2 Царств 3 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Долго длилась война между родом1 Саула и родом Давида. Власть Давида укреплялась, а род Саула становился всё слабее.
2 В Хевроне у Давида родились сыновья: первенцем был Амнон от изреэльтянки Ахиноами,
3 второй — Килав от Авигаили, бывшей жены Навала с Кармила, третий — Авессалом от Маахи, дочери гешурского царя Талмая,
4 четвертый — Адония от Хаггиты, пятый — Шефатья от Авитали,
5 шестой — Итреам от жены Давида Эглы. Все они родились у Давида в Хевроне.
6 Пока между родом Саула и родом Давида шла война, Авнер становился всё влиятельнее в семействе Саула.
7 У Саула была наложница по имени Рицпа, дочь Ая. Иевосфей упрекнул Авнера: «Как ты посмел спать с наложницей моего отца?»
8 Глубоко разгневанный словами Иевосфея, Авнер ответил: «Что я, собачья голова из колена Иуды? Я хранил и храню верность роду Саула, отца твоего, и родственникам его и друзьям. Я не выдал тебя Давиду, а ты напал на меня из-за этой женщины и обвиняешь!
9 Пусть так-то и эдак поступит ГОСПОДЬ с Авнером и добавит к тому еще, если я не поступлю теперь по Его словам, ведь клялся ГОСПОДЬ Давиду
10 отнять царство у рода Саулова и утвердить престол Давидов в Израиле и в Иудее, от Дана до Беэр-Шевы».
11 Услышав эти слова, Иевосфей ничего не смог ответить Авнеру, потому что боялся его.
12 Вскоре Авнер послал гонцов к Давиду в Хеврон,2 чтобы передать ему: «Чьей быть этой стране? Заключи союз со мной, вот тебе моя рука, и я приведу к тебе весь Израиль!»
13 «Хорошо, — ответил тот, — я заключу с тобой союз, но с одним условием — если ты, отправившись ко мне, приведешь с собой Михаль, дочь Саула, а без нее и не показывайся мне на глаза».
14 Затем Давид отправил гонцов к Иевосфею, сыну Саула, с такими словами: «Отдай мою жену Михаль, которую я выкупил за крайнюю плоть сотни филистимлян».
15 Иевосфей послал за ней и забрал ее у мужа, Палтиэля, сына Лаиша.
16 Муж шел за ней и всё время плакал, пока не проводил ее до Бахурима, а там Авнер сказал ему: «Ступай прочь!» И ему пришлось уйти.
17 Авнер встретился со старейшинами израильскими и сказал им: «Прежде, бывало, вы хотели, чтобы царем над вами был Давид.
18 Так сделайте это теперь, потому что ГОСПОДЬ возвестил Давиду: „Рукой слуги моего Давида Я избавлю Израиль от филистимлян и от всех его врагов“».
19 Говорил Авнер и с вениаминитянами, а потом отправился в Хеврон рассказать Давиду, чего желает Израиль и всё колено Вениамина.
20 Пришел Авнер к Давиду в Хеврон, а с ним двадцать человек, и Давид устроил для них большой пир.
21 Авнер сказал Давиду: «Давай я снова отправлюсь в путь и соберу к тебе, владыке моему царю, весь Израиль. Они заключат с тобой союз, и ты будешь царствовать над всем, над чем только пожелаешь». Давид отпустил Авнера, и тот ушел с миром.
22 Некоторое время спустя люди Давида под началом Йоава вернулись из похода с богатой добычей, но Авнер уже покинул Давида в Хевроне, потому что Давид отпустил его, и он ушел с миром.
23 Как только Йоав со своим войском вернулся, ему рассказали, что к царю приходил Авнер, сын Нера, и тот отпустил его, и он ушел с миром.
24 Тогда Йоав пришел к царю и сказал ему: «Что ты наделал? К тебе приходил Авнер — почему ты отпустил его, позволил ему уйти?
25 Ты знаешь Авнера, сына Нера: он приходил с худыми помыслами, чтобы выведать всё, что у тебя происходит,3 разузнать, что ты делаешь».
26 Выйдя от Давида, Йоав тут же послал гонцов за Авнером, и те догнали его у колодца Сира и вернули, но Давид не знал об этом.
27 По возвращении Авнера в Хеврон Йоав отозвал его в сторону, ближе к воротам, якобы для тайного разговора, и там нанес ему смертельный удар в живот, мстя за кровь своего брата Асахэля.
28 Когда Давид услышал об этом, он сказал: «Неповинны вовек я и царство мое пред ГОСПОДОМ в крови Авнера, сына Нера.
29 Да падет она на голову Йоава и всего его отчего рода! Пусть всегда кто-нибудь в роду Йоава будет болен истечением или проказой, пусть ковыляет он с клюкой, или погибнет от меча, или пусть умирает от голода».
30 Йоав и брат его Авишай убили Авнера за то, что он убил их брата Асахэля в битве при Гивоне.
31 Тогда Давид повелел Йоаву и всем, кто был с ним: «Раздерите на себе одежды, облекитесь в рубище и оплакивайте Авнера». Царь Давид сам шел за погребальными носилками.
32 Авнера похоронили в Хевроне, и рыдал над его могилой царь, рыдал и весь народ.
33 Вот какими словами царь оплакал Авнера:

«Смертью ли позорной4 погибать Авнеру?

34

Не были связаны руки твои,
не были в медных оковах ноги твои,
ты пал от удара злодеев!»5


Весь народ присоединился к плачу по Авнеру.
35 Народ упрашивал Давида поесть хлеба, пока не кончился день, но Давид произнес клятву: «Пусть так-то и эдак поступит со мной Бог и добавит к тому еще, если до захода солнца я вкушу хлеба или чего бы то ни было».
36 И народ узнал это и одобрил: всё, что делал царь, народ одобрял.
37 В тот день весь народ, весь Израиль поняли, что не по воле царя был убит Авнер, сын Нера.
38 «Помните, что сегодня в Израиле погиб великий и славный человек, — сказал царь своим приближенным. —
39 Мягок я и только что вступил на престол. А эти сыновья Церуи слишком жестоки.6 Пусть ГОСПОДЬ воздаст им за это злодеяние!»

Толкование Далласской семинарии

В. Конфликт между Иоавом и Авениром: фатальный исход его (глава 3)

2Цар 3:1−11. Борьба династий, а это была именно борьба династий, не утихала: И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым (сравните стих 6). Те, кто поддерживали дом Саула, готовы были сопротивляться намерениям Давида и не дать ему «выйти» за пределы Иудеи. Но сторонники Давида (а он, талантливый полководец и правитель, окружен был способными, преданными людьми, которые собирались к нему из всех колен еще при жизни Саула) все более склонялись к мысли, что настало время править всем народом человеку, который «по сердцу Богу».

Возможно, и шесть жен Давида (стихи 2−5; и таблица «Семья Давида» ниже), по крайней мере, некоторые из них, стали ими в результате заключения царем своего рода династических браков (в этой связи особенно обращает на себя внимание брак Давида с Маахой, дочерью царя Гессурского; Гессур находился на северо-восток от моря Киннеретского).

Между тем, на севере, Авенир вошел к наложнице покойного Саула — Рицпе. В согласии с практикой, распространенной в древности на Ближнем Востоке, этот шаг означал, что Авенир сам претендует на престол. Именно так и расценил поступок военачальника Иевосфей, упрекнувший Авенира (стих 7). Не ожидавший «сопротивления» со стороны слабого нерешительного Иевосфея, Авенир пришел в ярость и заявил, что отныне будет способствовать тому, чтобы царство было отнято от дома Саулова, а престол Давида поставлен над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии. (Заметим, что северные территории, разделенные Иорданом, были значительно обширнее южных, которыми управлял в то время Давид.) Перед Авениром Иевосфей был бессилен (стих 11).

