Бытие 4 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Познал Адам жену свою, Еву, — она зачала и родила Каина, и сказала: «Обрела я человека, дар от ГОСПОДА обрела!»1
2 Потом родила она Авеля, брата Каина. Авель пас овец, а Каин возделывал землю.
3 Прошло время, и Каин принес ГОСПОДУ плоды земли,
4 а Авель — наилучший2 дар из первого приплода стада своего. ГОСПОДЬ благосклонно посмотрел на Авеля и его жертвоприношение,
5 а на Каина и его жертвоприношение не посмотрел. Каин сильно разгневался, и взор его поник.
6 Тогда сказал ГОСПОДЬ Каину: «Отчего ты так сильно разгневался? Отчего поник взор твой?
7 Если намерения твои добры, разве не поднимаешь ты голову? 3 А если недобры, грех притаился у порога. Овладеть тобой он хочет, но ты можешь4 господствовать над ним».
8 Каин сказал брату своему Авелю: «Выйдем в поле».5 И как только они вышли в поле, набросился Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 «Где же Авель, брат твой?» — спросил ГОСПОДЬ Каина. «Не знаю, — ответил тот, — разве я сторож моему брату?»
10 И сказал ГОСПОДЬ: «Что ты сделал?! Я слышу, как кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли!
11 И ныне ты проклят: отвергнут землей, что поглотила кровь брата твоего, твоей рукою пролитую.
12 После этого земля уже не станет приносить богатых урожаев, сколько бы ты ни возделывал ее; будешь изгнанником ты и скитальцем».
13 «Наказание это слишком тяжело для меня, не снести мне его, — сказал Каин ГОСПОДУ, —
14 вот Ты теперь гонишь меня с земли. Я должен скрываться от Тебя, быть изгнанником и скитальцем; и первый встречный может убить меня».
15 Но ГОСПОДЬ сказал ему: «Случись такое — всякий, кто убьет Каина, не уйдет от семикратного отмщения».6 И, чтобы никто, встретившись с Каином, не убил его, дал ГОСПОДЬ Каину особый знак Своей защиты. 7
16 Тогда ушел Каин с того места, где явился ему ГОСПОДЬ,8 и поселился в земле Нод,9 к востоку от Эдема.
17 Познал Каин жену свою, она зачала и родила Ханоха. В те дни Каин основал город, назвав его именем сына своего Ханоха.
18 У Ханоха родился Ирад, который стал отцом Мехияэля; от Мехияэля родился Метушаэль, а от Метушаэля родился Ламех.
19 Ламех взял себе двух жен, одну из них звали Ада, а другую — Цилла.
20 У Ады родился сын Явал, он — родоначальник всех скотоводов, живущих в шатрах.
21 Имя брату его Ювал, он — родоначальник всех играющих на гуслях и свирели.
22 А у Циллы родился сын Тувал-Каин, он был первым, кто начал изготавливать всякие орудия из меди и железа. У Тувал-Каина была сестра Наама.
23 И сказал Ламех женам своим:

«Ада и Цилла, послушайте меня,
жены Ламеховы,
прислушайтесь к тому,
что я скажу!
Человека убил я за рану,
мне нанесенную,
юношу, когда тот ударил меня.

24

Если за Каина отмстится всемеро,
за Ламеха
в семьдесят раз по семеро».

25 Адам вновь познал жену свою, и она родила сына и дала ему имя Шет,10 сказав при этом: «Бог даровал мне другое дитя11 вместо Авеля, которого убил Каин».
26 У Шета тоже родился сын, он назвал его Энош;12 тогда начали люди призывать имя ГОСПОДНЕ, стали поклоняться Ему.

Толкование Далласской семинарии

3. ГРЕХ «ЗАЯВЛЯЕТ О СЕБЕ» В УБИЙСТВЕ АВЕЛЯ КАИНОМ (4:1−16)

Темой четвертой главы являются численный рост и географическое распространение безбожного общества. Мы видим тут человека, восставшего против Бога, человека, который в своем нежелании повиноваться Богу подрывал всякое благочестие и отказывался нести ответственность за это. Нечестивые представлены здесь как живущие в мире (под защитным «знамением благодати»; толкование на стих 15), но не обретшие спасения в вечности. Их чувство вины притуплялось под действием их культурных достижений и в результате распространения их по земле.

Под водительством Моисея Израиль войдет в мир различных культур, которые со всех сторон «обступят» его со своими музыкой и скульптурой и зримыми плодами своей процветающей торговли, промышленности. Однако в эволюции Израиля все это будет играть отрицательную роль, ибо соседние народы станут склонять Божий народ к отвержению его системы жертвоприношений и все более втягивать его в свою жизнь под знаком проклятия. Израиль нуждался в предостережении против столь дерзкого вовлечения его в противление Богу.

