2 Царств 21 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Во времена Давида случился голод, длился он целых три года. Давид вопросил ГОСПОДА, и ГОСПОДЬ сказал ему в ответ: «Это за Саула, за его кровожадный род, потому что уничтожал он гивонитян».
2 Царь призвал гивонитян, чтобы поговорить с ними (гивонитяне были не из сынов Израиля, а из оставшихся амореев; израильтяне дали им в свое время клятву, но Саул стремился истребить их, радея о сынах Израиля и Иудеи).
3 Давид спросил гивонитян: «Что мне сделать для вас, чем загладить грех, чтобы вы благословили наследие ГОСПОДНЕ?»
4 «Не надо нам от Саула и его рода ни серебра, ни золота, — ответили гивонитяне, — и не надо ради нас убивать никого в Израиле». «Так скажите что, — продолжал спрашивать их Давид, — и я сделаю это для вас».
5 Они ответили царю: «Этот человек истреблял нас, замышлял уничтожить всех, чтобы никого из нас не осталось в пределах Израилевых, —
6 так пусть нам выдадут семь человек из его потомства, и мы казним их пред ГОСПОДОМ в Гиве, городе Саула, избранника ГОСПОДНЯ». Царь ответил: « Хорошо, я выдам вам этих людей».
7 Но царь Давид не выдал Мефивошета, сына Ионафана, внука Саула, пощадив его ради клятвы, что дали друг другу перед ГОСПОДОМ Давид и Ионафан, сын Саула.
8 Царь взял двух сыновей Рицпы, дочери Аи, которых она родила Саулу: Армони и Мефивошета — и пятерых сыновей Михали, дочери Саула, которых она родила Адриэлю, сыну Барзиллая из Мехолы.
9 Он передал их гивонитянам, а те казнили их на горе пред ГОСПОДОМ. Все семеро погибли вместе в первые дни жатвы, когда начинали жать ячмень.
10 Рицпа, дочь Аи, взяла рубище и, расстелив его себе там на камне, оберегала тела убитых — днем от птиц небесных, а ночью от диких зверей; была она там от начала жатвы и до тех пор, пока не пошли дожди.
11 Давиду рассказали, что сделала Рицпа, дочь Аи, наложница Саула,
12 и он отправился и забрал останки Саула и сына его Ионафана у жителей Явеша Гиладского, выкравших их с площади Бет-Шана, где их повесили филистимляне в день своей победы над Саулом в Гильбоа.
13 Давид унес оттуда останки Саула и Ионафана, а потом, собрав и останки семерых казненных,
14 похоронил их вместе с останками Саула и сына его Ионафана в земле Вениамина, в Целе, в гробнице Киша, отца Саула. Так всё, что повелел царь, было исполнено, и после этого Бог ответил на молитвы о стране.
15 Снова началась война между филистимлянами и израильтянами. Давид со своими слугами отправился на войну и сразился с филистимлянами; битва эта оказалась изнурительной для Давида.
16 Некий Ишбо-Бенов, один из потомков рефаимов, задумал сразить царя: с копьем, медный наконечник которого весил триста шекелей, 1 и новым мечом на поясе пошел он на Давида,
17 но на помощь царю подоспел Авишай, сын Церуи: он сразился с филистимлянином и убил его. Тогда люди Давида поклялись царю: «Больше ты не выйдешь с нами в бой, чтобы не угас светоч Израилев!»
18 После этого снова произошло сражение с филистимлянами, в Гове, и Сиббехай из Хуши сразил Сафа, одного из потомков рефаимов.
19 В другом бою с филистимлянами, в том же самом Гове, Эльханан, сын Ярэ-Оргима из Вифлеема, сразил Голиафа из Гата, у которого древко копья было величиной с навой ткацкого станка.
20 В еще одном сражении при Гате произошло следующее. Был там один воин огромного роста, и было у него двадцать четыре пальца, по шесть пальцев на каждой руке и ноге. Он тоже происходил из рода рефаимов.
21 Когда он стал поносить израильтян, убил его Йонадав, сын брата Давидова Шимы.
22 Эти четверо великанов были потомками рефаимов в Гате, и все они пали от руки Давида и его слуг.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Убийство и погребение сыновей Саула (глава 21)

2Цар 21:1−8. В какой-то момент царствования Давида, вероятно, ближе к его концу, Израиль поразила засуха, и голод продолжался три года. Вопросив Господа о причине его, Давид получил ответ, что это в наказание за преступление Саула, умертвившего Гаваонитян. Напомним, что гаваонитяне появляются в среде Израиля в дни Иисуса Навина (Нав 9:15−21). В то время народ разрушил под командованием Навина Иерихон и Гай и готовился выступить против федерации аморрейских царей в горной части Ханаана.

Но гаваонитяне, земля которых лежала на пути у Навина, послали к нему делегацию из людей, прикинувшихся, будто пришли из дальних земель. Обманным путем они добились заключения союза с евреями, и, в конечном счете, получили от Навина обязательство (когда обман их был раскрыт), что народ их не будет уничтожен, но впредь станет трудиться для Израиля, исполняя тяжелую и «непрестижную» работу.

