2 Царств 7 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Поселившись в своем дворце1 и получив дарованную ГОСПОДОМ возможность жить мирно и не воевать с окружавшими его врагами,
2 царь Давид сказал пророку Натану: «Видишь, я живу во дворце, обшитом кедром, а ковчег Божий остается под полотняным шатром».
3 И ответил Натан царю: «Так сделай то, что легло тебе на сердце, ибо ГОСПОДЬ пребывает с тобою!»
4 Но той же ночью было Натану слово ГОСПОДНЕ:
5 «Ступай, передай слуге Моему Давиду, что говорит ГОСПОДЬ! Тебе ли строить Мне дом для обитания Моего?
6 Не обитал Я в домах с того дня, как вывел Я израильтян из Египта, и до сего дня, но странствовал с места на место в Шатре Откровения, в Скинии.
7 Сколько бы Я ни странствовал вместе со всеми израильтянами, никогда не говорил Я ни одному из колен Израиля, ни одному из его пастырей: „Почему вы не построите мне дворец из кедра?“
8 И теперь передай слуге Моему Давиду, что говорит ГОСПОДЬ Воинств. Я взял тебя с пастбища, где ты прежде ходил за овцами, чтобы ты стал правителем народа Моего, Израиля.
9 Я пребывал с тобой во всех твоих странствиях, Я истреблял у тебя на виду всех твоих врагов; и Я прославлю имя твое, уподобив его именам великих мира сего.2
10 Я обустрою место для народа Моего, Израиля, подобно саду насажу его, и будет он жить там, и никто не побеспокоит его. Не будут более злодеи губить его, как бывало прежде,
11 еще с тех времен, как ставил Я судей над народом Моим, Израилем. Я дам тебе покой от всех твоих врагов. ГОСПОДЬ возвещает тебе ныне, что произведет от тебя великий род!3
12 Когда исполнятся дни твои и настанет время отойти к праотцам, Я возведу на твой престол потомка, рожденного от тебя, и упрочу царство его.
13 Он и построит Мне Храм, а Я утвержу престол его царства навсегда.4
14 Я стану ему Отцом, а он будет Мне сыном! Если он согрешит, то накажу его жезлом человеческим, ударами от сыновей Адамовых,
15 и любви Моей неизменной не отниму у него, как Я отнял ее от Саула, которого отверг до тебя.
16 Непоколебимы вечно дом твой и царство твое предо Мной,5 престол твой утвердится навеки!»
17 Все эти слова и видение Натан пересказал Давиду.
18 Тогда царь Давид пошел и, представ перед ГОСПОДОМ, сказал: «Кто я пред Тобой, Владыка ГОСПОДИ, и что пред Тобой род мой, что Ты даровал мне всё это?
19 Но даже и это показалось Тебе недостаточным, Владыка ГОСПОДИ, что Ты дал еще обетование мне о будущем потомства моего? Неужели, Владыка ГОСПОДИ, Ты так обращаешься с тем, кто всего лишь человек?
20 Может ли что добавить слуга Твой Давид? Ты ведь знаешь слугу Своего, Владыка ГОСПОДИ!
21 Как изрек Ты,6 как на сердце Тебе легло, так и поступил Ты, возвеличив слугу Своего и поведав ему всё это.
22 Воистину велик Ты, Владыка ГОСПОДИ, ибо нет равного Тебе, и нет иного бога, кроме Тебя, как мы и слышали это своими ушами.
23 Какой народ сравнится с народом Твоим, Израилем, — единственным племенем на земле, которое Бог пришел искупить и соделать Своим народом, чтобы прославить тем Свое имя? Ты совершал ради земли Своей великие чудеса, внушавшие трепет, изгоняя перед народом Твоим другие народы с идолами их, когда Ты выводил7 Свой народ из Египта.
24 Ты твердо избрал Израиль, соделав его народом Своим навеки, и Ты, ГОСПОДИ, стал Богом его.
25 А теперь, ГОСПОДИ Боже, — утверди навеки слово, что Ты изрек о слуге Своем и о роде его, и то, что Ты заповедал, исполни!
26 Возвеличится имя Твое навеки, и будут говорить: „ГОСПОДЬ Воинств — Бог над Израилем!“ И род слуги Твоего Давида да стоит перед Тобою твердо.
27 Ведь Ты, ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израилев, открыл слуге Своему, что Ты Сам произведешь от него великий род, и потому слуга Твой осмелился8 молиться Тебе об этом.
28 Воистину, Владыка ГОСПОДИ, Ты есть Бог, слова Твои непреложны! Доброе ты поведал слуге Своему.
29 И ныне яви благоволение Твое и благослови род слуги Своего, да будет он вовеки пред Тобой. Ведь Ты, Владыка ГОСПОДИ, изрек это, и если Ты благословишь — вовеки благословен будет дом слуги Твоего!»

