2 Царств 17 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ахитофел предложил Авессалому: «Позволь мне выбрать двенадцать тысяч человек, и я в эту же ночь пущусь в погоню за Давидом.
2 Я настигну его, пока он изнурен и слаб; его самого и весь народ при виде меня охватит ужас: люди его не устоят, разбегутся, но я убью одного лишь царя.
3 Весь остальной народ я приведу к тебе — всех людей ценой одного,1 чьей смерти ты ищешь, а народ останется цел».
4 Эти слова понравились Авессалому и всем старейшинам Израилевым.
5 Но Авессалом велел: «Приведите и Хушая-аркитянина, выслушаем, что скажет он».
6 Хушай пришел к Авессалому, и тот спросил его: «Вот что предложил Ахитофел — поступить ли нам по его совету? А если нет — что предложишь ты?»
7 Хушай отвечал Авессалому: «На сей раз совет, поданный Ахитофелом, не хорош.
8 Ты ведь знаешь своего отца и его людей: они крепкие воины и теперь разъярены, как дикая медведица, у которой отняли детенышей. К тому же отец твой — опытный воин и не станет ночевать вместе с народом.
9 Вот и теперь он скрывается в какой-нибудь пещере или укромном месте. Если он нападет первым и мы понесем потери, то разнесется слух: „Гибель настигла тех, кто шел за Авессаломом!“
10 Тогда и мужественный человек, чье сердце подобно львиному, падет духом, ведь весь Израиль знает, что и отец твой, и его люди — крепкие воины!
11 Вот что я посоветую: лучше пусть соберется к тебе весь Израиль, от Дана до Беэр-Шевы, пусть людей будет так много, как песку на морском берегу, — и сам поведи их в битву!
12 Тогда мы нагрянем, где бы он ни оказался, нападем на него, как роса падает на землю, и не останется ни одного человека из тех, кто был с ним.
13 Если же он убежит в какой-нибудь город, то весь Израиль принесет к тому городу веревки, и мы растащим его по камешкам и сбросим в долину, ничего там не останется».
14 Авессалом и все израильтяне сказали: «Совет Хушая-аркитянина лучше совета Ахитофела!» Но на самом деле это ГОСПОДЬ судил, чтобы верный совет Ахитофела отвергли: так ГОСПОДЬ навел беду на Авессалома.
15 Хушай пересказал священникам Цадоку и Эвьятару: «Вот что посоветовал Авессалому и старейшинам Израилевым Ахитофел, и вот что посоветовал я.
16 А теперь срочно отправьте гонца и передайте Давиду: „Не ночуй сегодня у переправы через Иордан по дороге в пустыню, но скорее переправляйся, не то погибнут и царь, и всё его войско“».
17 Ионафан и Ахимаац стояли у Эн-Рогэля, ожидая вестей, поскольку им нельзя было появляться в городе. Одна из служанок ходила и всё им пересказывала, а они тут же отправлялись и извещали об этом царя Давида.
18 Но их увидел юноша, который донес на них Авессалому. Ионафан и Ахимаац спешно бежали и добрались до дома некоего человека в Бахуриме. У него во дворе был колодец,2 они спустились туда,
19 а жена хозяина взяла покрывало и накрыла колодец, рассыпав сверху зерно, чтобы никто ничего не заметил.
20 Слуги Авессалома пришли к той женщине в дом и спросили: «Где Ахимаац и Ионафан?» «Они ушли за реку», — ответила женщина. Те искали их, но не нашли и вернулись в Иерусалим.
21 Когда слуги Авесалома ушли, Давидовы люди вылезли из колодца, пришли к царю и передали ему: «Вставайте, переправляйтесь скорей через реку! Ахитофел посоветовал насчет вас то-то и то-то. Бегите! »
22 Давид и все люди, что были при нем, встали и еще до утренней зари переправились через Иордан, все до одного. Никого не осталось на том берегу Иордана.
23 Ахитофел, увидев, что его совету не последовали, оседлал осла и отправился домой, в свой город. Он оставил распоряжения о своем доме и повесился. Его похоронили в гробнице предков.
24 Давид пришел в Маханаим. В это время Авессалом и все израильтяне переправились через Иордан.
25 Авессалом поставил над войском вместо Йоава Амасу. Тот был сыном одного израильтянина3 по имена Итра, который жил с Авигалью, дочерью Нахаша, она была сестрой Церуи и матерью Йоава.
26 Израильтяне и Авессалом расположились станом в Гиладской земле.
27 Когда Давид пришел в Маханаим, то Шови, сын Нахаша из Раббы аммонской, Махир, сын Аммиэля из Ло-Девара, и Барзиллай из Роглима Гиладского
28 принесли всё необходимое для войска: постель, чаши и глиняные сосуды, а также пшеницу, ячмень, муку, жареное зерно, бобы, чечевицу,4
29 мед, творог, овец и коровий сыр — на пропитание Давиду и людям, что были с ним, при этом они говорили: «Народ изнывает в пустыне от голода и жажды».