2Цар 3:12−21. Вопрос в стихе 12 — чья эта земля? — означает: кто должен царствовать над землей евреев? Авенир поручил своим послам обратиться с этим вопросом к Давиду и от своего имени предложить ему союз с ним. Если бы Давид отверг это предложение Авенира, кто-то, свергнув Иевосфея, скорее всего, сам Авенир, узурпировал бы трон на севере, а это могло бы вызвать новые междуусобные кровопролития, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Возвращение Мелхолы нужно было Давиду как свидетельство лояльности со стороны Авенира и ради восстановления его собственной чести, поскольку Мелхола была отнята у него Саулом и, вопреки закону, отдана другому мужу (стихи 13−14; 1Цар 18:20−27; 25:44). А, кроме того, Мелхола символизировала связь Давида с царствующим домом Саула и как бы укрепляла в глазах народа право его на престол.

Авенир возвратил Мелхолу Давиду, после чего встретился со старейшинами Израильскими и убедил их, включая вениамитян, соплеменников Саула, подчиниться, в их же интересах, Давиду как царю всего Израиля. Это не могло не поднять Авенира в глазах Давида, что, в свою очередь, вызвало недовольство среди тех, кто был предан Давиду с давних пор.

2Цар 3:22−39. У Иоава известие о том, что Давид сделал пир для Авенира, а потом с миром отпустил его, вызвало ярость. Без ведома Давида он возвратил Авенира в Хеврон и, заманив в ловушку, убил его (стих 27). Для Иоава это, в первую очередь, было осуществлением кровной мести за брата его Асаила (стих 27, 30; 2:23).

Но для Давида смерть Авенира, «великого мужа» (стих 38), означала реальную угрозу объединению евреев как его подданных (дело, к которому уже приступил Авенир). К счастью, этого не случилось. Однако поступок Иоава подействовал на него самым удручающим образом, и царь проклял его и дом отца его (стих 29), хотя Иоав был сыном сестры его Саруи (1Пар 2:16; и таблица «Семья Давида» ниже).

Реакцию Давида на смерть Авенира, видимо, усугубило и то обстоятельство, что убит он был в Хевроне, т. е. в городе-убежище (Нав 21:13), где совершение акта отмщения было запрещено законом (Чис 35:22−25).

Царь объявил публичный траур по Авениру (стих 31) и с почестями похоронил его в Хевроне (стих 32). Искренняя скорбь Давида (стих 35) расположила к нему сердце народа (стих 36), который чем дальше, тем больше убеждался, что этот его царь отличается от обычных людей в лучшую сторону. Однако, сознавая, какой популярностью пользовались в Иудее сыновья Саруи (они сильнее меня, говорит Давид), он не решился достойно наказать их, предоставив это Богу (стихи 35−39).

СЕМЬЯ ДАВИДА

ЖЕНЫ ДАВИДА И ЕГО СЫНОВЬЯ, РОЖДЕНЕННЫЕ ИМИ:

1. Мелхола (дочь Саула)

2. Ахиноама — 1. Амнон

3. Авигея (вдова Навала) — 2. Далуия

4. Мааха (дочь Фалмая, царя Гессурского) — 3. Авессалом

5. Аггифа — 4. Аддония

6. Авитала — 5. Сафатия

7. Аглая — 6. Ифреам

8. Вирсавия (жена Урии) — 7. Шима, 8. Шовав, 9. Нафан, 10. Соломон

ДРУГИЕ СЫНОВЬЯ ДАВИДА:

11. Ихвар

12. Елишама

13. Елифелет

14. Ногаг

15. Нефег

16. Иафиа

17. Елишама

18. Елиада

19. Елифелет

(Были и еще сыновья у Давида — от наложниц)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: домом; то же ниже в этой главе.
12  [2] — Так в одной из греч. рукописей, масоретский текст: под ним.
25  [3] — Букв.: уход твой и приход твой.
33  [4] — Букв.: смертью нечестивого / безумного.
34  [5] — Или: ты пал, как падают от разбойного удара.
39  [6] — Друг. возм. пер.: нынче я хоть и помазан в цари, но слаб, и не справиться мне с этими людьми, сыновьями Церуи.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.