2 Царств 23 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот последняя речь Давида — слово1 Давида, сына Иессея, слово мужа сильного, превознесенного и помазанного Богом Иакова, сладкогласого певца Израилева:
2

«Говорит во мне Дух ГОСПОДЕНЬ,
слово Его на устах у меня!

3

Сказал мне Бог Израилев,
Скала Израилева, изрек Он:
праведно правит людьми тот,
кто правит с благоговеньем пред Богом.

4

Он как утренний свет
при восходе солнца в безоблачное утро,
его сияние после дождя
зелень рождает из земли —

5

разве не так и с моим родом у Бога?
Заключил Он со мной Союз, Завет вечный,
утвердил во всем и укрепил.
Разве не Им взращены спасение мое
и исполнение всех желаний моих?

6

Нечестивые2 — как вырванный терновник,
который и в руки не возьмешь;

7

чтобы убрать,
поддевают его железным острием
или древком копья —
и на месте сжигают дотла!»

8 Вот имена крепких воинов, которые были у Давида. Йошев-Башшевет из Тахмона — главный из трех. Он поднял свое копье3 на восемьсот человек и убил их всех разом.
9 За ним — Элеазар, сын Доди, внук Ахохи. Он один из троицы крепких воинов, которые пошли с Давидом и бросили вызов войску филистимлян. Когда израильтяне отступили,4
10 он один держался и разил филистимлян, пока не обессилела его рука, словно сросшаяся с мечом. В тот день ГОСПОДЬ даровал великую победу, и, когда войско вернулось к нему, им осталось лишь снять оружие и одежду с убитых.
11 За ним — Шамма, сын Агэ из Харара. Однажды филистимляне собрались в Лехи, где был участок поля, весь засеянный чечевицей, и народ бежал от филистимлян.
12 Но он не отдал поля, встал посреди него и разил филистимлян — и спас его ГОСПОДЬ, даровав великую победу.
13 Эти трое из тридцати военачальников пришли во время жатвы к Давиду в пещеру Адулламскую, когда филистимская орда расположилась станом в Долине рефаимов.
14 Давид тогда был в укрытии, а Вифлеем заняла филистимская стража.
15 Тогда Давид, испытывая жажду, сказал: «Кто бы напоил меня водой из вифлеемского колодца,5 что подле ворот!»
16 Тогда эти три храбрых воина прорвались в филистимский стан и набрали воды из вифлеемского колодца, что у ворот, — зачерпнули и принесли Давиду. Но он отказался ее пить и вылил как возлияние ГОСПОДУ.
17 Он сказал: «Не дай мне, ГОСПОДИ, такое сделать! Это кровь людей, что пошли туда, рискуя жизнью!» — и не стал пить. Вот что сделали трое этих храбрых воинов.
18 Авишай, брат Йоава, сын Церуи, стоял во главе отряда из тридцати воинов. 6 Он поднял копье на триста человек и перебил их — и прославился вместе с теми тремя.
19 Из всех тридцати он был в большем почете7 и стал начальствовать над ними, но не обрел славы, равной славе тех трех храбрецов.
20 Беная, сын Ехояды, великий воин8 из Кавцеэля, совершил много подвигов. Он сразил двух могучих моавских воинов, а однажды в снежный день спустился в яму9 и убил льва.
21 Еще он сразил исполина египтянина: в руке у египтянина было копье, но он вышел на него с палкой, вырвал копье из рук египтянина и им же убил его.
22 Вот что совершил Беная, сын Ехояды, и прославился вместе с тремя храбрецами.
23 Он был в большем почете, чем тридцать,10 но в число тех трех не входил. Давид поставил его начальником над своей личной стражей.
24 В числе тридцати были: Асаэль, брат Йоава; Эльханан, сын Додо из Вифлеема;
25 Шамма из Харода, Элика из Харода;
26 Хелец-палтитянин; Ира, сын Иккеша из Текоа;
27 Авиэзер из Анатота; Мевуннай из Хушата;
28 Цалмон из Ахоха; Махрай из Нетофы;
29 Хелев, сын Бааны из Нетофы; Иттай, сын Ривая из Гивы Вениаминовой;
30 Беная из Пиратона; Хиддай из долины Гааш;
31 Авиалвон из Арваты; Азмавет из Бархума;
32 Эльяхба из Шаалбона; сыновья Яшена; Ионафан,
33 сын11 Шаммы-горца;12 Ахиам, сын Шарара-горца;13
34 Элифелет, сын Ахасбая из Маахи; Элиам, сын Ахитофела из Гило;
35 Хецро с Кармиля; Паарай из Арава;
36 Игаль, сын Натана из Цовы; Бани из Гада;
37 Целек-аммонитянин; Нахрай из Беэрота, оруженосец Йоава, сына Церуи;
38 Ира-итритянин; Гарев-итритянин;
39 Урия-хетт — всего тридцать семь человек.

Толкование Далласской семинарии

Б. Давид о своих «храбрых» (глава 23)

2Цар 23:1−7. Перечислению храбрых воинов Давида предшествует краткое поэтическое вступление (стихи 1−7), о котором сказано, что таковы были последние слова Давида. В первой строфе ее (стих 1) о царе Давиде говорится как о сыне Иессеевом, муже, поставленном высоко, помазаннике Бога Иаковлева и сладкоголосом певце Израиля. Воистину удивительным был взлет его: от неприметного сына рядового вифлеемлянина до поэтически одаренного царя Израиля; Божьему избранию и помазанию Его обязан был этим Давид. Из строфы второй (стихи 2−3) явствует, что Давид прекрасно осознавал: он — инструмент в руке Божьей.

