Собравшись вместе, сыны Иакова,
послушайте,
послушайте отца своего Израиля!
Рувим, первенец мой, сила моя,
первый плод моей зрелости,
в чести и власти своей
ты братьев своих превыше!
Неудержим ты, как стихия водная,
но знай — не первенствовать тебе более,2
коли лег ты на брачное ложе отцовское
и его осквернил.
На мою постель возлечь он посмел!
Симеон и Левий, одного духа братья!
Орудия жестокости — мечи3 их.
В умыслах их не хочу быть участником
и к сборищу их да не буду причтен —
они в приступе гнева мужей убивают,
из прихоти калечат4 быков.
Гнев их да будет проклят,
ибо жесток он,
и ярость их, ибо она беспощадна;
разбросаю их среди сынов Иакова,5
рассею среди потомков Израиля.6
Иуда, восхвалят7 тебя братья!
Врагов своих ты в бегство обратишь,8
и сыновья отца твоего
пред тобой в покорности склонятся.
Иуда — лев молодой,
ты только что над своею добычей стоял,
сын мой,
и вот он уже потянулся
и разлегся, как лев,
как царь зверей,9
и кто посмеет его потревожить?
Скипетр будет в руке Иуды10
и жезл повелителя — у ног его,
пока не придет Тот,
Кто покой принесет11 людям,
Кому повиноваться будут народы.
Иуда осла своего
к виноградной лозе привязывает
и осленка — к лозе наилучшей.
Одежды свои он в вине полощет,
облачения свои —
в крови гроздьев винограда.
Глаза его — вина темнее,
белее молока — зубы его.12
Завулон на морском берегу поселится,
у него — безопасная гавань для кораблей,
и Сидон у него совсем рядом.13
Иссахар — это осел крепкий,14
что улегся меж загонами для скота.
Стоило ему увидеть пристанище хорошее
и местность приятную,
как он подставил спину свою под ношу
и стал работать в уплату дани.
Дан будет суд вершить в народе своем
как одно из колен15 Израиля.
Быть Дану змеей на дороге,
аспидом на пути,
что жалит коня в ногу,
так что всадник его навзничь падает.
(В Тебе, ГОСПОДИ,
спасение наше — на это и надеюсь я!)16
Гад… Досаждать ему будут
набеги грабителей,
но всякий раз тем придется
от него бегством спасаться.17
У Асира хороша пища, и ее — в изобилии,18
лакомства его
хоть к столу царскому поставляй.
Неффалим — лань он вольная,
потомство производит он на свет превосходное.19
Иосиф же — дерево молодое, плодоносное,
у источника выросшее
молодое древо плодоносное,20
ветви21 которого над стеной возвышаются.
Как бы яростно ни нападали на него лучники,
с какой бы злобой ни пускали стрелы в него,
лук его остается упругим
и руки его крепки
силою Могущественного Бога Иакова,
именем Пастыря, Твердыни Израиля,
Бога отца твоего —
Он и впредь да поможет тебе!
И Всесильный Бог да ниспошлет тебе
Свои благословения,
благословения, с неба изливающиеся,
благословения, из глубин земных исходящие,
благословения груди кормящей
и чрева рождающего.
Благословения отца твоего превосходят
благословения гор22 древних,
щедрые дары холмов вечных;
да будут они на голове Иосифа,
на темени его, мужа,
среди братьев его прославленного.
Вениамин — волк прожорливый,
утром он с жадностью добычу свою глотает
и вечером стремится урвать
хоть часть другими похищенного».23
Толкование Далласской семинарии
Быт 49:1−2. Призвав сыновей к смертному своему ложу, патриарх говорит о том, что произойдет с ним в грядущие дни, и произносит медленно и взвешенно слова пророчества, ниспосланного ему свыше.
Быт 49:3−4. «Слова превознесения», сказанные Иаковом в адрес Рувима, первенца его, теряют свою силу, как только он напоминает об осквернении Рувимом ложа отца (подразумевая прелюбодейную связь его с наложницей Валлой; 35:22). Рувиму полагалось главенство над родом (1Пар 5:1−2), но из-за буйного нрава его (ты бушевал, как вода) он не получит главенства. Во времена Судей (Суд 5:15−16) колено Рувима страдало разногласиями и нерешительностью; в истории народа оно никогда не играло существенной роли и первым исчезает из «поля зрения».
