Бытие 38 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В то самое время Иуда, отделившись от своих братьев, поселился по соседству с одним адулламитом, которого звали Хира.
2 Там Иуда приметил девушку, ханаанеянку, отца которой звали Шуа. Он взял ее в жены и стал жить с ней,
3 она зачала и родила ему сына, которого он назвал Эром.
4 И снова она зачала, и родила еще одного сына, и дала ему имя Онан.
5 Кроме этих двух родила она и третьего сына и назвала его Шелой. (Иуда был в Кезиве, когда она родила этого ребенка.)
6 Иуда нашел жену первенцу своему Эру, ее звали Фамарь.
7 В глазах ГОСПОДА этот старший сын Иуды, Эр, был человеком нечестивым, и ГОСПОДЬ лишил его жизни.
8 И сказал Иуда Онану: «Возьми себе в жены овдовевшую жену брата и исполни свой долг деверя, чтобы у покойного брата твоего были потомки».
9 Онан знал, что ребенок, рожденный Фамарью, не будет считаться его наследником, поэтому всякий раз, ложась с ней, изливал семя на землю, чтобы оставить брата своего без потомства.
10 То, что он делал, было злом в глазах ГОСПОДА — Он и его лишил жизни.
11 Тогда Иуда сказал снохе своей Фамари: «Живи вдовой в доме отца своего, пока подрастет Шела, мой младший сын», — ибо он боялся, как бы и тот не умер подобно его братьям. И Фамари пришлось вернуться в дом своего отца и ждать исполнения обещания.
12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуа, жена Иуды. Как только кончились дни плача, Иуда1 и его друг, адулламит Хира, пошли в Тимну на стрижку своих овец.
13 Когда Фамарь услышала о том, что ее свекор пошел в Тимну стричь овец,
14 она сняла свои вдовьи одежды, закуталась в покрывало и села у ворот города Энаима, что лежит на пути в Тимну. (Она решилась на это, ибо видела, что, хотя Шела уже повзрослел, ее не собирались брать ему в жены.)
15 Когда Иуда увидел Фамарь, он принял ее за продажную женщину, так как она закрыла свое лицо.
16 Он свернул с дороги, подошел к ней и, не подозревая, что это его невестка, предложил ей: «Я пересплю с тобой?» «Что ты дашь мне за это?» — спросила она.
17 «Я пошлю тебе козленка из стада», — ответил Иуда. «Хорошо, — согласилась Фамарь, — только оставь залог, пока не прислал козленка!»
18 «Какой же залог дать тебе?» — спросил он. «Твою печать2 и шнурок ее, а также посох, что у тебя в руке», — ответила она. Он дал их ей, переспал с нею, и она зачала от него.
19 Возвратившись домой, Фамарь сняла с себя покрывало и снова надела свои вдовьи одежды.
20 Иуда послал козленка через своего друга-адулламита, чтобы забрать залог у той женщины, но друг Иуды не нашел ее.
21 И спрашивал он местных жителей: «Где жрица,3 что сидела при дороге в Энаиме?», а те отвечали ему: «Не было здесь никакой жрицы».
22 Вернулся он к Иуде и сказал: «Не нашел я ее, да и жители того места мне сказали, что там и не было никакой жрицы».
23 «Пусть мои вещи останутся у нее, — сказал Иуда, — иначе презирать нас станут. Я ведь действительно посылал ей козленка, да ты не нашел ее».
24 Месяца три спустя Иуде донесли: «Твоя сноха Фамарь живет распутно, и вот уже беременна из-за распутства своего». «Выведите ее из селения и сожгите!» — закричал Иуда.
25 Когда же пришли за ней, она попросила передать своему свекру: «Я беременна от того, кому принадлежат эти вещи. Посмотри, не узнаешь ли ты, чья эта печать, чей шнурок и чей посох?»
26 Иуда узнал их и сказал: «Она вправе обвинять меня:4 я не исполнил своего обещания, не отдал ее в жены сыну своему Шеле». На том и закончилось сожительство Иуды с ней.
27 Пришло время ей рожать, и оказалось, что у нее близнецы.
28 Во время родов высунулась рука одного из младенцев, и повивальная бабка повязала на нее алую нить и сказала: «Этот вышел первым».
29 Но он тут же втянул свою руку назад, и его брат первым появился на свет. «Как же ты прорвался?» — удивилась повивальная бабка и назвала его Парец.5
30 Затем родился его брат, тот, у которого на руке была алая нить. Его назвали Зарах.6

Толкование Далласской семинарии

2. РАЗВРАЩЕНИЕ СЕМЬИ ИУДЫ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ БОЖИЕГО ИЗБРАНИЯ (глава 38)

Странное на первый взгляд событие вклинивается в историю Иосифа, однако, ему предстояло сыграть важную роль в книге Бытия. Оно подтвердило Божий план, основанный на предпочтении младшего старшему, несмотря на человеческие попытки противостать этому.

Быт 38:1−5. Иуда, который посоветовал братьям продать Иосифа измаильтянам (37:26−27), отделился от семьи и осел в Одолламе (в двадцати с небольшим километрах на северо-запад от Хеврона) и там женился на дочери Хананеянина. У них было три сына: Ир... Онан и Шела. Этот брак с хананеянкой чуть не погубил семью Иуды. Прежде смешанные браки с хананеями исключались, и примером тому может служить описанное в главе 34. Но Иуда нарушил обычай. Этот рассказ о грозившей евреям ассимиляции с народами земли помогает понять, почему Бог поместил Свой молодой народ в Египет; Он сделал это, чтобы обезопасить его в процессе становления и роста.