Толкование Далласской семинарии

3. АВЕССАЛОМ ПРЕСЛЕДУЕТ ДАВИДА (ГЛ. 17)

2Цар 17:1−14. Следующим, что надо было сделать по совету Ахитофела, это выйти с большим отрядом воинов (который он предложил возглавить) против Давида и, найдя его, напасть на утомленного, душевно угнетенного царя и только его одного лишить жизни; и тогда все, кто теперь с Давидом, обратятся к Авессалому, и наступит мир. Совет этот понравился царевичу, однако, он пожелал выслушать и другого советника — Хусия. И тот усомнился в мудрости (на этот раз) совета Ахитофела. Давид и его люди — храбры, сказал он, и сильно раздражены.

Твой отец, у которого ты отнял царство, подобен теперь медведице у которой отняли ее детенышей, продолжал он. И не настолько он неразумен, чтобы быть со всем войском, он скрывается в какой-нибудь пещере, или в другом надежном месте, и убить только его будет вовсе нелегко. Зато при известии о первых павших из воинов Авессалома паника охватит всех остальных, и результатом ее станет поражение царевича. Хусий предложил Авессалому собрать громадную армию и двинуться на Давида всем сообща. Только в таком случае не уйти ему от поражения.

И если он даже укроется в каком-нибудь городе, то при таком множестве воинов они и город этот, с помощью веревок, растащат по камням и сбросят в реку. Дальновидность, как ему показалось, Хусия произвела на Авессалома впечатление, и его совет он предпочел совету Ахитофела. Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести бедствие на Авессалома.

2Цар 17:15−23. О советах, полученных Авессаломом от Ахитофела и от него самого, Хусий немедленно сообщил Садоку и Авиафару священникам, а те известили своих сыновей, ожидавших у источника Рогель (южнее Иерусалима; карту «Иерусалим во времена царей» там, где толкование на 3Цар 9:15). К Ионафану и Ахимаасу пришла служанка, посланная священниками, и рассказала им. Давиду следовало как можно скорее уйти за Иордан. Однако Ахимаас и Ионафан, посланные к царю, были замечены, и за ними отправлена была погоня.

Но некая женщина в селении Бахурим (восточнее Елеонской горы; сравните 16:5) спасла их, спрятав в колодезе. Не мешкая, Давид и все, кто были с ним, перешли Иордан; убежищем им стал город Маханаим (стих 24). Между тем, Ахитофел, советом которого Авессалом пренебрег, возвратился в дом свой в Гило и, вероятно, сознавая, что теперь Авессалом потерпит поражение от Давида, покончил самоубийством.

2Цар 17:24−29. По всей видимости, Давид избрал Маханаим как укрепленный город, некогда бывший даже столицей Израиля (при Иевосфее; 2:8). Вполне возможно, жители этого города еще хранили добрые чувства к Давиду — в память его милостивого отношения к членам дома Саулова (особенно, к Мемфивосфею; 9:10−13).

Очевидно, евреи, населявшие восточное Заиорданье, больше склонны были держаться данного ими слова: они были верны Саулу, а затем Мемфивосфею; но, став подданными Давида, не изъявили желания переметнуться на сторону Авессалома — «величины» в их глазах неизвестной. (Авессалом, заметим, сделал своим военачальником Амессая, который так же, как Иоав, военачальник Давидова войска, приходился Давиду племянником; стих 25.) Перечисленные здесь три человека с восточного берега — Сови, сын Нааса, Махир из Лодавара (толкование на 9:4) и Верзеллий Галаадитянин из Роглима (этот город располагался километрах в сорока на север от Маханаима; Верзеллий же был старым и весьма богатым человеком, 19:32) — пополнили скудные запасы Давида провиантом и всем необходимым (стихи 27−29).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Масоретский текст в этом месте не вполне ясен, в LXX: весь народ я приведу к тебе, как невесту к жениху, кроме одного
18  [2] — Или: резервуар — высеченная в камне подземная цистерна для сбора дождевой воды.
25  [3] — LXX: измаильтянина.
28  [4] — Масоретский текст еще раз добавляет: и жареное зерно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.