Быт 49:5−7. Симеон и Левий, родные братья; мечи их объявлены отцом орудиями жестокости. Иаков не хочет причастности к их несправедливому совету и неправедному собранию. Его устами над ними произнесен суд Божий за избиение жителей Сихема и животных, находившихся в городе (убили мужа перерезали жилы тельца; 34; 25−29). В очах Божьих священная война и яростное отмщение — не одно и то же. Оба колена были позже рассеяны (49:7).
Колено Симеона в сущности распалось, получив земельный надел на территории Иуды (Нав 19:1, 9). Левий вообще не получил собственной земли при разделе Ханаана, однако, можно полагать, что по причине ревностного служения представителей этого, колена Богу (Исх 32:26, 29; Чис 25:8, 13), — проклятие рассеяния обратилось для него в благословение священнослужения; Нав 21.
Быт 49:8−12. Могущество Иуды Иаков сравнивает в этом прорицании с могуществом молодого льва, ибо не только враги его склонятся под сильную руку его, но и остальные братья поклонятся ему и восхвалят его. Здесь очевидна игра слов, ибо Иуда значит «восхваление» (29:35). В центре прорицания — слово доколе (49:10б). Царская и законодательная власть не отнимется от Иуды, доколе не прейдет Примиритель, Которому покорятся народы, после чего мир превратится в земной рай. Стих 10 — явно мессианский; в нем предвосхищается завершение власти Иуды в Тысячелетнем царстве Мессии (о «колене Иудином» в Откр 5:5).
Русскому слову «Примиритель» в евр. тексте соответствует Шилох. С древних времен во многих исследованиях, включая Таргум (арамейский пересказ Ветхого завета) это слово (шилох) рассматривается как титул Мессии. Однако его смысловое значение может быть передано как «чей он есть», а в данном контексте как Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его (т. е. законодательная власть — от потомков его), доколе не прейдет Тот, Кому они (скипетр, законодательство) принадлежат. (Схожую фразу находим в Иез 21:27 «доколе не придет Тот, кому принадлежит он» (венец; Иез 21:26.)
С пришествием Мессии земное великолепие уподобится райскому. По словам богослова Киднера, каждая строчка в Быт 49:11−12 «возвещает о пьянящем мысль изобилии: это будет золотой век, который установит Грядущий». Прообразом его в устах Иакова служит будущее богатство земли Иудиной: виноградных лоз у Иуды будет столько, что он станет привязывать к ним домашний скот, а в виноградном вине он будет мыть одежду свою. об изобилии в Тысячелетнем царстве в Ис 61:6−7; 65:21−25; Зах 3:10. (Колено Иудино первым начало завоевание Ханаана (Суд 1:1−8) и впоследствии действительно внушало страх врагам своим; полноты своего могущества оно достигло в царстве Давида; на гербе этого племени был изображен лев.)
Быт 49:13−15. Источником обогащения Завулона станет морская торговля (хотя средиземноморского побережья границы его не достигали; Нав 19:10−11). Подобно ослу крепкому, принужден будет трудиться на других Иссахар. Территория будет ему отведена на обширной и плодородной Ездраэлоиской равнине, которая часто будет подвергаться набегам соседей, но войнам с ними колено Иссахарово предпочтет уплату дани.
Быт 49:16−17. Неприглядна судьба колена Данова. Ему предрекалась роль судьи (имя Дан созвучно еврейскому слову, имеющему это значение) — возможно, в смысле осуществляющего справедливую и независимую политику в своих пределах (в народе своем), но он встал на путь вероломства и предательства (некоторые полагают, что врагов Дан побеждал не столько в открытом бою, как Иуда, сколько всякого рода хитростями), почему и уподобляется отцом змею аспиду. Известно, что во времена Судей первыми предались идолопоклонству данитяне (Суд 18:30).
