3 Царств 19 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ахав пересказал Иезавели всё, что сделал Илия и как он перебил мечом всех пророков Ваала.
2 Тогда Иезавель послала к Илии гонца с такими словами: «Пусть так-то и эдак поступят со мной боги и еще добавят, если завтра к этому часу я не покончу с тобой, как ты покончил с ними».
3 Илия испугался и, спасая свою жизнь, бежал в Беэр-Шеву, что в Иудее. Там он оставил своего слугу,
4 а сам ушел в пустыню.
Отойдя на один день пути, он сел под можжевеловым кустом и стал молить о смерти. «Довольно, ГОСПОДИ! — говорил он. — Забери мою жизнь — я ведь не лучше моих предков».
5 Он лег и заснул под этим кустом. Но его коснулся ангел и сказал: «Встань и поешь».
6 Он взглянул и увидел у себя в изголовье лепешку, испеченную на углях, и кувшин с водой. Он поел, выпил воды и снова лег.
7 Но вернулся ангел ГОСПОДЕНЬ и вновь коснулся его, сказав: «Встань и поешь, тебе предстоит дальний путь!»
8 Он встал, поел и попил. Подкрепившись, он отправился в путь и шел сорок дней и сорок ночей до Божьей горы, Хорива.
9 Там он нашел пещеру, вошел в нее и заночевал.
И было ему слово ГОСПОДНЕ: «Что ты здесь делаешь, Илия?»
10 «Я горячо ревную о ГОСПОДЕ, Боге Воинств, — ответил он, — отвергли израильтяне Твой Завет, жертвенники Твои разрушили, пророков Твоих перебили мечом — один я остался, но и у меня хотят отнять жизнь».
11 ГОСПОДЬ сказал: «Выйди и встань на горе пред ГОСПОДОМ — и пройдет там ГОСПОДЬ. И ураганный ветер будет рушить горы и валить скалы пред ГОСПОДОМ, — но не в ветре ГОСПОДЬ. После ветра — землетрясение, но не в землетрясении ГОСПОДЬ.
12 После землетрясения — пламя, но не в пламени ГОСПОДЬ. А после пламени — тонкий звук безмолвия».1
13 Когда услышал это Илия, то закрыл лицо накидкой, вышел и встал у входа в пещеру. И спросил его голос: «Что ты здесь делаешь, Илия?»
14 «Я горячо ревную о ГОСПОДЕ, Боге Воинств, — ответил он, — отвергли израильтяне Твой Завет, жертвенники Твои разрушили, пророков Твоих перебили мечом — один я остался, но и у меня хотят отнять жизнь».
15 ГОСПОДЬ сказал ему: «Иди в обратный путь через пустыню к Дамаску. Помажь Хазаэля в цари арамейские,
16 Иегу, сына Нимши, помажь в цари израильские, а Елисея, сына Шафата из Авель-Мехолы, помажь в пророки — вот твой преемник.
17 Кто избежит меча Хазаэля, того убьет Иегу, а кто спасется от меча Иегу, того убьет Елисей.
18 Я оставлю в живых семь тысяч человек в Израиле — всех, чьи колени не преклонялись перед Ваалом, чьи уста не целовали его».
19 Илия ушел оттуда и нашел Елисея, сына Шафата. Тот пахал поле на двенадцати парах волов и за последней шел сам. Проходя мимо, Илия набросил на него свою накидку.
20 Тот оставил волов и побежал за Илией, говоря: «Позволь мне поцеловать на прощанье отца и мать, и я пойду за тобой». «Возвращайся! — ответил Илия. — Разве я против?»2
21 Елисей вернулся, взял двух волов, зарезал их, развел из ярма и плуга костер, приготовил мясо и раздал его людям, чтобы они поели. А сам он отправился вслед за Илией и служил ему.

Толкование Далласской семинарии

3. О НЕЧЕСТИВОЙ ЖЕНЕ АХАВА (ГЛ. 19)

а. Бегство Илии (19:1−18)

3Цар 19:1−5а. Царицы Иезавели на горе Кармил не было, и обо всем происшедшем там она узнала от своего мужа. Возможно, Ахав надеялся, что сила Иеговы, явленная Им через Илию, произведет на царицу впечатление, и она предпочтет Господа Ваалу. Но та лишь впала в ярость и через своего посланца клятвенно заверила Илию, что не пройдет и суток, как она поступит с ним так же, как он поступил с пророками Ваала.