Бог говорил о нем (по другим переводам — ему) — стих 3; обращаясь к израильскому народу, Он говорил через него (стих 2). Давида, который поставлен владычествовать над людьми, Он призывает быть праведным, владычествуя в страхе Божием (именно такой смысловой нюанс стиха 3 следует из других, в частности, английского, переводов).

В третьей строфе (стихи 4−7) Давид сравнивает «возрастание» дома своего (т. е. своей династии) с возрастанием травы после дождя, которая тянется к восходящему солнцу на безоблачном небе. В центре этой строфы — мысль о неизменном в веках завете Бога с Давидом, посредством которого Он благословляет Своего избранника и дом его. На основании этого завета Давиду и его потомкам были гарантированы конечное процветание и благоденствие (сравните 7:8−16).

В нем — залог спасения Давида и исполнения его желаний, которые Богом же и направляются; стих 5.) Нечестивые (т. е. враги Бога и Давида) уподобляются терниям, не годным ни на что доброе, которые в конечном счете будут сожжены огнем Божьего суда — там, куда будут выброшены (стих 7; сравните Мф 13:30, 41).

2Цар 23:8−39. Итак, их было у Давида тридцать семь человек (стих 39), прославившихся выдающимися подвигами на службе Богу и Израилю; очевидно, каждый из них командовал отрядом отборных воинов. Первыми названы главные три (стихи 8−17), затем еще двое, как бы рангом пониже (стихи 18−23), и, наконец, в длинном списке перечислены еще 32 человека (стихи 24−39). Обращает на себя внимание, что при перечислении опущен Иоав; оба его брата названы: Авесса (стих 18) и Асаил (стих 24). Ни автор 2-й Царств, ни автор 1 Паралипоменон, возможно, не сочли нужным упомянуть Иоава в силу его несомненной известности — ведь он был главнокомандующим всей армии Давида на протяжении почти всего его царствования (20:23).

Несмотря на разницу в написании ряда одних и тех же имен в 2Цар и в 1Пар., они по большей части могут быть отождествлены. Автор 1Пар добавляет, однако, еще 16 имен к тем 37, что находим в 2Цар. Может быть, эти 16 занимали не столь высокое положение, как перечисленные в 2Цар., либо они заменили некоторых из перечисленных прежде, которые пали в битвах.

Первыми тремя (по значимости) были: а) Исбосеф Ахамалитяннн, который один поразил копьем восемьсот человек (2Цар 23:8; относительно 300 в 1Пар 11:11, которых поразил Иесваал, соответствующий комментарий); б) Елеазар, сын Додо, сына Ахохи (23:9−10), который избил великое множество филистимлян — после того, как они, собравшиеся в Фасдамиме (1Пар 11:13), чтобы воевать с Израилем, насмешками (в русском тексте — порицанием) вызваны были на битву; и в) Шамма, сын Аге, Гараритянин, который тоже одержал великую победу над филистимлянами (2Цар 23:11−12).

Мужество этих троих выразилось и в том, что они принесли воду Давиду, почерпнув ее из колодезя Вифлеемского; было жаркое лето (время жатвы), царь находился тогда в пещере Одоллам (стих 13−15; сравните 1Цар 22:1) и осажден был филистимлянами, толпы которых стояли в долине Рефаимов. Троим храбрым пришлось пробиться сквозь стан Филистимский, чтобы принести царю напиться. Глубоко тронутый верностью их и мужеством, Давид отказался, однако, пить воду, добытую такой ценой, и вылил ее на землю, т. е. принес Господу как жертвенное возлияние (стихи 16−17).

Главным в следующей «тройке» был Авесса сын Саруин (т. е. племянник Давида; 1Пар 2:15−16); он, однако, стоял ниже первых трех, и с ними не равнялся (2Цар 23:18−19; 1Цар 26:6−11; 2Цар 10:14; 21:16−17). Вторым в этой «тройке» назван Ванея, сын Иодая, одержавший памятные победы над сильными врагами Израиля, а также убивший льва во рве в снежное время (23:20−23; сравните 8:18; 1Цар 1:32, 36, 38; 2:35; 4:4).

Весь последующий список состоит из 32 человек. Но в тексте неоднократно встречается слово «тридцать»; возможно, это число служило обозначением небольшого военного «подразделения», которое на деле могло состоять из тридцати с небольшим человек. По-еврейски оно звучит как хашлошим.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: пророческие речения.
6  [2] — Или: негодные (люди).
8  [3] — Перевод ко друг. чтению, масоретский текст: он же Адино-эзнит.
9  [4] — Или: пошли вперед; букв.: поднялись.
15  [5] — Или: резервуара.
18  [6] — Так в двух средневековых евр. рукописях и в Пешитте; в масоретском тексте: во главе трех.
19  [7] — Или: был ему почет и от тех троих.
20  [8] — Так в LXX, масоретский текст: внук великого воина.
20  [9] — См. примеч. к 1Пар 11:22.
23  [10] — Или: был ему почет от тридцати.
33  [11] — В масоретском тексте слово «сын» пропущено.
33  [12] — Или: Шаммы из Харара.
33  [13] — Или: Шарара из Харара.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.