Толкование Далласской семинарии

В. Завет Господа с Давидом (глава 7)

2Цар 7:1−2. После того, как Давид утвердился на иерусалимском троне и какое-то время жил Божией милостью мирно, не тревожимый «окрестными врагами» своими, стал он задумываться о том, чтобы переносную скинию заменять постоянным «домом для Господа», где Он мог бы обитать среди народа Своего. Не гоже это, думал царь, чтобы ковчег Божий находился под шатром, тогда как он, Давид, живет в доме из кедрового дерева.

2Цар 7:3−17. О своем желании царь сказал пророку Нафану, и тот поначалу одобрил его намерение, оказавшееся, однако, преждевременным, о чем как пророку, так и самому Давиду, предстояло узнать весьма скоро. Ибо в ту же ночь было слово Господа к Нафану. Со дня исхода евреев из Египта, сказал Господь пророку в его ночном видении, Он обитал среди Своего народа во временном святилище. И нет необходимости менять это. Не было на то Божией воли, чтобы Давид строил Ему дом, но Сам Господь устроит дом Давиду! (стих 11).

Не из убожества ли вызвал Он Давида, чтобы сделать его пастырем народа Своего (стих 8), который Он намерен «укоренить» на месте (т. е. на земле) его. Под «домом», который Бог устроит для Своего избранника, подразумевался царствующий дом, или царская династия. Она началась с Давида, но конца ей не будет (стих 16). Это будут вечное царство и вечный престол, потому что вечен Сын Давидов, Которому они принадлежат (сравните 23:5).

Обещание Давиду и его «семени» царского достоинства, в сущности, дано было во исполнение гораздо более древнего благословения и обетования, согласно завету с Авраамом, о том, что от патриархов пойдут цари (Быт 17:6, 16; 35:11). Иуде, правнуку Авраама, было ясно сказано, что обещанный правитель произойдет от него (Быт 49:10). И вот Самуил помазал Давида, потомка Иуды, о котором Господь сказал, что «это он» (1Цар 16:12).

Давид знал, что избран Богом, и сознавал высший смысл этого выбора в плане осуществления мессианского родословия, завершиться которому предстояло в Небесном Потомке и Царе (Пс 2:6−7; 109; обратите внимание на слова Ефана в Пс 88:4−5). Да и пророки свидетельствовали о Мессии из рода Давидова, правление Которого будет вечным (Ис 9:1−7; 11:1−5; Иер 30:4−11; Иез 34:23−24; 37:24−25; Ам 9:11−15).

Обетование, что народ Господень, царство Давидово, навсегда укоренятся в своей земле, тоже основывалось и на более ранних откровениях Господа. Так, Бог сказал Аврааму, что «семени» его Ханаан будет дан как дом его в вечное владение (Быт 13:15; 15:18; 17:8; Втор 34:4). Что же касается храма, то Давиду не было дано построить его, но чести этой предстояло удостоиться его сыну (2Цар 7:12−13).

Разбираемые стихи являют собой интересный пример ветхозаветного откровения, в котором одни элементы подлежат исполнению в непосредственном будущем (все, что касалось Соломона и других потомков Давида по сугубо человеческой линии), а другие — во времена гораздо более отдаленные (явление Иисуса Христа, сына Давидова; Лк 1:31−33).

2Цар 7:18−29. Потрясенный этим откровением, царь Давид от всего сердца славит Бога и Его несравненное величие (стих 22). Обращает на себя внимание фраза в стихе 19: Это уже по человечески, Господи мой, Господи! Давид хочет сказать, что ощущает Бога, снисходящего до него и являющего ему столько незаслуженной заботы и милости, как близкого себе человека.

Особенно глубоко трогает его попечительство Бога об Израиле, который Он выделил среди всех народов, приобретя его Себе у Египтян, чтобы явить на нем силу искупления Своего и прославить имя Свое посредством совершения перед Израилем великих и страшных дел (выразившихся, в частности, в изгнании из Ханаана других народов и богов их; стихи 23−24).

Свое славословие Давид завершает мольбой к Богу исполнить и то, что изрек Он теперь (через Нафана) — и да возвеличится имя Его во веки. Обращает на себя внимание благоговейное и вместе исполненное искренним чувством обращение Давида к Богу: это его неоднократное Господи мой, Господи, Господи Саваоф, Боже Израилев! (евр. адонаи, Яхве). Сознавая всю свою малость перед Ним, еврейский царь подчеркнуто называет себя рабом Его, 10 раз употребив это слово в стихах 19−29.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: доме; то же ниже.
9  [2] — Букв.: великих на земле.
11  [3] — Букв.: отстроит тебе дом.
13  [4] — Ср. 3:9,10.
16  [5] — Так в некот. евр. рукописях и древн. пер., в большинстве евр. рукописей: пред тобой.
21  [6] — Букв.: ради слова Своего.
23  [7] — Букв.: выкупил.
27  [8] — Букв.: нашел в сердце своем (мужество).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.