Примечательно, что угроза Иезавели испугала Илию. Не так давно он уговаривал «не бояться» сарептскую вдову (17:13) и совсем недавно всенародно продемонстрировал бессилие богов, которыми клялась отомстить ему Иезавель. И вот теперь он испугался той силы, которой обладала царица, словно позабыв о том, как Бог хранил его под Своей защитой на протяжении трех с половиной лет. (Высказывалось в этой связи соображение, что страх этот мог быть допущен в душу пророка Самим Богом, чтобы не утратил он сознания своей немощи.) Так или иначе, Илия бежал из Изрееля, чтобы спасти жизнь свою… в Вирсавию. Скрываясь от мести царицы, он прошел через всю территорию Иудеи (Вирсавия — самый южный город Иудеи).

Ища уединения, он… отошел оттуда в пустыню (Негев) на день пути (оставив своего слугу в Вирсавии), т. е. прошел еще километров 20. Пришедши, Илия сел под можжевеловым кустом (это растение пустыни, достигающее трех метров высоты и более, служит для топлива, а также дает некоторую тень). Пророк настолько впал в уныние, что стал просить у Бога смерти. Его заявление «ибо я не лучше отцов моих» (19:4), возможно, свидетельствовало о том, что Илия почел себя не справившимся со своим предназначением, поскольку ему, как и «отцам», не удалось отвратить израильтян от поклонения Ваалу. Измученный бегством и переживанием, Илия заснул.

3Цар 19:5б−8. Проснулся Илия от прикосновения Божиего посланника и слов Его: встань, ешь. Подкрепившись свежей лепешкой и напившись воды из кувшина (оставленных ангелом), Илия… опять заснул. Можно предположить, что Ангел явился Илии в образе человеческом, как это часто бывало в ветхозаветное время. И вторично явился ему Божий посланник некоторое время спустя, побуждая еще раз подкрепиться перед дальней дорогой. Моисей и израильтяне 40 лет странствовали по этой пустыне, питаемые Божией манной, усваивая по пути уроки милости Его и заботы.

Теперь Илии предстояло пересечь эту же пустыню за сорок дней и сорок ночей, хотя прямой путь от Вирсавии до Хорива (древнее название горы Синай; сравните Исх 3:1; 17:6; 33:6; Втор 5:2; 3Цар 8:9; Пс 105:19; Мал 4:4) не занял бы более 14 дней, ибо составляет примерно 200 км. Следовательно, Илия шел медленно, видимо, избирая окольные пути, чтобы уйти от возможных преследователей; вероятно, он делал продолжительные остановки, и все это время Бог не переставал духовно укреплять его. Может быть, Он чудесным образом питал Своего пророка, как и при начале его пути (стихи 5−7), но, возможно, что, подкрепившись пищей, данной ему ангелом, Илия последующие 40 дней… и ночей ничего не ел и не пил, как в свое время Моисей (Исх 34:28; Втор 9:9, 18).

Наконец он дошел до горы Божией Хорива, где Бог когда-то открылся Моисею и израильтянам и где Он вступил в завет со Своим избранным народом.

б. Илия получает откровение (19:9−18)

3Цар 19:9−16. В одной из горных пещер Илия нашел убежище для себя. И там ему было дано откровение свыше. Вопросом к Илии: что ты здесь (делаешь)? — Бог начинает беседу с ним. Отвечая Иегове, Илия не скрывает от Него охватившее его чувство подавленности, беспомощности и одиночества — перед лицом преследующих его нечестивцев!

Конечно, он знал, что не «один остался» среди верных Богу пророков (сравните 18:13), но чувствовал себя так, как если бы остался… один. «Возревновавший о Господе… Саваофе», он полагал, что потерпел поражение. Однако милостивый Бог не стал ни упрекать, ни наказывать Своего удрученного пророка, Он лишь наглядно продемонстрировал ему, что Божии пути — не то же самое, что пути человеческие.

3Цар 19:11−14. Встав у своей пещеры, Илия сделался свидетелем (согласно англ. тексту Библии) разыгравшихся по повелению Господа стихий, как за столетия до того был их свидетелем в этих же местах Моисей (Исх 19:16−18), да и сам он — в известном смысле — совсем недавно на горе Кармил (3Цар 18:38, 45). Илии было, однако, возвещено, что на этот раз не в сильном ветре… не в землетрясении и не в огне будет Господь, но в веянии тихого ветра (согласно англ. тексту — «в тихом голосе, шепоте»). Очевидно, это следует понимать в том смысле, что на этот раз Иегова даст откровение о Себе не в действии стихий, а в тихом и ласковом обращении к человеку (образ духовного, милосердного Начала, каковым и на страницах Ветхого Завета является Бог).

