Бытие 6 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Людей на земле становилось всё больше и больше, и рождались у них дочери,
2 тогда сыны Божии,1 смотря на красоту дочерей человеческих, начали брать их себе в жены, каждый по своему выбору.
3 Тогда сказал ГОСПОДЬ: «Не вечно быть Духу Моему в противоборстве с человеком,2 ведь он — плоть, предавшаяся греху; пусть предел жизни его будет сто двадцать лет».
4 В то время были на земле люди, низко падшие3 (как и после того), ибо сыны Божии стали жить с дочерьми человеческими и те рожали им детей. Силой они отличались4 издревле, своей воинственностью прославились.
5 Увидел ГОСПОДЬ, что велико развращение людей на земле: лишь к злу устремленными мыслями был занят их ум непрестанно.
6 И пожалел ГОСПОДЬ, что создал на земле человека.5 Скорбью исполнилось сердце Его,
7 и сказал ГОСПОДЬ: «Сотру с лица земли род человеческий, что Я сотворил, — людей, а с ними и зверей, и тварей пресмыкающихся, и птиц небесных, ибо глубоко огорчен6 Я тем, что их создал».
8 И только Ной был угоден7 ГОСПОДУ.
9 РАССКАЗ8 О НОЕ.
Ной был благочестивым и непорочным человеком среди своих современников; он жил в тесном общении с Богом.9
10 Родились у Ноя три сына: Сим, Хам, Яфет.
11 В очах Божьих земля была растлившейся, полна была насилия.
12 Бог видел, что мир растлился, ибо и сам образ жизни людей и животных стал порочным,10
13 и сказал Он Ною: «Я решил покончить со всеми, кто живет на земле,11 ибо она переполнена их жестокостью и насилием; Я уничтожу12 и их, и землю вместе с ними.
14 А ты сделай себе ковчег13 из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его внутри и снаружи.
15 Таким построй ковчег, чтобы длина его была триста локтей, ширина — пятьдесят, а высота — тридцать.14
16 И сделай крышу15 для ковчега так, чтобы по ее завершении она возвышалась над ним на высоту локтя.16 Построй ковчег так, чтобы было у него три яруса: нижний, средний и верхний, — и чтобы сбоку у него была дверь.
17 И знай: Я наведу на землю воды потопа, чтобы уничтожить под небесами всех, в ком есть дыхание жизни; всё на земле погибнет.
18 Но для тебя Мой Завет17 спасения: войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих.
19 И из всего живого, из всех творений по паре из каждого рода, самца и самку, возьми в ковчег, чтоб они остались вместе с тобою в живых.
20 По паре из каждого рода птиц, четвероногих и пресмыкающихся по земле войдут к тебе в ковчег, чтобы остаться им в живых.
21 Ты же возьми с собой всякую пищу, которой вы могли бы питаться; запасись ею так, чтобы была пища для тебя и для них».
22 Ной сделал это; он сделал всё точно так, как велел ему Бог.

Толкование Далласской семинарии

2. РАЗВРАЩЕНИЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (6:1−8)

Некоторые детали этого раздела дали пищу бесконечным спорам, участники которых нередко обходили то, что явно. Не следует забывать, что это повествование есть продолжение толедот, начинающегося в 5:1. И как бы ни смотреть на детали, ясно одно: эти стихи свидетельствуют о глубине падения человеческого рода и о том, что смерть была его непрекращающимся наказанием.

Быт 6:1−4. Многие богословы высказывали предположение, что сыны Божьи — это благочестивые мужи из рода Сифа, а дочери человеческие — это женщины из рода нечестивого Каина. Это смешение свидетельствовало о духовном упадке даже лучших из людей (сифитов) и способствовало развращению человечества в целом.

Согласно другой точке зрения, под «сынами Божьими» подразумевались ангелы (как в Иов 1:6, которые, облекшись, видимо, в плоть человеческую, вступали в сожительство с земными женщинами. Но это противоречит тому, о чем сказано в Мф 22:30.

Так или иначе, «сыны Божьи» предстают здесь как сильная группа высокомерных существ, озабоченных продолжением своего рода и избирающих с этой целью красивых женщин. Речь может идти о могучих правителях, признавших над собой власть падших ангелов. Те, возможно, вселялись в их тела, и тогда деспоты и военачальники становились орудиями в их руках.

Из Иез 28:11−19 и Дан 10:13 мы видим, что за спиной великих земных царей и правителей стоят порой «князья поднебесные», которые вершат делами от их имени, но своей, демонической, силой. Характерно, что в угаритской литературе (как и в литературе других народов) цари описываются как боги и полубоги. Неудивительно, что язычники поклонялись им. Многие мифы называют великих правителей и воинов отпрысками богов.