В истории Авеля и Каина «семя» жены сталкивается с «семенем» змея (3:15). Каин поддался действию зла и в конце концов «ушел в мир» — создавать безбожное общество, отвергнув путь, предложенный ему Богом. «Путь Каинов» (Иуд 1:11) означает отсутствие веры, которое, в частности, проявляется в зависти к людям праведным, угодным Богу, и как следствие этого — в убийствах; которое сказывается в нежелании нести ответственность и в попытках избежать Божьего наказания.

Быт 4:1−5. Фраза за фразой — не только в этих стихах, но и по ходу всей главы, усиливается противопоставление Каина и Авеля. (Имя Каина упоминается в стихах 1−16 — 13 раз, а Авеля — 7, и три раза Авель назван «братом».) Грех братоубийства, совершенный Каином, принимает в веках, поистине страшные масштабы (1Ин 3:12, 15).

В личности Каина, земледельца, раскрывается бунтующая натура человека. Хотя на свет он появился как чадо надежды (приобрела я человека от Господа, — произносит при его рождении Ева), проклятие греха настигает его.

Брат его, Авель, был пастухом, кочевником, скотоводом (пастырем овец). Но первое в мире убийство произошло не по причине их разных занятий, а из-за того, что они по-разному чтили Бога. Нельзя не прийти к выводу, что Авель угодил Богу своим даром (что невозможно было бы без веры; Евр 11:6), и потому призрел Господь на Авеля и на дар его, а Каин принес свой дар, не участвуя в этом сердцем, и Бог на дар его не призрел.

Приняв дар Авеля, Господь засвидетельствовал о его праведности (Евр 11:4; сравните с 1Ин 3:12, где о Каине апостол Иоанн пишет, что «дела его были злы»). Отсутствие веры у Каина сказалось и в реакции его на отвержение Богом его дара (4:5). Вместо того, чтобы подумать о том, как угодить Богу и тем «поправить положение», Каин разгневался, и лицо его приняло угрюмое выражение (именно такой смысл имеет вторая фраза в стихе 5, и это отражено в англ. переводе Библии).

Первые сыновья Адама и Евы послужили прототипами всего последующего человечества, ибо два эти типа людей сосуществуют на земле и по сей день.

Быт 4:6−7. И так озлобился Каин, что даже Божие увещание не подействовало на него, и он сознательно поддался греху (вспомним, что Еву пришлось «уговаривать» (сатане), чтобы совершила грех). Но Каин «был от лукавого» (1Ин 3:12). Он хотел погубить своего брата типичная для плотского человека реакция на свою неудачу.

Господь подразумевает, что выражение лица свидетельствует о состоянии души. Грех уподобляется Господом зверю, лежащему у дверей сердца. Он стремится проникнуть в самое сердце того, кто не делает доброго, влечет его. Однако человеку нельзя поддаваться ему. Но ты господствуй над ним, вразумляет Бог Каина. Каин, однако, не пожелал дать отпора греху. Здесь отражение вечной борьбы добра и зла. Всякий одержимый духом соперничества и завистью становится жертвой лукавого.

Быт 4:8−16. Совершив убийство брата (стих 8), Каин отвергает попытки Бога пробудить в нем чувство раскаяния и не выражает намерения принять на себя ответственность за содеянное (стих 9). Божие наказание (грядущее бесплодие земли и предстоящие ему скитания, стихи 10−12) — слишком сурово в его глазах (стих 13). Характерно, что убийца боится, что с ним поступят так же, как он поступил со своим братом (стих 14).

Но милостивый Бог отметил его неким знамением, которое должно было удержать потенциального мстителя от возмездия (стих 15). Что это был за знак, нигде не уточняется. Бог, однако, обрек Каина на постоянные скитания (стих 12). От лица Бога ему предстояло быть изгнанным (стих 14), и пошел Каин и поселился в земле Нод (буквально значит «странствия»), на восток от Едема (стих 16).

Несколько тем, которые прозвучат впоследствии в наставлениях Моисея, встречаем здесь:

1) Жертвы должны предлагаться Богу от сердца и с верою; лучшее из стада или от первых плодов следует приносить Ему (стих 4).

2) Израильтяне несли ответственность за братьев своих — они должны были быть «сторожами» друг другу и не смели друг друга убивать.

3) Кровь, пролитая убийцей, оскверняет землю, она обвиняет и вопиет об отмщении (стих 10).

