3 Царств 11 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Царь Соломон любил своих многочисленных иноземных жен: дочь фараона, моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хетток.
2 Были они из тех народов, о которых ГОСПОДЬ сказал израильтянам: «Не общайтесь с ними, и пусть они не общаются с вами, не то увлекут они вас1 к своим богам». Вот кого крепко полюбил Соломон!
3 У него было семьсот знатных жен и триста наложниц, и они2 совратили его.
4 Когда Соломон состарился, жены увлекли его к иным богам, и не был он до конца предан ГОСПОДУ, Богу своему, как был предан отец его Давид.
5 Соломон последовал за Астартой, богиней сидонской, и за Милькомом, мерзостью аммонской.
6 И было то, что делал Соломон, злом в глазах ГОСПОДА, не следовал он за ГОСПОДОМ во всей полноте, как отец его Давид.
7 Соломон построил капище Кемошу, мерзости моавской, на горе, что напротив Иерусалима, и Молоху, мерзости аммонской.
8 То же самое он сделал для всех своих иноземных жен, чтобы они воскуряли благовония и приносили жертвы своим богам.
9 Прогневался ГОСПОДЬ на Соломона за то, что тот отступился от ГОСПОДА, Бога Израиля: дважды ГОСПОДЬ являлся ему
10 и заповедал не поклоняться чужим богам,3 но Соломон не исполнил заповеди ГОСПОДНЕЙ.
11 И ГОСПОДЬ сказал Соломону: «За то, что ты так поступаешь и не соблюдаешь условий Союза, Завета Моего, заключенного с тобой, и данных Мною тебе повелений, Я вырву царство у тебя и отдам твоему слуге.
12 Я не сделаю этого при твоей жизни ради отца твоего Давида — Я вырву царство из рук твоего сына,
13 но не всё царство отниму: одно колено оставлю твоему сыну ради слуги Моего Давида и ради Иерусалима, который Я избрал».
14 ГОСПОДЬ наслал на Соломона противника — эдомитянина Хадада, из рода эдомских царей.
15 Во время войны Давида с Эдомом военачальник Йоав, отправившись в Эдом похоронить павших, уничтожил всех мужчин в Эдоме.
16 Шесть месяцев оставался там Йоав с израильским войском, пока не перебили они всех мужчин в Эдоме.
17 Но Хадад вместе с эдомитянами, служившими его отцу, бежал в Египет. Он был тогда еще ребенком.
18 Оставив Мидьян, они отправились в Паран и, захватив с собой людей из Парана, пришли в Египет к фараону, царю египетскому. Тот дал ему жилье и пищу и даже выделил землю.
19 Хадад снискал у фараона великую милость, и тот выдал за него сестру своей жены, царицы Тахпенес.
20 Сестра Тахпенес родила ему сына по имени Генуват, и Тахпенес воспитывала его во дворце фараона, так что Генуват жил во дворце с сыновьями фараона.
21 Живя в Египте, Хадад услышал, что Давид отошел к праотцам и что военачальник Йоав тоже умер, и попросил у фараона разрешения вернуться в свою страну.
22 «Зачем тебе возвращаться в свою страну? — спросил его фараон. — Разве здесь тебе чего-то не хватает?» «Нет, — ответил тот, — но всё же отпусти меня».
23 И другого противника наслал Бог на Соломона — Резона, сына Эльяды, который бежал от своего владыки Хадад-Эзера, царя Цовы.
24 Собрав вокруг себя людей, он стал главарем шайки. Когда Давид разгромил их, они отправились в Дамаск и жили там, правя Дамаском.
25 Он был врагом Израиля в дни правления Соломона, он творил зло, как и Хадад, и ненавидел Израиль. Он правил Сирией.
26 Поднял руку на царя Соломона и слуга его Иеровоам, сын Невата, из племени Ефрема. Он был из Цареды, матерью его была вдова по имени Церуа.
27 Вот как случилось, что Иеровоам восстал против царя.4 Соломон возводил насыпь5 и заделывал проход в стене Города Давида, отца своего.
28 Иеровоам был могучим человеком, и Соломон, увидев, что юноша справляется с порученной работой, поставил его над всеми подневольными работниками из потомков Иосифа.
29 Как-то Иеровоам вышел из Иерусалима и повстречал на пути пророка Ахию из Силома. На том был новый плащ; в поле никого, кроме них двоих, не было.
30 Тогда Ахия взял свой новый плащ и разорвал его на двенадцать частей.
31 Он сказал Иеровоаму: «Возьми себе десять частей, потому что так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Я вырву царство из рук Соломона и дам тебе десять колен.
32 Но одно колено останется за ним ради слуги моего Давида и ради Иерусалима — города, который Я избрал из всех колен Израилевых.
33 Оставил Меня Соломон и стал поклоняться Астарте, богине сидонской, и Кемошу, богу моавскому, и Милькому, богу аммонскому, не следовал он Моими путями, не творил угодного Мне, не соблюдал заповедей и повелений Моих так, как отец его Давид.
34 Не отниму у него всё царство: на всю жизнь Я поставил его правителем ради слуги Моего Давида, которого Я избрал, который соблюдал заповеди и повеления Мои.
35 Но у сына его Я отниму царство и десять колен отдам тебе,
36 а сыну его оставлю одно колено, чтобы светильник слуги моего Давида всегда был предо Мной в Иерусалиме, в городе, который Я избрал, чтобы наречь Своим именем.
37 Тебя же Я поставлю царем над всем, чего пожелаешь, — ты будешь царем Израиля.
38 И если ты будешь внимать всему, что Я заповедаю тебе, будешь следовать Моими путями и творить угодное Мне, соблюдая Мои заповеди и повеления, как поступал слуга Мой Давид, то Я буду с тобой и позволю роду твоему прочно утвердиться, подобно тому как Я утвердил род Давида,6 и отдам тебе Израиль.
39 А род Давида за это Я унижу, но не навсегда“».
40 Соломон пытался убить Иеровоама, но Иеровоам бежал в Египет, к царю египетскому Шишаку. Он оставался в Египте до смерти Соломона.
41 Прочее о Соломоне, обо всех его деяниях и мудрости записано в свитке «Деяний Соломоновых».
42 Сорок лет Соломон был царем в Иерусалиме, правил всем Израилем.
43 И отошел Соломон к праотцам и был похоронен в Городе отца своего Давида, а царем после него стал сын его Ровоам.

