Бытие 39 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Измаильтяне привели Иосифа в Египет. Купил его у них один египтянин по имени Потифар, сановник фараона, начальник дворцовой стражи.
2 ГОСПОДЬ был с Иосифом и помог ему проявить себя достойным образом, так что хозяин-египтянин оставил его жить в своем доме.
3 И видел хозяин, что ГОСПОДЬ с Иосифом и что поэтому в руках его всё спорилось и ладилось.
4 Так Иосиф заслужил расположение Потифара и стал его личным слугой. Вскоре тот доверил Иосифу управлять всем домом своим и поручил ему смотреть за всем своим имуществом.
5 С того самого времени, как Потифар поставил его над домом своим и над всем, что у него было, ГОСПОДЬ даровал всякое благополучие дому1 египтянина — и всё это благодаря Иосифу. Благословение ГОСПОДНЕ пребывало на всем, что было у него — и в доме, и в поле.
6 А потому всё, чем владел Потифар, он поручил заботам Иосифа, и единственное, о чем ему оставалось думать, — это лишь о трапезах своих.2
Иосиф был стройным и красивым юношей.
7 И не много прошло времени, как жена хозяина начала с вожделением смотреть на него, она сказала ему: «Ложись со мной».
8 Но Иосиф противостал ей. «Подумай! — говорил он жене господина. — С тех пор как я здесь, моему господину ни о чем в доме не приходится заботиться, и всё, что есть у него, он доверил мне.
9 Со мной он на равных, и здесь всё, кроме тебя, сделал он для меня доступным, но ты — его жена. Как же могу я совершить столь великое зло? Это же грех перед Богом!»3
10 Хоть и уговаривала она Иосифа изо дня в день, к ее приглашению лечь с ней или провести с ней время он оставался глух.4
11 А однажды случилось Иосифу войти в дом Потифара по делу, когда никого из слуг в доме не было,
12 она воспользовалась этим, схватила его за одежду и потребовала: «Ложись со мной!» Но Иосиф, оставив свою одежду у нее в руках, бросился к двери и выбежал вон.
13 Как только жена Потифара увидела, что Иосиф выбежал из дома, оставив в ее руках свою одежду,
14 она тут же позвала слуг и сказала: «Вы только посмотрите! Мой муж привел к нам еврея, чтобы тот унижал и оскорблял нас.5 Он вошел сюда и пытался обесчестить меня. Благо я закричала что было сил.
15 А он, как только услышал мой крик и визг, тут же бросил свою одежду и убежал».
16 Она держала у себя одежду Иосифа, пока не вернулся домой его господин;
17 и ему повторила она свой рассказ: «Тот раб-еврей, которого ты привел к нам, пришел ко мне, чтобы надругаться надо мной.
18 Но я подняла крик и визг, и он, бросив свою одежду, убежал».
19 Господин Иосифа, услышав слова жены о том, как его раб обошелся с ней, пришел в ярость.
20 Он велел схватить его и заточить в ту крепость, где содержались узники царя. Когда Иосиф оказался в тюрьме,
21 ГОСПОДЬ и там был с ним и по любви Своей неизменной помог ему завоевать особое расположение начальника тюрьмы.
22 Тот вверил Иосифу всех узников, и он руководил всей их работой.
23 Начальник тюрьмы мог не беспокоиться о том, что было доверено Иосифу, ибо ГОСПОДЬ был с ним, и всякому делу, за которое брался Иосиф, ГОСПОДЬ даровал успех.

Толкование Далласской семинарии

3. ИОСИФ В ЕГИПТЕ; ЕГО ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЛАСТИ (ГЛ. 39−41)

а. Жена Потифара искушает Иосифа (глава 39)

Быт 39:1−6а. После рассказа о серьезном отклонении семьи Иуды с пути, угодного Богу (глава 38), книга Бытия возвращает нас к Иосифу, который был настолько успешен в делах, руководимый Господом, что сделался управляющим над всем домом (хозяйством) Потифара царедворца фараонова. Этим фараоном был, вероятно, Сенусерт 2-ой (Среднее царство, XII-ая династия; 1897−1879 гг.до Р. Х.) (таблицу «Хронология по нисходящей — от Соломона к Иосифу».)

Присутствие Иосифа в доме Потифара было причиной и залогом благословения Господнего на всем, что имел этот египтянин.

Быт 39:6б−10. Но Бог провел Иосифа через испытание характера, воли и веры. Молодого и красивого станом и лицом Иосифа стала соблазнять жена Потифара, но он отказался от греха блуда с нею, который явился бы, по его словам, великим злом как против Бога, так и по отношению к хозяину, полагавшемуся на него и доверявшему ему. Иосиф стал избегать этой женщины, преследовавшей его изо дня в день. Силы ему придавала убежденность в том, что Бог призвал его на особое служение. Подтверждение этому он видел в своем удивительном восхождении от положения раба к власти.

Быт 39:11−20а. Следует описание коварного поступка жены Потифара. Уязвленная отказом Иосифа «спать с нею», она обвинила его в попытке изнасиловать ее. Вначале слугам, а потом и мужу она «предъявила» одежду, которую Иосиф оставил в ее руках, убегая от нее, как доказательство его «вероломного» поведения.

Быт 39:20б−23. По милости Божией Иосифу и в темнице, куда бросил его разгневанный Потифар, оказалось не так уж плохо. Бог расположил к честному юноше сердце начальника темницы, и тот, как прежде Потифар, доверил ему все свое «хозяйство», поставив распорядителем над узниками. Четырежды повторяется в этой главе, что «Господь был с Иосифом» (стихи 2−3, 21, 23).

Не забывая о своих снах, суливших ему власть и процветание (37:6−7, 9), Иосиф оставался верным слугою Богу, не поддавшись соблазну при первых же признаках своего «восхождения».

Мудрые правители сознают, что без верности Богу не может быть ни идеального царя ни благословенного царствования. Это предстояло осознать и Израилю: верность Господу следует хранить в любых обстоятельствах, даже и в таких, когда страдают праведные.

По духу своему это повествование перекликается с советами, которые находим в Притчах царя Соломона. Безумие уступать соблазну льстивых (будь то женщина или мужчина) — в ущерб благочестивой жизни. Мудрость состоит в том, чтобы вовремя осознать, во что обойдется грех. Иосиф не поддался искушению, потому что был уверен: Бог уготовил ему нечто замечательное. И он не хотел — ради греховного удовольствия — лишиться Божиих благословений. Не впадал он в отчаяние и от того, что неизменную верность Богу ему пришлось оплачивать страданием. Он не ошибся: впоследствии Бог наградил его, как обещал.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: Господь благословил дом.
6  [2] — Букв.: и не знал при нем ничего, кроме пищи, которую он ел.
9  [3] — Букв.: против Бога.
10  [4] — Букв.: не слушал.
14  [5] — Букв.: чтобы тот насмехался над нами; то же слово и в ст. 17.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.