Быт 49:18. Это молитвенное обращение Иакова к Господу с просьбой о помощи, возможно, вызвано было его беспокойством о судьбе Дана и его потомков, либо выражало его тревогу обо всех сыновьях и служило косвенным напоминанием им, собравшимся у смертного ложа отца, об их постоянной нужде в Господе.
Быт 49:19−21. В связи с именем Гад возникает игра слов: евр. глагол гадад означает «нападать» (в русском тексте — теснить). На территорию Гада действительно часто вторгались арабские племена, кочевавшие восточнее реки Иордан, но сыны Гадовы успешно «оттесняли» их (к примеру, 1Пар 5:18−19).
Асиру предвещалось плодородие; яства его земли будут поставляться к царским столам (так это впоследствии и происходило). Это колено расселилось на богатом северном побережье Ханаана. Стих 21 имеет разные прочтения в древних текстах. Приводимый в русском тексте трудно поддается объяснению. В англ. тексте — иное его прочтение. Неффалим — стройная серна. Колено Неффалимово уподобится этому животному — свободному, живущему в горах. Оно поселилось на северо-западе от моря Галилейского. Пророчица Девора пела о Неффалиме, рисковавшем жизнью своей «на высотах поля» (Суд 5:18).
Быт 49:22−26. Особенно многообещающе звучит прорицание патриарха в отношении Иосифа, ибо оно произносится вместе с последним и главным отцовским благословением (сравните с 1Пар 5:1−2). Обещание «плодоносности» перекликается с именем одного из сыновей Иосифа — Ефрема (которое и означает «плодоносный»). Иаков буквально осыпает оба колена Иосифовы обещаниями побед (Быт 49:23−24а) и процветания (стих 25б).
Впоследствии впечатляющие победы в сражениях одерживали ефремляне Иисус Навин, Девора и Самуил, а также Гедеон и Иеффай из колена Манассиина. В этих стихах находим несколько чудных наименований Бога: мощный Бог Иаков-лев Пастырь Бог отца твоего твердыня Израилева Всемогущий — Тот, Кто ниспосылает благословения небесные (т. е. дожди) и благословения бездны, лежащей долу (т. е. образует реки и подземные источники вод), и благословляет сосцы и утробы (т. е. дает людям и всему живому потомство). Иаков столь горячо и поэтично призывает на Иосифа и его сыновей благословения Божии, потому что старший сын Рахили был не только его любимцем, но и Богом был «избран» между братьями.
Быт 49:27−28. В прорицании о Вениамине говорится о воинственном племени, которое сравнивается с хищным прожорливым волком (о жестокости вениамитян в Суд 20 и в 1Цар 19:10; 22:17; вениамитянином был царь Саул).
Все эти прорицания служат той же цели, какой служили прорицания Ноя о его сыновьях (Быт 9:24−27). И тот и другой прозревали судьбы своих сыновей — каждый в конце своей «эпохи» — Ной в «первозданное» после потопное время, а Иаков — при завершении времени патриархов.
в. Смерть и погребение Иакова (49:29 — 50:14)
Быт 49:29−33. Место погребения патриарха важно потому, что он дает распоряжение похоронить его с отцами в Ханаане, а не в Египте (сравните с 47:29−30). Ибо с Ханааном было связано его упование. В пещере Махпела, купленной Авраамом (23, 3−20) вблизи Хеврона (в той, где были погребены Сарра (23:19), Авраам (25:8−9), Исаак (35:27−29), Ревекка (жена Исаака; 49:31) и Лия (первая жена Иакова, стих 31), завещал Иаков похоронить и его.
Итак, Иаков умер после ста сорока семи лет жизни, протекавшей в постоянной борьбе (47:28); его страданиям пришел конец. Недостатков у него было много, грехов — немало. Но он испытывал неутолимую жажду Божиих благословений. И обладал глубоким благочестием, а, значит, полагался только на Бога — всегда и во всем. Так что к концу своей жизни он был мужем истинной, сильной веры. На собственном опыте познал он, откуда приходят благословения; он «боролся» с Богом, чтобы завоевать привилегию небесных обетований и для своих сыновей.