Бытие 5 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ЗАПИСЬ О ПОТОМКАХ1 АДАМА.
(Когда Бог сотворил человека,2 Он создал его по подобию Божию.
2 Мужчину и женщину — первую пару3 Он сотворил, и благословил их, и в день их сотворения дал имя им: «человек».)4
3 Адаму было сто тридцать лет, когда у него родился сын — подобие и образ отца своего Адама, — он назвал его Шетом.
4 После рождения Шета Адам жил восемьсот лет, и родились у него еще сыновья и дочери.
5 Прожив девятьсот тридцать лет, Адам умер.
6 Шету было сто пять лет, когда у него родился Энош.
7 После рождения Эноша Шет жил восемьсот семь лет, были у него и другие сыновья и дочери.
8 Прожив девятьсот двенадцать лет, Шет умер.
9 Эношу было девяносто лет, когда у него родился Кенан.
10 После рождения Кенана Энош жил восемьсот пятнадцать лет, были у него и другие сыновья и дочери.
11 Прожив девятьсот пять лет, Энош умер.
12 Кенану было семьдесят лет, когда у него родился Махалалэль.
13 После рождения Махалалэля Кенан жил восемьсот сорок лет, были у него и другие сыновья и дочери.
14 Прожив девятьсот десять лет, Кенан умер.
15 Махалалэлю было шестьдесят пять лет, когда у него родился Еред.
16 После рождения Ереда Махалалэль жил восемьсот тридцать лет, были у него и другие сыновья и дочери.
17 Прожив восемьсот девяносто пять лет, Махалалэль умер.
18 Ереду было сто шестьдесят два года, когда у него родился Енох.5
19 После рождения Еноха Еред жил восемьсот лет, были у него и другие сыновья и дочери.
20 Прожив девятьсот шестьдесят два года, Еред умер.
21 Еноху было шестьдесят пять лет, когда у него родился Мафусал.6
22 Енох жил в тесном общении7 с Богом и особенно после рождения Мафусала. Так было триста лет, в которые у него родились и другие сыновья и дочери.
23 Триста шестьдесят пять лет провел Енох на земле,
24 живя в тесном общении с Богом; и не стало его, потому что Бог взял его на небо живым.
25 Мафусалу было сто восемьдесят семь лет, когда родился у него Ламех.
26 После рождения Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года, были у него и другие сыновья и дочери.
27 Прожив девятьсот шестьдесят девять лет, Мафусал умер.
28 Ламеху было сто восемьдесят два года, когда у него родился сын,
29 он дал ему имя Ной, сказав: «Он утешит8 нас среди тяжких трудов наших, облегчит муки наши, что испытываем при возделывании земли, ГОСПОДОМ проклятой».
30 После рождения Ноя Ламех жил пятьсот девяносто пять лет, были у него и другие сыновья и дочери.
31 Прожив семьсот семьдесят семь лет, Ламех умер.
32 Ною было пятьсот лет, когда у него родились сыновья: Сим,9 Хам, Яфет.10

Толкование Далласской семинарии

В. Родословие Адама (5:1 — 6:8)

Новое родословие (толедот) начинается отсюда — с двояким намерением: связать историю первых людей с историей Ноя, и показать последствия греха. Фактически тут содержится ответ на вопрос, возникающий в предыдущем разделе. Если, несмотря на действие греха, цивилизация и сопутствующие ей прогресс и процветание — налицо, то в чем же сказывается, проклятие греха? Ответ видится в том, что «завершением» всех человеческих стремлений и достижений является смерть.

1 РОДОСЛОВИЕ ОТ АДАМА ДО НОЯ (глава 5)

Родословие в этой главе следует «по вертикали» — от Адама, через Сифа, к Ною. Родословие потомков Каина в 4 главе насчитывает семь поколений (от Каина до Иувала). А в этом родословии их десять (от Адама до Ноя). Каждый из «перечней» завершается тремя сыновьями того, кто стоит в перечислении последним (Иавал, Иувал и Тувалкаин, сыновья Ламеха (4:20−22); Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноя; 5:32).

В каждом перечне «выступает со словом» лишь один мужчина: в перечне каинитов — Ламех (4:23−24), и другой Ламех — в перечне сифитов (5:29). Ламех, потомок Каина, в сущности насмехался над Божиим проклятием, «обыгрывая» его на свой лад (4:24), а тот Ламех, что был из рода Сифа, стенал под проклятием, ожидая утешения от сына своего Ноя (5:29).

Как библейский текст так и «Перечень шумерских царей», найденный в Месопотамии, свидетельствуют о долголетии древних людей. По-видимому, этому феномену способствовали природные условия в допотопном мире, отличавшиеся от нынешних. И, несомненно, это было частью Божьего плана направленного на заселение земли (сравните с 1:28).

Быт 5:1−2. Эта глава начинается с напоминания о том: что человек был сотворен по подобию Божию; трудно не заметить и напоминания о том, что, сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их. Однако по ходу главы постоянно говорится о смерти, которая есть следствие греха.

Быт 5:3−32. Образ Божий, полученный Адамом, воспроизведен был затем в Сифе, сыне Адама.

Эта глава, помимо того, что образует связующее звено между Адамом и его временем и Ноем и его временем, несет в себе (как лейтмотив) вновь и вновь повторяющуюся фразу — и он умер (стихи 5, 8, 11, 14, 17, 20, 27, 31). Если бы кто усомнился в том, что «возмездие за грех смерть» (Рим 6:23), то и поверхностный обзор библейской истории развеял бы его сомнения.

Констатацией факта смерти заканчивается краткое сообщение о каждом из мужей, потомков Адама. Исключение составляет Енох. О других говорится, что они долго жили, но все-таки умерли, о нем же что он ходил пред Богом (5:22, 24). Термин этот в Библии означает близкое общение с Богом и послушание Ему, награждаемые Божиим благоволением. «Хождение» Еноха длилось триста шестьдесят пять лет. Несомненно, оно продолжалось бы, но Бог взял его (стих 24) — патриарх этот не умер. Такое именно «хождение» заповедано было Израилю (Лев 26:3, 12) и затем — Церкви.

В пятой главе Бытия дается этимология имени Ноя (стих 29); жизнью Ноя определяется развитие повествования в последующих разделах. Ламех назвал сына своего Ной в надежде, что он принесет людям, работающим на проклятой Богом земле (стих 29; сравните «со скорбью будешь питаться» и «проклята земля за тебя» в 3:17) утешение, успокоение. Ламех понятия не имел, как Бог осуществит его надежду, которую он вложил в имя своего сына, и все-таки он надеялся. Так в этой «главе смерти» появляется второй луч надежды. Енох избежал проклятия смертью, а Ной внесет утешение в жизнь тех, кто находится под этим проклятием.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 2:4.
1  [2] — Или: Адама; см. примеч. «а» к 1:26.
2  [3] — Букв.: их.
2  [4] — Евр. Адам.
18  [5] — Евр. Ханох; ср. 4:17.
21  [6] — Евр. Метушелах.
22  [7] — Или: постоянно ходил; то же в ст. 24. Автор использует фразу «ходил с Богом», чтобы представить Еноха (а позже Ноя, см. 6:9) как человека, живущего непорочно среди своих современников. Среди всех остальных патриархов, включая и Адама, Енох был исключением: он благодаря общению с Богом оказался тем, кто, по словам автора Послания к евреям, «был взят (на небо) не познавшим смерти» (Евр 11:5).
29  [8] — Имя Ной (евр. Ноах) созвучно евр. глаголу «утешать» (нахам).
32  [9] — Евр. Шем — имя.
32  [10] — Син. пер.: Иафет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.