2 Царств 15 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 После этого Авессалом завел себе колесницу с лошадьми и пятьдесят человек, чтобы бежали впереди нее.
2 Он поднимался рано утром и становился у дороги возле городских ворот. И всякий раз, когда кто-либо шел к царю, чтобы тот рассудил его тяжбу, Авессалом подзывал проходящего и спрашивал: «Из какого ты города?» Тот отвечал: «Слуга твой из такого-то колена Израилева».
3 Тогда Авессалом говорил ему: «Видишь ли, дело твое верное и справедливое, но у царя некому выслушать тебя».
4 И добавлял Авессалом: «Если бы судьей в стране поставили меня, тогда всякого, кто обратился бы ко мне со своей тяжбой, я бы судил справедливо!»
5 А когда кто-нибудь подходил к Авессалому, чтобы поклониться ему, он сам протягивал руку, обнимал и целовал подошедшего.
6 Так Авессалом вел себя со всяким, кто бы ни приходил к царю рассудить свое дело, и тем Авессалом завоевывал сердца израильтян.
7 По прошествии четырех1 лет Авессалом попросил у царя: «Разреши мне пойти в Хеврон исполнить обет, который я дал ГОСПОДУ.
8 Слуга твой, еще живя в Гешуре арамейском, дал обет: если вернет ГОСПОДЬ меня в Иерусалим, я пойду поклониться ГОСПОДУ».2
9 Царь сказал ему: «Иди с миром», — и тот отправился в Хеврон.
10 Оттуда Авессалом тайно разослал своих людей по всем коленам Израилевым и приказал им, когда они услышат звук трубящего рога, возглашать: «Авессалом царствует в Хевроне!»
11 По приглашению Авессалома из Иерусалима пришли двести человек. Пребывая в полном неведении, они ничего не знали о его замысле.
12 Когда совершались жертвоприношения,3 Авессалом вызвал Ахитофела-гилонитянина, советника Давида, из его родного города Гило. Заговор набирал силу, и к Авессалому собиралось всё больше людей.
13 К Давиду пришел вестник и сообщил: «Сердце израильского народа на стороне Авессалома!»
14 «Пора бежать, потому что не будет нам пощады от Авессалома, — сказал Давид всем слугам, что были при нем в Иерусалиме. — Надо немедленно отправляться, не то он захватит нас врасплох — и несдобровать нам, да и город он предаст мечу!»
15 Царские слуги ответили ему: «Что бы ни решил владыка наш царь, мы — твои слуги!»
16 Царь Давид в сопровождении всех своих домочадцев пешком отправился в путь, оставив присматривать за дворцом десять своих наложниц.
17 Одолев пешком некоторое расстояние, царь и его люди остановились у одного из домов на окраине.
18 Все слуги шли подле него, а керетеи, пелетеи и люди из Гата (шестьсот человек, вышедших вместе с ним из Гата) шли перед царем.
19 Царь спросил Иттая из Гата: «Зачем ты пошел с нами? Вернись и оставайся с новым царем! Ведь ты чужак, к тому же изгнанный из родных мест.
20 Только вчера ты пришел — разве я заставлю тебя сегодня идти с нами в путь? Я пойду своей дорогой, а ты возвращайся обратно и уведи своих братьев. Да явит тебе Господь любовь Свою неизменную и верность!»
21 «Клянусь ГОСПОДОМ и владыкой моим царем!4 — ответил царю Иттай. — Где бы ни оказался владыка мой царь, живой или мертвый, там будет и твой слуга».
22 Сказал на это Давид Иттаю: « Тогда выступай в путь!» Иттай из Гата выступил в путь вместе со всеми людьми и детьми, какие у него были.
23 И пока люди шли, все жители страны плакали в голос. Так царь перешел поток Кедрон, и весь народ отправился по дороге к пустыне.
24 Был там Цадок, а с ним все левиты, носившие ковчег Завета Божьего. Они поставили ковчег Божий, и Эвьятар приносил жертвы, пока народ не закончил выходить из города.
25 Царь сказал Цадоку: «Возврати ковчег Божий в город. Если будет милостив ко мне ГОСПОДЬ, то возвратит и меня, чтобы мне увидеть его на прежнем месте.
26 А если Он скажет: „Ты неугоден Мне“ — то я готов, пусть поступает со мной, как Ему будет угодно».
27 И еще сказал царь священнику Цадоку: «Послушай, лучше возвращайтесь5 с миром в город — ты, Эвьятар и оба ваших сына: твой сын Ахимаац и сын Эвьятара Ионафан.
28 Знайте, что я остановлюсь у переправы через Иордан по дороге в пустыню и буду ждать от вас известия».
29 Цадок и Эвьятар возвратили ковчег Божий в Иерусалим и оставались там.
30 А Давид поднимался на Масличную гору,6 он шел и плакал, голова его была покрыта, а ноги босы. Весь народ, что был с ним, также шел с покрытыми головами и плакал, поднимаясь на гору.
31 Давиду сообщили: «Ахитофел среди заговорщиков, с Авессаломом!» И Давид сказал: «Прошу, ГОСПОДИ, разрушь замыслы Ахитофела!»
32 Когда Давид взошел на вершину, где поклонялись Богу, то навстречу ему вышел Хушай-аркитянин:7 одежда разорвана, голова посыпана прахом.
33 Давид сказал ему: «Если ты пойдешь со мной, то будешь мне только в тягость.
34 Но если ты возвратишься в город и скажешь Авессалому: „О царь! Я слуга твой! Прежде я служил твоему отцу, а теперь стану служить тебе“, то ты сможешь расстроить замыслы Ахитофела ради меня.
35 С тобой там будут священники Цадок и Эвьятар; всё, что только услышишь в царском дворце, передавай священникам Цадоку и Эвьятару.
36 Там с ними двое их сыновей: Ахимаац, сын Цадока, и Ионафан, сын Эвьятара. Передавай через них мне всё, что услышишь!»
37 Хушай, друг Давида, пришел в город как раз тогда, когда Авессалом вступал в Иерусалим.