Эпизод, который здесь подразумевается (связанный с нарушением обязательства Навина Саулом) в Библии не записан. В 21:2 сказано, что Саул хотел истребить гаваонитян в интересах будущей безопасности евреев: по ревности своей о потомках Израиля и Иуды. Давид же, желая восстановить справедливость через наказание клятвопреступления, спрашивает у гаваонитян: что мне сделать для вас? (именно в этом смысле — снятия последствий клятвопреступления — надо понимать фразу в стихе 3: чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?

Не пожелав возмещения серебром и золотом, гаваонитяне, вассалы Израиля, очевидно, рассматривая Саула и дом его как посторонних Израилю (не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле), просят смерти семи (число полноты и совершенства) потомков Саула, который хотел истребить их из среды израильского народа (стихи 4−5). Вероятно, требование их было продиктовано древним законом возмездия (лекх талионис): глаз за глаз, зуб за зуб, душу за душу (Исх 21:23−25).

Давид признал справедливость этого требования, однако, не желая нового нарушения клятвы (той, которую он сам некогда дал другу своему Ионафану; 1Цар 20:15−16), пощадил Мемфивосфея, сына его. Смерти он обрек других потомков Саула: двух сыновей Рицпы, которая родила Саулу Армона и другого Мемфивосфея (2Цар 3:7), а также пятерых сыновей дочери Саула Меровы (не Мелхолы; хотя во многих еврейских манускриптах стоит «Мелхола», это противоречит сказанному в 6:23, что Мелхола умерла бездетной, и в 1Цар 18:19, где Адриэл из Мехолы назван мужем Меровы).

2Цар 21:9−10. Семеро сыновей и внуков Саула были публично повешены гаваонитянами (сказано — пред Господом) в начале жатвы ячменя, т. е. ранней весной. Мать двоих из них, Рицпа, не позволила снять повешенных и предать их земле. Охваченная горем, она оплакивала их там, на горе (стих 10), пока не полились на них воды Божии с неба, что означало конец засухи и голода. Поведение Рицпы трудно поддается объяснению, если не исходить из того, что в гибели своих сыновей она видела не только отмщение гаваонитян, но и руку Божию, каравшую землю Израиля за грех Саула.

То, что тела повешенных оставались на месте казни, пока не пролился дождь, очевидно, подразумевает, что они понесли на себе проклятие Божие, адресованное земле, ибо «проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Втор 21:23). Посылая дождь, Бог «заявлял» о снятии проклятия, значит, тела можно было предать погребению.

Оговоренное в законе, что тело казненного должно быть снято с дерева до захода солнца (Втор 21:23), относилось к тому, кто был умерщвлен за свое преступление. В данном случае умерщвленные никакого греха не совершили. Но клятвопреступление, за которое Божий гнев излился на весь народ, требовало публичного воздаяния; расширенное значение свершившегося, его глубокая символика должны были быть усвоены народом.

2Цар 21:11−14. И донесли Давиду, что сделала Рицпа. Возможно, это напомнило царю, как в свое время филистимлянами были выставлены на постыдное обозрение тела погибших в Гелвуе Саула и Ионафана (1Цар 31:11−13). И хотя их останки были взяты и захоронены жителями Иависа Галаадского, они все еще были далеко от родного города Саула — Гивы. И повелел Давид перенести туда кости Саула и кости Ионафана и собрали кости повешенных. И похоронили их в земле Вениаминовой в гробе Киса, отца Саула. И умилостивился Бог над страною после того.

2Цар 21:15−22. Глава заканчивается кратким сообщением о возобновлении вражды между Филистимлянами и Израильтянами. Между тем, Давид — некогда сильный воин, состарился и ослабел. И попытался сразить его Иесвий, потомок Рефаимов (так называют в Библии древних, как предполагают, первых обитателей Ханаана, отличавшихся высоким ростом и незаурядной физической силой; Втор 2:10−11; Чис 13:34); Иесвий был вооружен копьем и мечем, и копье его было вылито из 300 сиклей меди (т. е. более чем из 8 кг).

Спас Давида Авесса, умертвивший Филистимлянина. После чего приближенные царя категорически воспротивились тому, чтобы он впредь ходил с ними на воину. Ибо с его смертью, говорили они, угас бы светильник Израиля — ведь благословения, обещанные народу по завету, осуществлялись Богом в Давиде и через него (3Цар 11:36; 15:4; 4Цар 8:19).

Перечисляются дальнейшие столкновения с Филистимлянами — в Гобе и в Гефе. В Гобе Елханан убил Голиафа из Гефа (сравните с 1Пар 20:5, где сказано, что Елханан поразил Лахмия, брата Голиафа). Возможно, среди филистимлян жили в разное время два бойца по имени Голиаф, отличавшиеся неимоверной физической силой; одного из них убил Давид, а другого — Елханан. Не исключено, что в 1Пар один из них назван другим именем — во избежание путаницы.

Из «рослых» Рефаимов, сражавшихся в Гефе, упоминается человек особенно устрашающего вида, который имел по шести пальцев на руках и на ногах; его убил племянник Давида Ионафан, очевидно, названный так по имени того, кто был верным другом Давида в дни его юности. Вероятно, с гибелью упомянутых четырех выдающихся бойцов филистимлян они перестали представлять для Израиля угрозу.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
16  [1] — Т. е. ок. 3,5 кг.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.