Бытие 40 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Случилось так, что некоторое время спустя1 виночерпий царя египетского и пекарь его провинились перед господином своим, царем египетским.
2 Фараон разгневался на этих двух своих придворных: на главного виночерпия и главного пекаря —
3 и заключил их в ту же самую тюрьму, при доме начальника стражи, где содержался Иосиф.
4 Пробыли они там немало дней, в которые Иосиф, по поручению начальника стражи, прислуживал им.
5 В одну и ту же ночь этим двум заключенным (и виночерпию, и пекарю царя египетского) приснились сны, каждому — свой, со своим особым значением.
6 На следующее утро Иосиф, придя к ним, заметил, что вид у них был мрачный.
7 «Что удручает вас?» — спросил он придворных фараона, которые содержались вместе с ним под стражей в доме его господина.
8 «Мы видели сны, но истолковать их здесь некому», — ответили они ему. «Не от Бога ли истолкования? — возразил Иосиф. — Расскажите их мне».
9 Тогда главный виночерпий рассказал свой сон Иосифу. «Снилось мне, — начал он, — будто передо мной виноградная лоза,
10 а на лозе — три ветви. Едва на них появились почки, как началось цветение, гроздья налились и превратились в спелый виноград.
11 А в руке у меня была чаша фараонова; сорвал я гроздья, выжал в ту чашу и подал ее фараону».
12 Выслушав его, Иосиф сказал: «Вот что это значит: три ветви — это три дня.
13 Пройдет три дня, и фараон проявит милость к тебе2 — восстановит он тебя в должности твоей. Ты снова станешь подавать чашу фараону, как то было прежде, когда служил ты при нем виночерпием.
14 Вспомни обо мне, когда будешь жить в довольстве и благополучии, и сделай мне одолжение: слово за меня замолви перед фараоном, попроси его о моем освобождении.
15 Меня ведь насильно увезли, похитили из земли народа моего, евреев, и здесь, в Египте, я не сделал ничего такого, чтобы сажать меня в тюрьму».
16 Когда главный пекарь увидел, что истолкование сна оказалось благоприятным, он сказал Иосифу: «А мне приснилось, будто у меня на голове три корзины белого хлеба.3
17 В верхней корзине всякая выпечка, какую пекарь обычно готовит для фараона, и птицы клевали ее из корзины прямо у меня на голове».
18 Тогда так сказал ему Иосиф: «Вот что значит этот сон: три корзины — это три дня.
19 Через три дня фараон обезглавит тебя4 и повесит тебя на дереве, тогда птицы будут клевать твою плоть».
20 Три дня спустя, в день своего рождения, фараон устроил пир для всех придворных своих. В их присутствии он «поднял» головы и главного виночерпия, и главного пекаря.
21 Главного виночерпия фараон восстановил в его должности, и тот снова подавал фараону чашу,
22 а главного пекаря велел повесить. Всё произошло, как и предсказал5 им Иосиф.
23 Но главный виночерпий не думал об Иосифе и забыл о его просьбе.

Толкование Далласской семинарии

б. Иосиф толкует сны узников (глава 40)

Иосиф был уверен, что в давних двух снах его (37:5−7) Бог дал ему откровение о том, что в свое время исполнит. Памятуя о них, он с готовностью истолковал и сны узников.

Быт 40:1−8. В темнице попавшие туда за какую-то провинность два царедворца фараона — виночерпий и хлебодар — в одну и ту же ночь увидели сны, исполненные таинственного значения. Иосиф обратил внимание на охватившее их смущение и предложил им истолковать их сны. Он, очевидно, осознал, что они от Бога.

Быт 40:9−15. Сон главного виночерпия сулил ему быстрое завершение его неприятностей и обретение прежнего высокого положения. Три ветви на лозе со зреющим виноградом означали, что через три дня фараон вернет виночерпия к исполнению его обязанностей. Иосиф попросил его вспомнить о нем тогда и способствовать его освобождению из тюрьмы.

Быт 40:16−19. Сон хлебодара не предвещал доброго исхода: птицы, клевавшие пищу из третьей, верхней из трех корзин, стоявших у него на голове, означали, что через три дня фараон снимет голову с плеч этого царедворца, а тело его, повешенное на дереве, станут клевать птицы.

Быт 40:20−23. Толкования оказались верными, и через три дня, в день своего рождения фараон возвратил виночерпия на его место, а хлебодара приказал казнить. Иосиф же был забыт в темнице.

Правильное истолкование снов было важным обстоятельством для Иосифа. Он не ошибся относительно откровений ему, посылаемых во снах. Иосиф мог не понимать цели своего заточения, но в вере своей он был ободрен. Виночерпий не вспомнил о нем, но Бог его не забыл. Живя надеждой, Иосиф не слабел в вере. Обстоятельства не подрывали ее.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: после этих слов.
13  [2] — Букв.: поднимет тебе голову; евр. идиома, говорящая о восстановлении прежнего достоинства человека, о том, что ему возвращены его должность и права.
16  [3] — Друг. возм. пер.: три плетеные корзины.
19  [4] — Букв.: поднимет твою голову с тебя; ср. ст. 13.
22  [5] — Букв.: истолковал.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.