Толкование Далласской семинарии

Д. Авессалом восстает против отца (главы 15−18)

I. АВЕССАЛОМ ОВЛАДЕВАЕТ ЦАРСТВОМ (глава 15)

2Цар 15:1−6. Обдумывая свой план мщения Давиду, Авессалом перво-наперво постарался расположить к себе народ, сделаться в глазах людей простым и доступным. Он завел колесницы и лошадей и скороходов, и это тоже производило впечатление. Становясь рано утром у ворот города, он встречал всех приходивших в столицу с жалобами, и в беседе с каждым «сожалел», что, вот, у царя нет времени для него, и даже судей не удосужился он назначить, чтобы выслушивать приходящих с тяжбами. А если бы он был судьей, вздыхал Авессалом, у него на всех хватило бы времени для беспристрастного суда в каждом деле! И обнимал и целовал Авессалом каждого подходившего поклониться ему и вкрадывался в сердце Израильтян.

2Цар 15:7−12. Наступил день, когда Авессалом почувствовал, что популярность его в народе возросла достаточно высоко. И тогда он обратился к царю за разрешением (и получил его) пойти в Хеврон, якобы ради исполнения обета, данного им Господу еще в Гессуре (13:37).

По прошествии сорока лет. В евр. тексте слов «царствования Давида» нет, и полагают, что здесь вкралась описка; в нескольких версиях (переводах; включая перевод на англ. язык) этого библейского текста, начиная с древних, стоит: «по прошествии четырех лет» (очевидно, со времени возвращения Авессалома в Иерусалим, или, как у Иосифа Флавия, со времени примирения его с Давидом). Если все-таки принять «сорок лет», то речь может идти о годах, прошедших с помазания самого Давида в Вифлееме (1Цар 16:13).

Итак, Авессалом счел, что время, благоприятное для его мятежа против отца, наступило. Явившись в Хеврон, имевший историческое значение для становления Давидовой династии, в город, откуда сам Давид начинал свое правление (2Цар 3:2−3), Авессалом объявил об узурпации им власти (стих 10). Двести человек, сопровождавшие его в Хеврон, не подозревали о его планах, и позднее, возможно, поддались уговорам Авессалома, как поддался им Ахитофел Гилонянин, занимавший пост советника Давидова.

2Цар 15:13−23. Как только известие о происшедшем в Хевроне достигло Давида, царь, не надеясь устоять против сына, решил добровольно уступить ему власть и тем спасти от разрушения Иерусалим. В сопровождении всех, кто остался ему верен (стихи 15, 21, 23), Давид направился на восток, к Трансиордании. А в столице оставил лишь десять жен, наложниц своих, для хранения дома.

С Давидом была его личная гвардия (все Хелефеи и все Фелефеи), а также около шестисот наемников-филистимлян из Гефа, которыми командовал Еффей Гефянин. На предложение Давида перейти на службу к новому царю и не рисковать своей жизнью и покоем (стихи 19−20) Еффей ответил отказом, почтя за честь разделить с царем, которому он и его воины верно служили до сих пор, его судьбу в изгнании (стих 21).

2Цар 15:24−29. Садок и Авиафар, два главных священника, были отосланы Давидом назад, в Иерусалим. Ибо Давид смиренно принял волю Бога в отношении себя, сказав: если Ему угодно, Он возвратит меня. Собственный уход из города Давид не считал основанием для того, чтобы уносить ковчег из святилища. Кроме того, он решил ждать в пустыне известия из Иерусалима, с которым могли бы придти к нему Ахимаас и Ионафан, сыновья главных священников. Возможно, под известием Давид понимал откровение Божие, которое могло быть ему дано через священников.

2Цар 15:30−37. Итак, путь Давида и сохранивших верность ему лежал на восток, через долину Кедрон, на гору Елеонскую. Покрытая голова и босые ноги его свидетельствовали о глубине его отчаяния. В довершение всего царь получил известие о том, что его доверенный советчик Ахитофел в числе заговорщиков. В ответ Давид предпринимает «практические меры»: он посылает в Иерусалим своего друга Хусия Архитянина с напутствием стать Авессалому советником, наряду с Ахитофелом, но говорить тому наперекор, лишая его советы силы (стих 34; сравните с молитвой Давида Господу об этом в стихе 31). Хусию поручено было сотрудничать в Иерусалиме с Садоком и Авиафаром и с сыновьями обоих священников и держать Давида в курсе всего происходящего (17:21; 18:19). И продолжал Давид свой путь, Авессалом же вступил в Иерусалим.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Так в LXX, масоретский текст: сорока.
8  [2] — Или: я послужу / совершу (жертвоприношение) Господу.
12  [3] — Или: пока он (находился в Святилище и) совершал жертвоприношения.
21  [4] — Букв.: жив Господь и жив владыка мой царь.
27  [5] — Или: разве ты не провидец; или: провидец, возвращайся
30  [6] — Или: Елеонскую гору.
32  [7] — Хушай из Арки (Нав 16:2) был другом царя (ср. ст. 37, 1Пар 27:33) — вероятно, один из придворных титулов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.