Бытие 35 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 «Немедля иди в Бет-Эль, — сказал тогда Бог Иакову, — поселись там и поставь там жертвенник Мне — Богу, Который явился тебе, когда бежал ты от Исава, брата своего».
2 И сказал Иаков семье своей и всем, кто был с ним: «Избавьтесь от чужих богов, какие у вас есть, очиститесь и смените одежды ваши.
3 Мы сейчас же отправляемся в Бет-Эль. Там поставлю я жертвенник Богу, Который ответил на мольбу мою в бедственное для меня время и был со мною в скитаниях моих».
4 Отдали они Иакову чужих богов, какие у них были, отдали также и серьги, что носили в ушах.1 Иаков закопал всё это под дубом близ Шехема,
5 и они отправились в путь. Жители окрестных городов были в таком страхе перед Богом Иакова, что и не посмели преследовать их.
6 Иаков и все, кто был с ним, пришли в Луз (то есть в Бет-Эль), что в стране ханаанской,
7 там он поставил жертвенник и назвал то место Эль-Бет-Эль,2 ибо там, когда он бежал от брата своего, открылось3 ему могущество Божие.
8 (В то время умерла Девора, кормилица Ревекки. Ее похоронили близ Бет-Эля, под дубом, который назвали Дубом плача.)
9 [9-10] И вновь Бог явился Иакову по возвращении его из Паддан-Арама. Благословил его Бог и сказал: «Имя твое Иаков, но впредь не Иаков, а Израиль будет имя твое». Так Он дал ему имя Израиль.
10
11 И вот что еще сказал ему Бог: «Я Бог Всесильный!4 Будь плодовит и многочислен! Народ — множество народов — от тебя произойдет! Прародителем царей ты будешь!
12 Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, и тебе даю. И потомкам твоим после тебя дам землю сию».
13 Когда Бог оставил его,
14 Иаков поставил памятник на том месте, где Бог говорил с ним, памятник каменный, и возлил на него вино и елей.
15 Бет-Эль5 — так назвал Иаков то место, где Бог говорил с ним.
16 Они покинули Бет-Эль и были уже недалеко от Эфраты, когда у Рахили начались схватки. Роды были очень трудными.
17 И во время ее самых тяжких мучений повивальная бабка сказала ей: «Не бойся! У тебя и в этот раз — сын!»
18 Но Рахиль умирала, и с последним вздохом назвала она сына Бен-Они. А отец дал ему другое имя — Вениамин.6
19 Умерла Рахиль и была похоронена у дороги на Эфрату (ныне известную как Вифлеем).
20 Иаков поставил памятник на могиле Рахили. Этот надгробный памятник стоит и до сего дня.
21 Затем, продолжая путь, Израиль раскинул свой стан за Мигдаль-Эдером.
22 Когда Израиль жил в том краю, Рувим переспал с Валлой, наложницей отца своего, и Израиль узнал об этом.
Сыновей у Иакова было двенадцать.
23 Сыновья Лии: Рувим, первенец Иакова, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон.
24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин.
25 Сыновья Валлы, рабыни Рахили: Дан и Неффалим.
26 Сыновья Зелфы, рабыни Лии: Гад и Асир.
Это сыновья Иакова, родившиеся в Паддан-Араме.
27 И вернулся Иаков к отцу своему Исааку в Мамре, в Кирьят-Арбу — теперешний Хеврон, — где прежде на положении людей пришлых жили Авраам и Исаак.
28 Исааку было сто восемьдесят лет,
29 когда он испустил последний вздох. Он умер и отошел к праотцам,7 будучи старцем, насытившимся жизнью своей. И сыновья Исаака Исав и Иаков похоронили его.