Есть основания полагать, что между демонстрацией Илии действия стихий и прозвучавшим для него «тихим голосом» прошло какое-то время. Илия снова сидел в пещере, но услышав сие (т. е. веяние ветра или шепот), опять вышел, закрыв лице… милотью (плащом). На вторично, в той же форме, прозвучавший к нему вопрос Господа (сравните стих 9), пророк ответил теми же словами (сравните стих 10).

3Цар 19:15−17. И тогда Бог повелел пророку возвратиться тем же путем, каким шел сюда, но идти в Дамаск — с тем, чтобы исполнить три Его задания: помазать Азаила в царя над Сириею (табл. «Цари Сирии в 3 и 4 книгах Царств» в комментарии на 3Цар 11:23−25), Ииуя — в царя над Изралем, а Елисея… из Авел-Мехолы в преемники себе. Через этих трех людей Иегове предстояло покончить с поклонением Ваалу, и зачинателем этого процесса должен был стать Илия.

Азаил впоследствии послужил орудием Божиего наказания Израиля, о чем читаем в 4-й Царств; Ииуй уничтожил дом Ахава и культ Ваала (4-й Царств). Оба они действовали мечом в буквальном смысле слова, Елисей же действовал «мечом духовным».

На деле Илия выполнил лишь последнее из указаний Господа, помазав Елисея в пророки вместо себя, но через него, своего преемника, он как бы выполнил и первые два задания. Елисей, хотя и необычным образом, был вовлечен в воцарение Азаила в Сирии (4Цар 8:7−11), а один из его помощников помазал в цари Ииуя (4Цар 9:1−3).

3Цар 19:18. Бог затем открыл Илии, что сохранил в Израиле семь тысяч верных Своих последователей, не преклонившихся пред Ваалом и не целовавших, как это принято у язычников, символы и изображения этого божества. Число «семь тысяч», которым обозначен здесь «остаток» верных Иегове, может соответствовать неопределенному множеству людей; «7», как известно, является числом святости, божественной полноты.

Сообщенное ему Богом не могло не обрадовать Илию, в отношении которого, если бы не страх и уныние, охватившие его, о чем повествуется в этой главе, трудно было бы поверить, что он был «человеком, подобным нам» (Иак 5:17).

в. Преемник Илии (19:19−21)

3Цар 19:19−20. Илия оставил Синайский полуостров и на обратном пути встретил Елисея (имя это значит «В моем Боге — спасение»). Было это близ родного города будущего пророка Авел-Мехолы (стих 16), в Иорданской долине, на полпути между Мертвым морем и морем Киннеретским, или Геннисаретским озером, на территории северного, Израильского, царства. Елисей, очевидно, принадлежал к состоятельной семье, владевшей большим земельным наделом (это видно из того, что пахал Елисей на 12-ти парах волов).

Илия, проходя мимо его, бросил на него милоть (плащ) свою; это было символическим действием, означавшим передачу силы и власти, сопряженных со статусом пророка. И Елисей осознал это, что видно из реакции его на действие Илии. Немедленно Елисей… оставил свой труд земледельца и последовал за Илиею. По его просьбе пророк разрешил ему проститься с родными. Фраза, переведенная как что «сделал я тебе?» — это идиоматическое выражение, означающее «поступай, как хочешь», или «разве я останавливаю тебя?» Илия как бы давал понять Елисею, что при всей важности пророческого призвания за ним остается свобода выбора.

3Цар 19:21. Символическое значение имеет и поступок Елисея, о котором говорится в этом стихе. Заколов пару волов и поджегши плуг, на котором пахал, Елисей тем запечатлел свое решение порвать с прежней жизнью ради служения Богу. Для прощального пиршества он… нажарил мясо волов и раздал его людям, и они ели. А сам Елисей стал слугою и помощником пророка Илии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
12  [1] — Или: трепетное безмолвие. Друг. возм. пер.: шепот, тихий и тонкий.
20  [2] — Букв.: ведь что я сделал тебе? Друг. возм. пер.: ведь я (еще) ничем не обременил тебя?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.