Толкование Далласской семинарии

4. ОТСТУПНИЧЕСТВО СОЛОМОНА (ГЛ. 11)

Итак, впечатляющее и, казалось бы, отмеченное печатью могущества и силы, царствование Соломона таило в себе некую внутреннюю слабость, на которую до сих пор только намекалось, однако, в этой главе о ней говорится открыто.

а. Чужеземные жены Соломона (11:1−8)

3Цар 11:1−8. Не только излишнее количество коней запрещено было Богом иметь царю (Втор 17:16; толкование на 3Цар 10:26−29), но и брать себе множество жен было ему запрещено, «дабы не развратилось сердце его» (Втор 17:17). Но именно это и случилось с Соломоном. При дворе его возник огромный гарем: семьсот жен и триста наложниц жили в нем. Эти языческие жены царя вовлекли его в идолопоклонство, как и предупреждал Бог (Исх 23:31−33; 34:15−16; Втор 7:1−4). Соломон продолжал поклоняться Иегове, но и другим богам он стал… служить тоже.

Сердце его уже не было вполне предано Господу. Очевидно, он пришел к выводу, что раз он великий царь, то и жить должен, подобно другим великим царям этого мира, хотя такой образ жизни означал прямое неповиновение Божиему слову. Чем старше становился Соломон, тем все дальше «уходил» он от Бога (3Цар 11:33).

Астарта была богиней любви и плодородия, служение которой сопряжено было с глубоко безнравственными ритуалами и поклонением звездам. В Священном Писании она названа «мерзостью Сидонской» (4Цар 23:13). Милхому, или Молоху, приносились человеческие жертвы, и в первую очередь дети, что Моисеевым законом было строго запрещено (Лев 18:21; 20:1−5). С такой же жестокостью и безнравственностью связано было поклонение Хамосу. Гора пред Иерусалимом, на которой Соломон… построил языческие капища, по-видимому, была Масличной горой (сравните 4Цар 23:13).