4) Кровная месть отвергается Богом, Который позаботился о том, чтобы в будущем на земле Израиля были построены города-убежища, в которых преступник мог бы укрыться от мстителя. 5) Вина не должна была оставаться безнаказанной, и это легло в основу теократического управления Израилем.

6) Жизнь без Бога — это жизнь в постоянной опасности, вне действенной защиты, лишенная покоя.

7) Иногда старший брат отвергается ради младшего, вопреки принятому в обществе обычаю.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЕЗБОЖНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (4:17−26)

Далее в повествовании прослеживается линия Каина до «полного» ее развития. Что постигает общество, восставшее против Бога, отвергшее Его законы и предписанные Им жертвоприношения? В данном случае оно достигло процветания. Но праведные не должны завидовать нечестивым, не идти их путем (Пс 48 и 72). Бог допускает преуспевание нечестивых на их сугубо земных путях. Они сочиняют музыку, изобретают оружие и орудия земледелия, возводят города; так возникают и растут культуры. И это то, чем живут люди в мире, на котором тяготеет проклятие.

Но не так с праведными. Некоторые из потомков Сифа, который был дан Еве Богом, вместо Авеля, начали призывать имя Господне. Они — Ной и Авраам в их числе — возвещали своим современникам истину. Мы видим, что какая-то часть людей в каждом поколении (называемая в Священном Писании остатком), отвергая блага «зажиточной жизни», неизменно озабочена вещами духовными. Израилю следовало подражать своему патриарху Еносу (буквально значит «слабый», «немощный» и — как следствие этого — смиренный перед Богом; 4:26) — как в духовном отношении, так и в повседневной жизни.

Быт 4:17−18. Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Это название — Нод — связано по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад, стих 14). То есть это была земля «убежавших от Бога». Тут у Каина родился сын Енох, именем которого он назвал построенный им город. (Несомненно, женой Каина была одна из дочерей Адама; сравните с 5:4.)

Быт 4:19−24. Седьмым от Адама по линии Каина был Ламех (вероятно, современник праведного Еноха, тоже седьмого от Адама, 5:3−21). Ламех нарушил план Бога, взяв себе две жены. В его роду изготовлялись музыкальные инструменты (гусли и свирели), а также орудия труда и войны из меди и железа. Одни из сыновей Ламеха Иавал — был скотоводом-кочевником (жил в шатрах со стадами).

Но, несмотря на процветание и «достижения», зло в их жизни множилось угрожающе. Стихи 22−23, известные под названием «песни Ламеха» — древнейший памятник семитской поэзии, с характерными для нее параллелизмами (т. е. повторами одной и той же мысли, выраженной разными словами). Надменно и зловеще хвастает перед женами Ламех (в распоряжении, которого «железное оружие», изобретенное его сыном Тувалкаином) тем, что убил некоего юношу. Хвалится он и своей, якобы, безнаказанностью, видимо, «уповая» все на то же «железное оружие». Если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

И в такой-то мир предстояло войти Израилю, а позднее — Церкви, чтобы провозглашать в нем праведность Божию.

Быт 4:25−26. Безбожному обществу резко противопоставлены праведные. Линия Сифа была линией веры. Сам Сиф был для Евы, не утратившей веры в Бога, подарком от Него. Во дни Еноса, сына Сифова, люди начали призывать (точнее — «возвещать») имя Господа (имя Иеговы).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В силу многозначности евр. предлога, переведенного здесь как от, и евр. глагола, переведенного здесь словом обрела, возможны и другие переводы: сотворила я человека, как и Господь (это сделал); обрела я человека с (помощью) Господа; обрела я человека — Господа.
4  [2] — Букв.: от тука их.
7  [3] — Или: если делаешь доброе, то не будет ли принята (жертва); букв.: вознесена.
7  [4] — Друг. возм. пер.: ты должен.
8  [5] — Так в LXX и в друг. древн. пер.; слова выйдем в поле отсутствуют в масоретском тексте.
15  [6] — Символическое число «семь» указывает здесь на особую суровость наказания для виновного.
15  [7] — В слове «знак» можно видеть указание на Божественную защиту в том городе-убежище, который должен был построить Каин, чтобы предотвращать продолжение кровопролития; см. ст. 17.
16  [8] — Букв.: ушел от лица / присутствия Господня.
16  [9] — Или: в земле изгнания / скитания.
25  [10] — Имя Шет (Син. пер.: Сиф) в евр. созвучно слову шат — «положил», здесь означает «дарованный».
25  [11] — Букв.: семя.
26  [12] — Энош — человек / человечество, в знач. что с этого сына начинается новая история человечества.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.