Толкование Далласской семинарии

г. Возвращение в Вефиль (35:1−15)

Две темы проходят через 35-ую главу: подведения итогов и нужды в исправлении. Итоги в ней подводятся в том смысле, что Иаков снова был дома, в Обетованной земле, со всем своим семейством и богатством своим; победа была одержана, цель достигнута, и обетование исполнено. В то же время в ней звучит мысль о необходимости исправления, ибо не все еще в семье целиком держались пути веры: предстояло «похоронить» идолов и решить вопрос с Рувимом.

Быт 35:1. Первые 15 стихов повествуют о возвращении Иакова (тем завершившего исполнение своих обетов; 28:20−22) в Вефиль, который был расположен километрах в двадцати двух двадцати четырех от Сихема. Эти обеты, принесенные в Вефиле ранее, включали обещание исповедывать Иегову своим Богом, а Вефиль — сделать Божиим домом, а также обязательство давать Богу десятины (28:20−22).

Бог призвал Иакова обратно в землю его отцов (28:13−15; 31:3), но его путешествие сильно затянулось. И тогда Богу пришлось напомнить Иакову о забытых им обетах. По-видимому, его равнодушие к ним как-то связано с «осквернением» Дины и последующей трагедией в Сихеме (глава 34). Иакову следовало продолжать свой путь в Вирсавию, в дом родителей (28:10), не останавливаясь в Сихеме.

Быт 35:2−5. Исполнить обеты, не подвергшись предварительно освящению, Иаков не мог. Его семья должна была избавиться от всех своих идолов, представлявших богов чужих. Описание очищения (удаление идолов, омовение себя и перемена одежды) было поучительным для Израиля, которому позднее, при входе в Обетованную землю (Нав 5:1−9), понадобится такое же освящение.

После того как в Сихеме были погребены идолы (а вместе с ними и серьги, видимо, нанявшиеся какими-то колдовскими амулетами), Иаков и его семья двинулись на Вефиль. Люди окрестных городов, прослышав о резне, учиненной в Сихеме (Быт 34:25−29), исполнились ужаса перед Иаковом и не преследовали его, как он опасался (34:30).

Быт 35:6−8. Прибыв снова в Вефиль (который раньше назывался Луз; 28:19), Иаков воздвиг жертвенник, как повелел ему Бог (35:1). Между тем, умерла Девора, кормилица Ревекки, матери Иакова. Этой смертью, видимо, завершается еще одна часть истории патриархов. В память о старой кормилице дуб, под которым ее погребли, был назван дубом плача.

Быт 35:9−15. В Вефиле Бог подтвердил обетование, данное Им там же ранее (32:28). Доказательством ему служило теперь новое имя Иакова — Израиль. И то, что Бог назвал Себя здесь Всемогущим (Эль Шаддай: толкование на 17:1), тоже звучало как заверение в том, что Свое обетование Он исполнит (сравните с 28:3). Теперь, когда патриарх снова был в Обетованной земле, вновь подтверждалось и обещание относительно народа («семени»), царей и земли (сравните с 12:2−3; 15:5, 18; 17:3−8; 22:15−18; 28:13−14).

Действия тут Иакова почти идентичны тому, что он делал, когда был в Вефиле впервые: он воздвиг камень (памятник каменный), возлил на него елей и вновь назвал это место Вефиль, т. е. «Дом Божий» (сравните с 35:6−7, 14−15; 28:16−19). И оба раза Бог обещал Иакову многочисленное потомство в этой земле (28:13−14; 35:11−12).

д. Пополнение семьи и развращение Рувима (35:16−29)

Быт 35:16−20. По прибытии в землю семья пополнилась последним ребенком — Вениамином (интересно, что одиннадцать из двенадцати родоначальников колен Израилевых родились за пределами земли обетования, а именно в Месопотамии; 29:31 — 30:24). Рахиль умерла от родов. Это была вторая смерть в дороге, о которой говорится в главе 35 (стих 8).