б. Божий приговор Соломону (11:9−13)

3Цар 11:9−13. О причине осуждения Соломона свыше сказано вполне недвусмысленно: за то, что он уклонил сердце свое от Господа (стих 9; сравните стих 4), за то, что не сохранил завета… и уставов Божиих (стих 11). Все это, несмотря на дважды данные царю откровения и обещания, последовавшие от Господа (3:5; 9:2).

Раб, о котором говорится в стихе 11, это — Иеровоам; его руками и было впоследствии «отторгнуто» царство… от… сына Соломонова — Ровоама. Одно колено, или племя (стих 13), которое Бог оставил Ровоаму, было колено Иудино. В сущности, здесь подразумевались два колена — Иуды и Вениамина, но последнее было очень маленьким, и оба они составили то, что в истории известно как Южное царство, или Иудея. Колену Симеонову дана была территория на юге от Иудеи, но позднее, по крайней мере, часть этого колена ушла на север (толкование на Нав 19:1−9).

Бог говорит, что смягчил свой суд над Соломоном и не допустил разделения царства в его дни ради Давида. Давид тоже согрешал против Господа, но в сердце своем, тем не менее, оставался верным Ему. Потому и согрешения его в глазах Господних не были столь тяжелы, как отступничество Соломона. Ведь первой и главной заповедью, данной евреям, было любить Бога всем сердцем своим (Втор 6:5).

в. Внешние враги Соломона (11:14−25)

3Цар 11:14−22. Адер (или Гадад) Идумеянин был царевичем идумейским, в свое время бежавшим в Египет. Идумеи (едомляне), чья страна лежала юго-восточнее Израиля, были давними врагами его. Давид покорил Идумею (2Цар 8:13−14; здесь, в стихах 15−17, приводятся дополнительные в этой связи подробности). Итак, несколько идумейских сановников, избежавших тяжелой руки Иоава, бежали, взяв с собой маленького царевича Адера, в Египет.

Их путь лежал поначалу из Мадиама (царство, находившееся южнее Едома и восточнее современного Акабского залива) в Фаран (на территории Синайского полуострова, между Мидией и Египтом). Мы читаем, что фараон (возможно, тот, что был предшественником тестя Соломона) настолько сердечно отнесся к идумейскому царевичу, что когда тот вырос, дал ему в жену сестру своей жены.

Есть все основания предполагать, что давняя враждебность идумеев к израильтянам с новой силой воспылала в сердце царевича Адера, который мечтал отомстить им за массовое избиение своих соплеменников. Видимо, в Едом он возвратился вскоре после смерти Давида (в 971 г. до Р. Х.) и его военачальника Иоава. И с тех пор, вероятно, представлял известную военную угрозу для Соломона (стих 25).

3Цар 11:23−25. И… еще одного противника… воздвиг Бог против Соломона — некоего Разона из царства Сувского (табл. «Арамейские цари в 3 и 4 книгах Царств»), находившегося сразу на юг от Дамаска (2Цар 8:3−6). Он был мятежником, осевшим в Дамаске. Став предводителем шайки, он взял столицу Сирии под свой контроль. Все это было еще во дни царя Давида. А при Соломоне он стал царем Сирии (стих 25).

г. Противники Соломона внутри страны (11:26−40)

3Цар 11:26−28. Но наибольшую опасность для Соломона и его династии представлял собой Иеровоам… молодой и мужественный… человек из колена Ефремова, в будущем главного племени северного, Израильского, царства. Напомним, что и колено Ефремово и прочие израильские колена издавна недовольны были властью над собой царя из дома Иудина (2Цар 19:41−43).

Соломон, проводя реставрационные работы в Иерусалиме, обратил внимание на понравившегося ему делового юношу и поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Хотя из 9:22 узнаем, что сынов Израилевых Соломон на тяжкие работы не ставил, исключения, по-видимому, имели место. Так, в этих стихах читаем о членах дома Иосифова, занятых, подобно язычникам (сравните 9:21), на строительных работах. Надсмотрщиком над соплеменниками, исполнявшими рабский труд, был поставлен Иеровоам. Обида и негодование на Соломона, которому вынуждены были подчиняться другие колена, включая Ефремово, зрели в Иеровоаме, который, в конце концов, поднял руку на царя (стих 26).