Быт 38:6−11. Первый сын Иуды — Ир умер, потому что был неугоден Богу. (Согласно англ. тексту Библии — «делал злое в глазах Господа».) По обычаю левирата (от латин. «левир» — «брат мужа») второй сын Онан должен был восстановить семя брату, женившись на его вдове. Но он воспользовался этим обычаем лишь для своего удовольствия. Ибо, «входя» к Фамари, каждый раз изливал семя на землю, чтобы не дать потомства покойному брату. За это Бог и его лишил жизни.

В виду создавшегося положения Иуда не решался отдать своего последнего сына Шелу в мужья Фамари, вдове Ира (чтобы и он не умер бы подобно братьям его). Иуда ссылался на то, что Шела еще отрок (но и позже, когда тот вырос, Иуда отказался исполнить обычай левирата; стих 14).

Быт 38:12−23. Будущее рода оказалось в опасности. И тогда Фамарь решила взять дело в свои руки, исходя из своего права (позже система левирата была официально узаконена Моисеем; Втор 25:5−10). Дождавшись «своего часа» (умерла дочь Шуи, жена Иудина), Фамарь обманом заманила к себе своего свекра Иуду, который думал, что «вошел» к блуднице (Быт 38:15, 21).

Пообещав прислать ей в уплату козленка, он согласился оставить ей в залог свою печать, которая висела на шнуре (в русском тексте — перевязь) у него на шее, и трость (все эти предметы были обычной принадлежностью вавилонян, и в качестве таковой были, очевидно, заимствованы хананеями; на печати и на трости могли быть эмблемы того, кому они принадлежали).

Когда Иуда попытался возвратить все это через своего друга Хиру (сравните со стихом 1), то найти женщину не удалось. На этот раз обманом действует в семье Иакова невестка, взятая из среды язычников!

Быт 38:24−26. Войдя к «блуднице» (стих 16), Иуда поступил аморально; но дальнейшие его действия выдают в нем лицемера, ибо, услышав, что его невестка беременна от блуда, он приговаривает ее к смерти. И тогда, воспользовавшись утаенными ею предметами — печатью, шнуром и тростью — Фамарь доказала, что виновник ее положения — свекор. Действуя рискованно и отчаянно, Фамарь осуществила свое право быть матерью детей Иуды. Она поступила безнравственно, обманув свекра и вступив с ним в связь, однако, Иуда признал, что Фамарь была правее его; руководствуясь пробудившимся в нем нравственным чувством, он не познавал ее более.

Быт 38:27−30. Значение повествования во всей его полноте выступает в этих заключительных стихах. Бог даровал Фамари близнецов, и род Иуды продолжался благодаря ей. Но при рождении мальчиков произошло нечто необычное, напоминающее читателю о появлении на свет Иакова и Исава. После того, как рука одного показалась, другой преградил ему ход и вышел первым, за что и получил имя Фарес («разрыв» — в значении «расторгнувший преграду»).

Второй близнец был назван Зарою («восход» или «красный»: повивальная бабка навязала ему на руку красную нить). Снова как будто бы оживало «слово об Иакове», господине над старшим братом своим (27:29). Особое значение это приобретает в свете поступка Иуды с Иосифом (37:26−28). Он и другие сыновья Иакова продали своего младшего брата в Египет — в попытке помешать осуществлению Божьего предначертания: старшие будут служить младшему. И вот в семье самого Иуды, не хотевшего, чтобы состоялся брак Фамари, Божией волей этот принцип (старший будет служить младшему) все-таки восторжествовал. Линии обетования предстояло быть продолженной Фаресом (Мф 1:3), и именно от него произошел из колена Иудина Давид, «праотец» Иисуса Христа.

Хронология событий по нисходящей — от Соломона к Иосифу:

Годы до Р. Х. События
967 Четвертый год правления Соломона (3Цар 6:1)
-1 Год отнимается, чтобы показать, что это действительно полный 4-й год его царствования (но по календарю он захватывал 5-й год)
966 Год начала построения храма
+ 480 Годы от Исхода до начала строительства храма Соломоном (3Цар 6:1)
1446 Год Исхода из Египта
+ 430 Годы проведенные Израилем в Египте
1876 Год переселения Иакова в Египет (после 2-х лет голода (Быт 45:8)
+ 2 Это те два из семи лет голода после которых Иаков переселился в Египет (Быт 45:6)
1878 Начало семилетнего голода
+ 7 Годы изобилия (Быт 41:47)
1885 Год, когда Иосиф был освобожден из темницы и поставлен вторым человеком в стране (в возрасте 30 лет; Быт 41:46
+ 13 Годы пребывания Иосифе в доме Потифара и в темнице
1898 Год, когда Иосиф был продан в Египет (в возрасте 17 лет; Быт 37:2, 28)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
12  [1] — Букв.: утешившись (после плача), Иуда.
18  [2] — Печать (перстень), шнур и посох — все эти вещи вавилоняне обычно носили при себе (Геродот 1, 195), потом этот обычай перешел в Ханаан.
21  [3] — Евр. кедеша — посвященная, здесь в знач. храмовая проститутка.
26  [4] — Или: она праведнее меня.
29  [5] — Т. е. «прорыв».
30  [6] — Имя Зарах в евр. происходит от глагола «сиять».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.