В памятниках угаритской литературы они («сыны богов») относятся как к составляющим небесный пантеон, так и к земным царям. Так в одной из легенд рассказывается о том, как главный бог небесного пантеона — Эль — совратил двух земных женщин. От их союза с Элем произошли Схр («Заря») и Слм («Сумерки»); две эти богини, по-видимому, соответствовали Афродите в греческом пантеоне богов. Так что в представлении язычников боги «появлялись на свет» в результате союза между богами же и людьми. Любой мифический персонаж, наделенный сверхчеловеческими способностями, в частности, человек исполинского роста, казался язычнику «сыном Бога».

Содержится в Быт 6:1−4 и полемический элемент. Полемика направлена против языческого верования, что исполины и сильные люди, издревле отмеченные славой как герои (окончание стих 4), — божественного происхождения, и что бессмертия можно, следовательно, достичь ценой безнравственности.

Ханаанский культ (как и большинство древних культов на Ближнем Востоке) включал в себя исполнение ритуалов плодородия, основанных на веровании, что предмет, «представляющий» человека (являющийся его «подобием»), сверхъестественным образом воздействует на него. Израиль строго предостерегался против следования этой извращенной, опасной практике.

Итак, эти стихи в сущности провозглашают ту истину, что «сыны Божии» не были богами, но управлялись демонами (бесами). Их вступление в брак со многими (в зависимости от их желания) женщинами (отсюда, возможно, берут начало гаремы) лишь служило удовлетворению их низменных инстинктов. Дети от таких браков, вопреки идеям язычников, хоть и были «издревле славными» людьми, являлись всего лишь плотью и в свое время умирали, как все другие люди. Когда Бог обрушил на землю потоп, ни один исполин, ни один «бог» и никакой человек не смог противостать Ему.

Быт 6:5−8. Божии слова относительно человеческого рода полны глубокой печали. Великим было развращение народа, и мысли и помышления людей всегда были во зло (сравните с 8:21 «Помышление сердца человеческого — зло от юности его»). Бог сотворил человека в соответствии со Своим замыслом (евр. йасар, переведенное в Быт 2:7 как «создал», имеет именно такое значение), но человек воспользовался данной ему свободой в злых целях. Вряд ли есть в Библии более сильная констатация греховности человека.

Сказанное тут позволяет проникнуть в глубинную суть, казалось бы, заурядных (судя по тому, как говорит об этом Иисус в Мф 24:38) дел, происходивших «во дни перед потопом (когда люди) ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как Ной вошел в ковчег». Как читаем в Быт 6:11, 13, «земля растлилась, наполнилась злодеяниями, всякая плоть извратила путь свой на земле».

И раскаялся Господь, что создал человека «Раскаяние» Творца — не равнозначно раскаянию «твари» (человека), которое подразумевает внутреннюю перемену ее и отказ от того, чему следовал прежде. Ибо Господь «не изменяется» (Мал 3:6). Здесь слово «раскаялся» служит передаче крайнего сожаления Его о том, что создал человека на земле, сознательно и упорно злоупотребляющего данной ему свободой воли.

И сказал Господь: истреблю человеков. (Участь людей предстояло разделить и прочим живым существам, потому что, как видно из Священного Писания (к примеру, Рим 8:20−22), между судьбой человека и всем остальным творением — «тварью» — существует глубокая связь.) Скорому суду предстояло постигнуть все живое, потому что не мог Божий Дух вечно «быть пренебрегаемым человеками» (Быт 6:3). Однако Бог отложил свершение этого суда на 120 лет (стих 3), в которые Ною предстояло проповедовать правду (2Пет 2:5). Ной сделался восприемником Божией благодати и потому избежал суда.

Тысячелетия спустя, во дни Моисея, Израилю предстояло узнать, что он избран Богом и потому должен жить праведно. Евреи, как народ Божий, встретятся с исполинами, с сынами Енаковыми (Чис 13:33) и Рефаимами (Втор 2:11; Нав 12:4), когда войдут в обещанную им землю. Но им не следовало бояться их как неких «полубогов».

Г. О житии Ноя и о его сыновьях (6:9 — 9:29)

1. НАКАЗАНИЕ ПОТОПОМ (6:9 — 8:22)

Бог послал на нечестивых катастрофу (это и было Его судом) — с тем, чтобы положить на земле начало новой жизни, и начать ее с заключения завета. Завет был Им заключен с Ноем, слугой Его и восприемником Его благодати. По волнам потопа, который волей суверенного Творца разрушил мир, Ной плыл к «новому творению», восхваляя Бога.

