10−22)

Своим видением в Вефиле Иаков был обязан исключительно Божией благодати. Бог явился ему, чтобы заверить, что обещание благословения Его и защиты распространяется и на него, Иакова, и тем побудил его искренне Ему поклониться и принести обет верности. Из текста следует, что Господь есть Бог не только Авраама и Исаака, но и Иакова; он, кроме того, свидетельствует о том, как круто меняются взгляды и представления Иаков.

Быт 28:10−15. Иаков, заночевав в пути, увидел во сне Ангелов, «восходящих и нисходящих» по лестнице, касающейся неба. Смысл этого видения в том, что Бог везде сопровождал Иакова, куда бы он ни пошел. Символом этого и является «лестница»; объяснение же исходит от Самого Господа (стих 15). Иаков верою принимает сказанное ему (стихи 20−22).

Слова завета, заключенного с Авраамом и Исааком, Бог повторяет Иакову, обещая ему землю и многочисленное потомство (сравните 13:16; 22:17), а также, что в нем, Иакове, благословятся все племена земные (сравните 12:2−3; 15:5, 18; 17:3−8; 22:15−18; 35:11−12). Бог, кроме того, обещал Иакову защищать его за пределами земли и возвратить его в нее.

Быт 28:16−22. Иаков, совершив поклонение Богу:

а) Выразил свой страх перед Ним.

б) Камень, который послужил ему в ту ночь изголовьем, он поставил памятником Господу.

в) Он освятил этот камень, возлив на него елей.

г) Памятное это место Иаков назвал Вефилем, что значит Дом Божий.

д) Он произнес обет (впервые) на основании веры (и будет Господь моим Богом).

е) Пообещал Богу отдавать Ему десятую часть из всего, что Бог дарует ему.

Всем этим подчеркнута главная мысль раздела — о подающем защиту Божием присутствии. Здесь слышатся «мотивы» позднейших обычаев израильского народа, основание которым было положено Иаковом. Особо примечательно установление «мемориала» в Вефиле. В годы завоевания земли израильтяне будут рассматривать Вефиль как святое место, где можно «увидеть» Бога.

Другим «мотивом» является обещание десятины (сравните с предложением десятины Мелхиседеку Авраамом в 14:20). В этом обычае отражено признание, что все, что человек имеет, принадлежит Богу.

Важное значение имеет и обет, данный Иаковом, особенно в свете того, какую впоследствии серьезную роль будут играть обеты в жизни Израиля. Тут Иаков поклялся, что если Бог станет защищать его и заботиться о нем и возвратит его в Обетованную землю, то Вефиль станет центром поклонения Ему.

Заметим, что установление «священных камней» — не то же самое, что установление жертвенника. Назначение первых было в напоминании о «посещениях свыше» людям будущих поколений, дабы, если возникнет у них вопрос: «Что значат эти камни?» — не остаться ему без ответа (Ис Н. 4:6).

Обещание Бога быть со Своим народом «красной нитью» проходит через все Писание (Исааку Бог, к примеру, говорит: «Не бойся, ибо Я с тобою», 26:24). Уверенность в Божием присутствии должна у каждого верующего вызывать такой же отклик, как у Иакова, — преклонение перед Богом, боязнь Его и доверие Ему.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Евр. Эль-Шаддай; см. примеч. к 17:1.
13  [2] — Друг. возм. пер.: стоял над ней (т. е. над лестницей).
14  [3] — Букв.: прорвешься / распространишься ты.
14  [4] — См. примеч. к 12:3.
19  [5] — Т. е. Дом Божий.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.