2 Царств 20 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Случилось там быть одному негодному человеку по имени Шева, сыну Бихри, вениаминитянину. Он протрубил в рог и сказал:

«У Давида нет для нас удела,
нет наследия нам у сына Иессея —
расходись, Израиль, по своим шатрам!»

2 И все израильтяне отступились от Давида и последовали за Шевой, сыном Бихри. Иудеи же неотлучно оставались со своим царем, сопровождая его от Иордана до Иерусалима.
3 Вернувшись в свой дворец в Иерусалиме, царь Давид взял десять наложниц, которых оставлял присматривать за дворцом, и поселил под охраной. Он их содержал, но не спал с ними; так они и жили затворницами, как вдовы, до самой смерти.
4 Царь велел Амасе: «Собери мне иудеев в течение трех дней и сам будь здесь».
5 Амаса пошел собирать иудеев, но не справился с поручением царя, не успел к назначенному сроку.
6 Тогда Давид сказал Авишаю: «Теперь Шева, сын Бихри, станет для нас опаснее Авессалома. Возьми слуг своего владыки и отправляйся в погоню за ним, чтобы он не добрался до укрепленных городов и не ускользнул от нас».
7 Вышли из Иерусалима люди Йоава, вместе с ними керетеи и пелетеи и все крепкие воины, и пустились они в погоню за Шевой, сыном Бихри.
8 Когда они уже подошли к большой скале в Гивоне, перед ними появился Амаса. Йоав был опоясан поверх одежды, и на бедре у него был меч в ножнах, который выпадал из них, если он наклонялся вперед.
9 Йоав приветствовал Амасу: «Как поживаешь, брат мой?» — и правой рукой взял его за бороду, чтобы поцеловать.
10 Амаса не заметил, как меч оказался в левой руке Йоава, и тот нанес ему удар в живот, так что внутренности вывалились на землю, — второй удар был уже не нужен, он умер.
Затем Йоав и брат его Авишай двинулись дальше, продолжая погоню за Шевой, сыном Бихри.
11 Один из воинов Йоава, стоявший неподалеку от убитого Амаса, говорил всем: «Кто предан Йоаву, кто за Давида — иди за Йоавом!»
12 Но посреди большой дороги в луже крови лежало тело Амасы, и воин заметил, что народ там останавливается. Тогда он оттащил тело Амасы с дороги в поле и прикрыл одеждой, ведь всякий проходивший останавливался над ним.
13 Лишь только его убрали с дороги, весь народ во главе с Йоавом продолжил погоню за Шевой, сыном Бихри.
14 А Шева прошел по всем родам Израилевым до Авеля-Бет-Маахи и через Берим прошел, собирая по пути вокруг себя сторонников.1
15 Йоав и его воины тем временем подступили к Авелю-Бет-Маахе и осадили его: насыпали осадный вал напротив внешних укреплений и начали рушить городскую стену.
16 Одна мудрая женщина, что была на крепостной стене, стала кричать: «Послушайте, послушайте! Прошу, позовите Йоава, пусть подойдет, и я поговорю с ним».
17 Тот подошел, и женщина спросила: «Ты ли Йоав?» «Да, это я», — отозвался Иоав. «Выслушай, — попросила она, — что скажет твоя служанка!» «Я слушаю», — отвечал он.
18 «Прежде была поговорка: „Если спрашивать, то в Авеле!“ — так и решали дело, — продолжила женщина. —
19 Мы — мирный и верный Израилю город, а ты собираешься уничтожить город, который был Израилю матерью! Зачем тебе истреблять наследие ГОСПОДНЕ?»
20 «Нет, нет, ни за что не истреблю и не разрушу, — сказал в ответ Йоав, —
21 дело только в человеке с Ефремова нагорья по имени Шева, сыне Бихри. Он поднял руку на царя Давида. Выдайте его, и я сниму осаду». Тогда женщина сказала Йоаву: «Ты увидишь, как сейчас его голову перебросят тебе через стену».
22 Женщина пошла и своим мудрым словом убедила весь народ. И Шеве, сыну Бихри, отсекли голову и перебросили ее Йоаву. Тот протрубил в рог, и все отступили от города и разошлись по своим шатрам, а Йоав вернулся к царю в Иерусалим.
23 Йоав командовал всем израильским войском; Беная, сын Ехояды, — керетеями и пелетеями;
24 Адорам — подневольными работниками. Иосафат, сын Ахилуда, был летописцем,
25 Шева — главным писцом, Цадок и Эвьятар — священниками.
26 Ира из Яира был священником у самого Давида.