Архитектурный план ковчега Ноя

Но зачем понадобилось Богу прибегнуть к потопу? Объяснений может быть предложено несколько:

1) Будучи верховным Владыкой всего сущего, Он часто пользуется явлениями природы для наказания человека.

2) Потоп (в буквальном и символическом смысле) послужил наиболее полному очищению мира. Ему предстояло «очистить» землю, чтобы и следа нечестивых не осталось на ней. В Библии сказано, что голубь не нашел участка суши, где бы мог сесть (Быт 8:6−9).

3) Богу потоп послужил, таким образом, для начала «нового творения» Оно, в центре которого стоит Ной, «параллельно» первому творению, «центром» которого был Адам. Как тогда суша проступила сквозь обмелевшие воды (1:9), так и теперь вода убывала, пока ковчег не остановился на горной вершине (8:4). Когда нужда Ноя в ковчеге отпала, Бог повелел ему, выйдя на сушу, плодиться и размножаться (9:1) и господствовать над всею землею (9:2), как когда-то все это повелел Он Адаму (1:26, 28). Ной насадил виноградник (9:20); для Адама и Евы был насажен (Самим Богом) сад (2:8).

Но как в первом, так и во втором случае человечество было совращено грехом. Заметим: если в случае Адама нагота служила признаком его невинности (2:25), то в случае Ноя она уже ассоциируется с «неприличием» и аморальностью (9:21); в конце повествования о Ное говорится, о проклятии, предвозвещенном им внуку его Ханаану (9:25−27).

Весьма важные мысли сосредоточены в 6:9 — 8:22. Прежде всего, из этих стихов ясно, что Бог — всесильный Судия всей земли, Который проводит резкую грань между праведным и неправедным, чистым и нечистым. То, что почитает чистым, Он оставляет для Себя. Следующая мысль (или тема): Бог заботится о благословенных Своих, и это, в частности, служит предупреждению их, чтобы, будучи отделены от неправедных, неизменно вели праведную жизнь.

Третья мысль (тема) была адресована Израилю. Как во дни Ноя Бог осудил мир, но провел через потоп Ноя, так много позже осудит Он нечестивых египтян, а Израиля проведет через воды Чермного моря — с тем, чтобы он поклонялся и служил Ему (подробные наставления на этот счет даны в книге Левит). Не случайно многие употребляемые здесь (Быт 6:9 — 8:22) слова и словосочетания встречаются и в книге Левит.

Бог счел целесообразным погубить целое поколение грешников (современников Ноя), дабы это послужило предупреждением, грядущим поколениям. Катастрофа не прервала осуществления Божьего плана, ибо Ной, избежавший суда, вошел в «новый век»

Повествование о потопе указывает на беспредельность Божией власти и на свободу Его поступать с творением по Своему разумению. Оно свидетельствует, что грех ненавистен Богу. Но в свете катастрофы, которую обрушил Господь на нечестивых, еще большего значения исполняется милость искупления, которую предлагает Он людям. Не остается, однако, сомнения в том, что легкомысленный подход к Его благодати — опасен.

Со всей очевидностью людям дается понять, что причина столь сурового осуждения Божьего — в чудовищных грехах и злодеяниях, которые совершались и (совершаются) ими как нечто привычное, изо дня в день. В книге Бытия потоп и его причины представлены совершенно иначе, чем в повествованиях об этом язычников (например, в вавилонском эпосе о Гилгамеше «объясняется», что боги обрушили на землю волны потопа, устав от шума, производимого людьми).

Итак, главы 6−9 содержат в себе ответ на несколько вопросов: какой конец ожидает человека? Сойдет ли ему с рук безнравственная жизнь и безудержное стремление упиваться «радостями этого мира»? Исчерпывается ли существование человека этой жизнью, или она является некоей подготовительной стадией к иной форме бытия? На все это отвечено суровым осуждением современников Ноя. Об ужасных их переживаниях не говорится ни слова, хотя и спасенный Богом Ной не мог не почувствовать кошмара происходившего.

Потоп свидетельствует, что Бог не остановится и перед самыми «крутыми мерами» — ради того, чтобы, в конечном счете, утвердить святость и покой на земле. И в этом находят утешение праведные, уповающие на то, что Божиим планом предусмотрена конечная победа добра над злом. Лишь еще одно событие, описанное в Библии, показывает, что достижение человеком святости — это та цель, ради которой Бог готов пойти на великую жертву; событием этим является распятие Его Сына.