3Цар 11:29−33. Ахия, пророк (тоже ефремлянин; Силом, откуда он был родом, находился на территории Ефрема), которого, однако, прежде Иеровоам не знал и встретил случайно, выйдя из Иерусалима, наглядно продемонстрировал ему решение Божиего суда относительно еврейского царства, разодрав свою новую одежду на двенадцать частей и десять из них вручив Иеровоаму. На того это, должно быть, произвело сильное впечатление.

Одно колено, которое должно было остаться с Соломоном, было коленом Иудиным (толкование на стих 13), точнее, подразумевались колена Иудино и Вениаминово. Это соответствовало тому, что прежде было сказано Соломону Самим Богом (стихи 11−13). Не только царь, но и народ израильский оставил Иегову (толкование на стихи 5−7 — относительно Астарты… Хамоса… Милхома).

3Цар 11:34−39. Сыном Соломона, о котором говорится в стихах 35−36, был Ровоам; ему оставлялось одно колено (сравните стих 13, 32), дабы не угас светильник Давида… во все дни пред лицем Божиим. Подобно тому, как светильник постоянно освещает шатер или дом, предстояло Иуде быть постоянным свидетелем того, что выбор Божий, павший на Давида (из колена Иудина), остается неизменным (сравните 15:4; 2Цар 21:17; 4Цар 8:19). Богу угодно было сохранить потомство Давида ради обещанного народу Мессии.

Иеровоаму было сказано, что власть его будет простираться над всем, чего пожелает душа его, и что он будет царем Израиля (стих 37), однако, с условием, что он во всем будет послушен Богу, как был Ему послушен Давид. Но Иеровоам не соблюл поставленного ему условия, соответственно и обещанное ему Богом не осуществилось.

Примечательно, что, готовясь смирить род Давидов, Бог изрек через Ахию, что будет это не на все дни. Роду этому вновь предстояло воссиять в явлении в нем (и через него) Иисуса Христа. Пророчество Ахни исполнилось до конца.

3Цар 11:40. О причине, почему Соломон хотел… умертвить Иеровоама, не говорится. Возможно, тот попытался «взять дело в свои руки» и совершить дворцовый переворот. Так или иначе, ему пришлось бежать в Египет, к фараону Сусакиму (945−924 гг. до Р. Х.). Этот фараон был крайне враждебно настроен к Соломону и его династии. После смерти Соломона, в царствование сына его Ровоама, он пошел войной на Иудею (2Пар 12:2−4 захватил Иерусалим (3Цар 14:25−26).

д. Смерть Соломона (11:41−43)

3Цар 11:41−43. Ведомый Духом Святым, автор 3 и 4 книг Царств записал в них только то, что записал; он сообщает, однако, что прочие события царствования Соломона и все, что он делал… описаны в книге дел Соломоновых (которая не сохранилась). (толкование на 14:19.) Здесь первая такая (из нескольких последующих) ссылка на летописные источники (14:19, 29; сравните 2Пар 9:29; 12:15; 26:22; 32:32).

Соломон царствовал сорок лет (971−931 гг. до Р. Х.). По смерти он предан был почетному погребению в городе Давида (толкование на 3Цар 2:10).

Печальным был конец жизни Соломона. Щедро благословенный Богом, он позволил талантам своим и богатству, т. е. дарам, полученным от Бога, возобладать над сознанием своим и душою: он любил только их и только ими наслаждался. Беда, однако, была не в том, что Господь дал Соломону так много, а в том, что Соломон, хоть и получил свыше мудрость, чтобы успешно противостоять искушениям такого рода, совершил неверный выбор, обратив, как уже было сказано, все свои чувства на даяния, а не на Дающего.

Между тем, в глазах Божиих человек не достигает успеха автоматически — только по причине обладания мудростью; успех приходит к нему лишь в том случае, если данной ему мудростью он пользуется в повседневной жизни. Духовные победы в значительной степени зависят от умения делать выбор и не ошибаться в предпочтении одного другому.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: склонят они ваши сердца; то же в ст. 3, 4, 9.
3  [2] — Букв.: его жены.
10  [3] — Букв.: не идти за чужими богами.
27  [4] — Букв.: он поднял руку на царя.
27  [5] — Букв.: Милло — возможно, название одного из городских кварталов.
38  [6] — Букв.: воздвигну для тебя прочный дом, как тот, что воздвиг для Давида.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.