Толкование Далласской семинарии

2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ДАВИДА (ГЛ. 20)

2Цар 20:1−3. В Галгале дух соперничества между иудеями и израильтянами достиг такого накала, что некоему Савею из колена Вениаминова удалось увлечь израильтян за собой. И отделились они от Давида. А царь, с иудеями, оставшимися на его стороне, вернулся в свой дом в Иерусалим. Подтверждая свое возвращение к власти, Давид удалил от себя тех своих десять наложниц, которых осквернил Авессалом (16:21−22). Напомним, что по древневосточным представлениям жены и наложницы царя символизировали собой царские прерогативы, обладание ими было знаком власти.

2Цар 20:4−10. Сознавая, что неотложным делом государственной важности было подавить мятеж Савея, сын Бихри, поднятый им в Галгале (стих 1), Давид повелел своему новому военачальнику Амессаю (19:13) собрать к нему воинов-иудеев на протяжении трех дней. Возможно, по неопытности Амессаю в назначенный срок выполнить задание царя не удалось, и тогда Давид поручил Авессе (заметим: ему, а не отставленному от командования брату его Иоаву) отправиться в погоню за Савеем, чтобы не дать ему нигде закрепиться (стих 6). И вышли из Иерусалима на север недавние подчиненные Иоава и отборная гвардия самого Давида (Хелефен и Фелефеи, и все храбрые).

Среди них был, однако, и Иоав. Не отойдя и десяти километров от Иерусалима, они встретились с Амессаем. Подойдя к Амессаю, чтобы приветствовать его родственным поцелуем, Иоав вероломно убил его, ставшего у него на пути. Гнусность этого преступления усугублялась тем, что он и Амессай были двоюродными братьями, сыновьями двух сводных сестер Давида (1Пар 2:16−17). Снова таким образом осуществилось пророчество Нафана, изреченное Давиду: «не отступит меч от дома твоего во веки» (12:10).

2Цар 20:11−22. Покончив с Амессаем, Иоав взял командование на себя. Не позаботясь о том, чтобы похоронить убитого, его попросту оттащили в сторону от дороги и набросали на него одежду, чтобы не привлекал внимание проходящих. С отрядом, увеличивавшимся за счет пристававших к нему на пути, Иоав прошел чрез все колена Израильские (т. е. через земли, занимаемые ими) и чрез весь Верим (местонахождение неизвестно) и появился под стенами Авела-Беф-Мааха (находился километрах в шести на запад от Дана и на север от моря Киннеретского).

Там укрылся мятежный Савей. И пришли и осадили его в Авеле-Беф-Ма-ахе. И стали разрушать городскую стену. Но некая умная женщина, обратилась со стены к Иоаву и просила выслушать ее. О своем городе она говорила как о мирном и верном в Израиле, к тому же издавна известном мудростью его жителей (стихи 18−19).

Иоав заверил ее, что не разрушение Авела-Беф-Мааха было его намерением: ему нужна была голова Савея, поднявшего мятеж против царя Давида. Женщина, очевидно, уполномоченная горожанами говорить от их имени, обещала бросить ему голову мятежника со стены. И отсекли голову Савею и бросили Иоаву, и осада города была снята После чего Иоав возвратился в Иерусалим.

2Цар 20:23−26. Очевидно, Давиду пришлось смириться с убийством Амессая Иоавом, потому что последний был сильным администратором, а свой пост главнокомандующего отстаивал с удивительным упорством, безжалостно расправляясь с соперниками. Так что Давид вновь поставил его над всем войском Израильским. Ванея, сын Иодаев, был поставлен над царской гвардией, а Адорам — над сбором податей (этот пост он занимал и при Соломоне; 3Цар 4:6 и 3Цар 5:14, где он назван «Адонирамом»).

Летописцем (дееписателем) царь сделал Иосафата, а своим писцом (секретарем) Сусу (очевидно, вместо Сераии; сравните 8:17). Садок и Авиафар оставались главными священниками, но личным своим священником, видимо, своего рода советником, знавшим закон в его тонкостях и способствовавшим царю в исполнении его религиозных обязанностей как в скинии, так и вне ее, Давид сделал некоего Иру Иаритянина (стих 26).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
14  [1] — Или: и все жители Берима собрались и тоже последовали за ним.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.