Повествование о потопе подразделяется на три части: поручение Ною построить ковчег в целях сохранения жизни (6:9 — 7:5); уничтожение «всякой плоти», оставшейся вне ковчега в водах потопа (7:6−24), и принесение Ноем Богу «всесожжения на жертвеннике» после потопа (глава 8).

о. Поручение Ною (6:9 — 7:5)

Быт 6:9−13. В отличие от объяснения причины потопа в Вавилонском эпосе (капризные боги наказали людей, досаждавших им своим шумом), в библейской повести причина эта — сугубо морального свойства. Человеческая раса настолько растлилась (стихи 11−12) и «наполнила» землю злодеяниями (стихи 11, 13), что Бог решил погубить всякую плоть, кроме Ноя, который праведно ходил пред Богом (стих 9), и его семьи (стих 18)

Быт 6:14−18. Избавление Ною готовилось посредством ковчега, прямоугольного плоскодонного и почти «плоскокрышего» судна, не похожего на современный корабль, а скорее напоминавшего огромный плавучий дом примерно 140 м. в длину, 23 м. в ширину и 13 с половиной — в высоту; емкость его составляла приблизительно 43000 тонн. Судно имело три палубы, названные в русской Библии жильем. (На рисунке отражено представление художника о том, как мог выглядеть ковчег.) Согласно вавилонскому преданию ковчег был громадным кубическим сооружением, размеры которого в пять раз превосходили размеры Ноева судна, приведенные в Библии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В Священном Писании сыновьями Бога именовались верные Ему, избранные Им люди; ср. Исх 4:22,23; Втор 14:1. Вероятно, и здесь речь идет о потомках Шета (Син. пер.: Сифа).
3  [2] — Или: править (человеком); евр. текст неясен. Некоторые древн. пер.: пребывать в человеке. Иные считают, что здесь говорится не о Духе, а о дыхании (жизни).
4  [3] — Евр. нефилим, вероятно, от глагола нафаль, означающего «падать».
4  [4] — Иные, полагая, что здесь говорится о связи «дочерей человеческих» со сверхъестественными существами, переводят это место так: это были герои древности, люди знаменитые. Евр. слово гиббор, обычно переводимое как силач, воин, богатырь, герой, в некоторых случаях в ВЗ используется в отрицательном смысле, как, очевидно, и здесь; ср. Ис 5:22; Пс 119:2−4.
6  [5] — Букв.: и сожалел Господь, что создал человека на земле.
7  [6] — Или: сожалею (так же, как и в ст. 6); здесь явный антропоморфизм.
8  [7] — Букв.: обрел благодать в глазах. Благодать — обычно это слово (евр. хен — расположение, милость, доброта) употребляется в Библии для обозначения того особого благоволения Бога, какое Он ниспосылает всем людям не за те или иные заслуги, а из одной только любви к ним.
9  [8] — См. примеч. «а» к 2:4.
9  [9] — Или: с Богом он постоянно ходил.
12  [10] — Букв.: извратила всякая плоть путь свой на земле.
13  [11] — Букв.: со всякой плотью.
13  [12] — Здесь в оригинале глагол с тем же самым корнем, что и у глагола, переведенного словом «растлился», в ст. 12. Эта непереводимая на русский язык игра слов, очевидно, показывает, что Бог уничтожает то, что уже само уничтожило себя своим растлением.
14  [13] — Или: корабль. Значение слова неясно. LXX: ларь / ящик; то же слово в Исх 2:3,5, где рассказывается об осмоленной корзинке для спасения младенца Моисея.
15  [14] — Локоть — мера длины, ок. 45 см, т. е. размеры ковчега: 135×22,5×13,5 м.
16  [15] — Друг. возм. пер.: окно / отверстие для света.
16  [16] — Один из возм. пер. неясного евр. текста. Иные переводят: и заверши ее (крышу) так, чтобы она на локоть выдавалась над стеной ковчега.
18  [17] — Букв.: но с тобой установлю Я Союз / Завет. Завет (евр. берит — договор, соглашение, завещание) — в Священном Писании это слово главным образом употребляется для обозначения отношений, установившихся между Богом, с одной стороны, и Израилем как избранным народом — с другой. Ясно, что это не был договор между равными сторонами. Слово «договор» здесь и не может быть употреблено в его обычном значении: это особое соглашение заключалось между вечным Богом и смертным человеком. Сам Бог определял условия соглашения, сообщал их Своему народу и оставлял за ним право принять или отвергнуть такое соглашение, или завет. Бог и Его народ при этом завете принимали на себя определенные обязательства. По сути своей завет включал в себя всё, что требовалось для полного осуществления Божьего намерения спасти человека.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.