Имя, которое она сама дала ребенку, а именно Бен-Они («сын моей скорби»), звучало слишком печально, и Иаков переименовал сына в Вениамина («сын моей десницы»). Ведь прискорбное обстоятельство (смерть матери) ознаменовало собой и радостную перспективу, которую сулило рождение сына; тем более, что появление его на свет было ответом на молитву Рахили (30:24) о втором сыне (имя, которое она дала первому сыну, — Иосиф («йосеп») происходит от «йасап» — прибавлять). Так что новорожденный заслуживал имени, которое свидетельствовало бы о радости, а не о скорби.

Над гробницей любимой жены Иаков поставил каменный столб (памятник; сравните с 28:18; 31:45−47; 35:1−4); Рахиль была погребена при дороге, которая вела из Вефиля к Вифлеему (Ефрафа — прежнее название Вифлеема; сравните с «Вифлеем-Ефрафа» в Мих 5:2, а также с Руфь 4:11 и 1Пар 2:50−51).

Быт 35:21−22. Толедот (родословие) Исаака завершается стихами 21−29, которые содержат несколько коротеньких сообщений. В первом лаконично сказано о бесчестии, которое нанес отцу Рувим, старший сын Иакова от Лии, переспав с Валлою, наложницею патриарха и служанкою Рахили (от Баллы у Иакова было два сына — Дан и Неффалим; 30:2−8). Это преступление было совершено на пути между Вифлеемом и Хевроном (где Израиль раскинул шатер свой за башнею Гадер). Возможно, Рувим таким образом намеревался преждевременно заменить отца как патриарха. Но заплатил за свой поступок потерей первородства; 49:3−4; сравните с 1Пар 5:1−2).

Заметим, что в Быт 35:21−22 Иаков дважды был назван Израилем (сравните с 32:28; 35:10).

Быт 35:23−26. Здесь перечислены двенадцать сыновей Иакова, которые стали родоначальниками израильских племен, положивших, в свою очередь, начало великому народу (таблицу «Семья Иакова» в толковании на 29-ую главу). Это перечисление служит подтверждением благонадежности обетовании Божиих.

Быт 35:27−29. Глава заканчивается «сообщением» о смерти Исаака, который прожил сто восемьдесят лет. Это третья смерть, зафиксированная в главе (стих 8 и 18). (Полагают, что Исаак жил тогда вблизи Хеврона, южнее его, в Вирсавии; сравните стих 28:10.) Иаков и Исав сообща погребли его. Не исключено, что братья встретились (по этому случаю) в первый раз после того, как расстались по приходе Иакова в землю из Месопотамии (33:16−17).

События, описанные в главе 35, указывали Иакову на исполнение полученных им обетовании (он возвратился в Ханаан!). Однако время самоуспокоенности для него отнюдь не наступило, ибо исполнившееся знаменовало начало новой жизни.

Смертью Деворы, Рахили и Исаака отмечен конец исторического периода, имевшего для народа большое значение. Тяжко согрешил Рувим и лишился отцовского благословения (49:3−4). Были «погребены» идолы, и члены семьи совершили ритуал — освящения — во имя исполнения обета, данного Иаковом в Вефиле. Двенадцать сыновей его, родоначальники будущих племен, положили начало народу в обещанной ему земле. Наступал великий переходный период, когда вере в Бога предстояло в масштабах целого народа — исполниться новой силы, ибо без этого не могли бы осуществиться в истории отношения между Богом и Израилем в рамках Завета. Вот почему нарочито подчеркнуты в главе 35 обеты Иакова и обещание Бога.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Имеются в виду ушные серьги-амулеты.
7  [2] — Или: Бог Бет-Эля.
7  [3] — В евр. глагол стоит во мн. числе, что, вероятно, указывает на небесных существ (см. 28:12).
11  [4] — См. примеч. «а» к 17:1.
15  [5] — Букв.: Дом Божий.
18  [6] — Бен-Они — «сын моего страдания», Вениамин (евр. Биньямин) — «сын правой руки».
29  [7] — См. примеч. к 25:8.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.